Конспект урока: "Нахождение целого по его части".
Документы для скачивания
Конспект урока МБОУ « Вишенская СШ» Белогорского района Республики Крым ФИО учителя: Бекташева Э. И. Класс: 5 Предмет: математика Тема урока: Нахождение целого по его части. Тип урока: комплексное применение знаний Планируемые результаты: Предметные: умение определить тип задачи и найти правильный способ решения. Личностные: ориентация учащегося на понимание причин успеха в учебной деятельности, стремление к улучшению результата за счёт самоанализа своей деятельности. Метапредметные: Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать будущие учебные действия. Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Коммуникативные: Развивать умение работать в группах, обучаться в сотрудничестве, вести монолог и диалог. Оборудование: ИКТ, учебное задание в парах на карточке, учебные принадлежности: карандаш, ручка, тетрадь. ХОД УРОКА 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы относительно решения задач из домашнего задания. Вопросы должны быть деталь ными, чтобы исследовать уровень усвоения учащимися темы. Таким образом, следует рассмотреть все задачи. Упражнения на упрощение учащиеся должны прокомментировать, дублируя свои действия на доске. После этого тетради с домашним заданием собираются для про верки и раздаются тетради с проверенным предыдущим домашним заданием. Учитель кратко комментирует результаты. 3. Мотивация и сообщение темы и цели урока. Начнем мы сегодня наш урок с отгадывания ребуса Ученики: Дробь Учитель: Правильно, ребята, это слово дробь. Вы знаете, что дроби применяются при решении различных типов задач. Учитель: Если вы должны найти Число по его дроби Т о на дробь вы поделите Значенье этой дроби. Ученики: Задачи на нахождение целого по его части. Учитель: Правильно, ребята 4. Актуализация опорных знаний Дидактическая игра «Угадайте слово» Способ игры 1. Для игры учитель должен подготовить листы с рисунками и за даниями по количеству учащихся в классе( для каждого зада ния отдельно) . 2. Учащиеся подписывают листы( три листа для каждого учаще гося) , указывая свое имя, фамилию и класс. ( Экземпляры ли стов приведены ниже. ) 3. Класс работает двумя командами. 4. После каждого задания капитаны команд собирают листы с от ветами и подсчитывают правильные ответы. 5. Побеждает та команда, у которой наибольшее количество пра вильных ответов. Задания для игры Задание 1 На островах Тихого океана живут черепахи- гиганты. Они такие большие, что дети могут кататься, сидя у них на спинах. Если вы правильно решите следующее задание, то узнаете, как называется самая большая в мире черепаха. Задание представлено на рисунке. ( Подсказка: сначала на рисунке, на котором представлено за дание, выполняют действия, то есть из единицы вычитают дробь; ответы записывают в клетках, расположенных ниже. Далее, сверяясь с рисунком, на котором представлено соответствие «От вет — Буква», в клетки третьей, самой нижней, строки вписывают соответствующие буквы и получают слово. ) 1- 7/ 30 1/ 3 1/ 5 5/ 7 3/ 8 1/ 10 5/ 11 7/ 20 3/ 4 1/ 2 Числа( разность) Соответствующие буквы Соответствие «Ответ — Буква» представлено на рисунке: Задание 2 На Земле живет около 75 миллиардов птиц. Самые крупные экземпляры одного из видов птиц весят до 135 кг, а высота их до стигает 2 м 40 см. В прошлом веке на острове Мадагаскар жила такая птица- гигант. Ее яйцо было величиной с добрую дыню: 33 см в длину и 24 см в ширину. Оно могло вместить более 9 л воды и было больше куриного в 150 раз. Узнать, как называется эта птица, вам поможет следующее задание. Примеры Ответ Соответствующая буква 1 41/ 417+ 38/ 417- 53/ 417= 2 11/ 417- 9/ 417+ 29/ 417= 3 12/ 417 – 8/ 417+ 3/ 417= 4 89/ 61 – 21/ 61 – 38/ 61= 5 35/ 61- 19/ 61 – 6/ 61= 6 32/ 61+ 29/ 61 – 45/ 61= Соответствие «Ответ- Буква»: Е В Р К Ч Я 7/ 417 30/ 61 26/ 417 31/ 417 10/ 61 16/ 61 Порядок записи букв: 6 4 2 5 1 3( Подсказка: сначала выполняют действия, потом в клетках справа записывают ответы и соответствующие им буквы. Затем эти буквы располагают в предложенном порядке и получают слово) . 5. Закрепление материала Дидактическая игра «Соответствие «Ответ — Буква» Способ игры 1. Учащиеся списывают с доски заранее подготовленную учите лем таблицу. 2. Учитель объявляет задание: нужно расположить буквы соот ветственно ответам, которые получат учащиеся. Если ответы будут правильными, в таблице можно будет прочитать назва ние самого большого дерева в мире. Это дерево достигает высо ты 83 м, в обхвате достигает 24 м 11 см, растет оно в Калифор нии( США) . Другое название этого дерева — мамонтовое. 3. Вопросы учитель демонстрирует на слайде или на плака те( зрительное восприятие в этой игре обязательно) . 4. Ответив на вопрос, учащийся в таблице под числом, получен ным в качестве ответа, проставляет букву, которую называет учитель( в тексте эти буквы приведены в скобках после каждо го вопроса) . 5. Для ответов на вопросы № 1- 7 и № 12- 14 отводится по 30 секунд, на № 8- 11 — по минуте. Таким образом, вся игра должна за нять 13- 15 минут. Вид таблицы 8 65 15 24 150 30 36 80 9 160 40 90 27 72 Вопросы для игры 1. Расстояние между двумя деревнями 24 км. За первую неделю бригада заасфальтиро- 5 вала — этого расстояния. Сколько кило метров заасфальтировали? ( К) 3 2. За первую неделю бригада заа сфальтировала 15 км, что состав ляет — расстояния 8 между двумя деревнями. Каково расстояние между двумя деревнями? ( Д) 3. На ветке сидело 12 птичек, 2/ 3 из них улетели. Сколько птичек улетело? ( С) 3 4. В классе 36 учащихся, — и з них катались на лыжах, осталь ные на санках. Сколько 4 учащихся каталось на лыжах? ( О) 3 4 5. Во лодя выполнял домашнее задание — ч, причем — этог о вре мени он потратил на 2 5 решение задач. Сколько времени Володя ре шал задачи? Выразите ответ в минутах. ( Н) 1 6. На странице 2000 букв, - - - всех букв составляет буква «а». Сколько раз встречается 25 буква «а» на данной странице? ( Д) 27 2 7. Занятия в школе продолжаются — часа, причем — этого времени отведено на переры- 4 9 вы. Сколько времени отведено на перерывы? Выразите ответ в минутах. ( Р) 8. Велосипедисты за два дня проехали 54 км. В первый день они проехали 5/ 9 всего пути. Сколько километров велосипедисты проехали во второй день? ( В) 9. Было 350 руб, потратили 4/ 7 всех денег. Сколько денег оста лось? ( О) 10. В тетради 24 страницы, 5/ 8 всех страниц исписаны. Сколько страниц чистых? ( Е) 11. Автотуристы за три дня проехали 420 км. За первый день они проехали 3/ 7, а за второй день – 5/ 12 всего пути. Сколько кило метров т уристы проехали за третий день? ( Е) 12. Сколько денег составляет вся сумма, если 3/ 4 всех имеющихся денег – это 120 руб? ( Н) 13. Сыну 8 лет. Его возраст составляет 2/ 9 возраста отца. Сколько лет отцу? ( Я) 14. Какова длина отрезка, если 3/ 5 равны 18 см? ( Й) Верный ответ( Информация для учителя) : секвойядендрон. Физминутка. Игра «Молчанка» Верное высказывание — сидим. р уки вверх; ложное — встаём. Верно ли, что при умножении дробей множители нужно приводить к общему знаменателю? Верно ли, произведение частного и делителя равно делимому? Верно ли, что делитель может быть равен нулю? Верно ли, чтобы найти число по его дроби нужно разделить на эту дробь число ей соответствующее? Верно ли, что при сложении дробей слагаемые нужно приводить к общему знаменателю? Верно ли, чтобы найти дробь от числа, надо число разделить на эту дробь? Верно ли, что число состоящее из целой части и дробной части называют смешанным числом? 6. Письменное решение задач Закрепление полученных знаний. Учитель предлагает решить следующие за дачи по вариантам. Ученики записывают только одни ответы. Затем меняются тетрадями, и проверяют тетрадь своего соседа по парте. 1 вариант 2 вариант 1. Найдите от 28. 1. Найдите от 27. 2. Найдите от 27. 2. Найдите от 63. 3. 1/ 5 кг муки стоит 13 руб. Сколько стоит 1 кг? 3. 1/ 10 кг сахара стоит 9 руб. Сколько стоит 1 кг? 4. 12/ 35 числа равны 36. Чему равно это число? 4. 19/ 37 числа равны 38. Чему равно это число? Оценивание: «5»- 4 правильных ответов «4»- 3 правильных ответов «3»- 2 правильных ответа «2»- менее 2 правильных ответов 7. Итоги урока. Как вы считаете, что вам сегодня на уроке удалось, а над чем еще надо поработать? Учитель подводит итоги выполнения упражнений и решения задач. 8. Домашнее задание 9. Этап рефлексии У каждого из вас на столе карточка с нарисованным вами личиком, переверните его и нарисуйте новое личико. Уходя из класса, прикрепите на доску. Первое личико обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”. Второе обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Третье обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”