Семинар -практикум для педагогов "Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС"
Документы для скачивания
Семинар – практикум Тема: Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС. «Не то, что мните вы, — природа. Не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык. Ф. Тютчев Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии, повысить профессиональное мастерство, установить тесное сотрудничество между педагогами дополнительного образования. Задачи: 1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии. 2. Показать различные формы творческой работы, применяемые при решении задач экологического воспитания. 3. Развивать творческий и познавательный интерес у педагогов. 4. Воспитывать любовь к природе. План семинара- практикума: Теоретическая часть: 2. Практическая часть 2. 1. Экологический тренинг для педагогов. 2. 2. Игра «Ассоциац ии». 2. 3. Реше ние педагогических ситуаций. 2. 4. Экологическая п ритча. 2. 5. Решени е экологической задачи. 2. 6. Блиц- конкурс «Как растения и животные погоду пре дсказывают» 2. 7. Фрагмент игры «Тайны природы». 3. Итог. Ход семинара: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас семинар- практикум на тему: «Творческий подход в решении задач экологического воспитания». Сегодняшний семинар позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагог ами. Теоретическая часть: Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания. HYPERLINK" https: / / share. yandex. net/ go. xml? service= vkontakte& amp; url= http% 3A% 2F% 2Fpedsovet. su% 2Ffgos% 2F6674_ ekologicheskoe_ vospitanie_ doshkolnikov& amp; title= % D0% AD% D0% BA% D0% BE% D0% BB% D0% BE% D0% B3% D0% B8% D1% 87% D0% B5% D1% 81% D0% BA% D0% BE% D0% B5% 20% D0% B2% D0% BE% D1% 81% D0% BF% D0% B8% D1% 82% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20% D0% B4% D0% BE% D1% 88% D0% BA% D0% BE% D0% BB% D1% 8C% D0% BD% D0% B8% D0% BA% D0% BE% D0% B2% 20% D1% 81% 20% D1% 83% D1% 87% D0% B5% D1% 82% D0% BE% D0% BC% 20% D0% A4% D0% 93% D0% 9E% D0% A1. % 20% D0% A4% D0% BE% D1% 80% D0% BC% D1% 8B% 20% D0% B8% 20% D0% BC% D0% B5% D1% 82% D0% BE% D0% B4% D1% 8B% 20% D1% 8D% D0% BA% D0% BE% D0% BB% D0% BE% D0% B3% D0% B8% D1% 87% D0% B5% D1% 81% D0% BA% D0% BE% D0% B3% D0% BE% 20% D0% B2% D0% BE% D1% 81% D0% BF% D0% B8% D1% 82% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D1% 8F% 20- % 20% D0% 94% D0% BE% D1% 88% D0% BA% D0% BE% D0% BB% D1% 8C% D0% BD% D0% BE% D0% B5% 20% D0% BE% D0% B1% D1% 80% D0% B0% D0% B7% D0% BE% D0% B2% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20- % 20% D0% 9F% D1% 80% D0% B5% D0% BF% D0% BE% D0% B4% D0% B0% D0% B2% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20- % 20% D0% 9E% D0% B1% D1% 80% D0% B0% D0% B7% D0% BE% D0% B2% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 2C% 20% D0% B2% D0% BE% D1% 81% D0% BF% D0% B8% D1% 82% D0% B0% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20% D0% B8% 20% D0% BE% D0% B1% D1% 83% D1% 87% D0% B5% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20- % 20% D0% A1% D0% BE% D0% BE% D0% B1% D1% 89% D0% B5% D1% 81% D1% 82% D0% B2% D0% BE% 20% D0% B2% D0% B7% D0% B0% D0% B8% D0% BC% D0% BE% D0% BF% D0% BE% D0% BC% D0% BE% D1% 89% D0% B8% 20% D1% 83% D1% 87% D0% B8% D1% 82% D0% B5% D0% BB% D0% B5% D0% B9% 20% D0% 9F% D0% B5% D0% B4% D1% 81% D0% BE% D0% B2% D0% B5% D1% 82. su" \ t" _ blank" \ o" ВКонтакте" 1 0 0 Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно- нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины. Как реализуется экологическое воспитание в детском саду Начало формы Суть экологического воспитания в ДОУ Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии: устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей; бережного отношения к природе; правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»; моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений; эмоциональной отзывчивости к живой природе; положительных эстетических ощущений от любования природой; умений познавать особенности окружающего мира. Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3- 5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности: наблюдения; опыты; исследования; игры; труд; художественно- эстетическая практика; знакомство с природоведческой литературой; занятия физкультурой и спортом. Важным моментом является необходимость осуществления экологического воспитания в двух направлениях: на обучающих занятиях; в повседневной жизни. Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полученные на занятиях, закреплять в процессе предметно- преобразующей деятельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и животными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результате у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, активизируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятельности в природе. Формы экологического воспитания Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания: коллективные; групповые; индивидуальные. Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологические праздники «Дары природы», «Осенний бал», «Здравствуй, лето», «Ах ты, зимушка- зима» и т. д. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию в тренингах, конференциях, уроках доброты, экологических марафонах и фестивалях. К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы является привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как выступление агитбригады, ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направленности, участие в природоохранных акциях. В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. Положительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно- эстетическая деятельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т. д. Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями: консультации; конкурсы; семейные встречи; выставки детских работ; методические бюллетени; праздники. Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельностью, предлагать им лично значимую экологическую информацию. Методы экологического воспитания дошкольников Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно- действенным и проектным. Наблюдение Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия. Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения должны проводиться регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, домашние животные и насекомые. Примерно 1- 2 раза в месяц дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых. При организации наблюдения важно соблюдать такие правила: объект наблюдения должен быть доступным для восприятия; время для наблюдения должно составлять 5- 10 минут нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым: восприятие объектов природы; исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями; творческое отображение полученной информации. Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно. Игра Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы. Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных. Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельности получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным занятиям. В детском саду практикуются сюжетные игры, игры- практикумы, игр ы- иллюстрации и инсценизации. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик( брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д. ) , но и познать свойства этих природных материалов. Проектная деятельность Отличным способом объединить разнообразные виды деятельности, направленные на познание окружающего мира, является проектный метод. Он предусматривает осуществление дошкольниками практической целенаправленной деятельности и способствует формированию у них личного жизненного опыта по взаимодействию с природными объектами. Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретические знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности. С дошкольниками можно реализовывать исследовательские, практико- ориентировочные, ролево- игровые, творческие проекты. Обычно это кратковременные групповые или индивидуальные проекты. Создание экологической среды Важным воспитательным аспектом, влияющим на формирование экологической культуры у дошкольников, является создание в детском саду благоприятной экологической среды. Это непрерывный процесс, который подразумевает организацию специального экологического пространства и проведение регулярных действий, направленных на поддержание в нем необходимых для живой природы условий. Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а принимать активное участие в уходе за ними. Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учреждении решается важное задание — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить. Практическая часть: В начале практической части нашего семинара я предлагаю вам разделиться на четыре команды с помощью изображений четырех стихий( вода, огонь, земля, воздух) . ( Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на четыре команды) . — Экологический тренинг( под звуки леса) Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем клубе. Экологический тренинг( под звуки леса) Закройте глаза и представьте себе, что вы сейчас находитесь в лесу. Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Вы вдыхаете его чистый, свежий воздух. Колышутся травы луга. Надо вами гордо кружатся птицы. Вам хорошо и приятно. Вы очень рады, что встретились с удивительным миром природы. Вы хотите жить в мире с природой. Тишина, слышно только пение птиц, шелест листьев, журчание реки. Покой и умиротворение в природе и вашей душе. Красота! Откроем глаза и мы снова в нашем саду. Игра «Ассоциации». Предлагаю поиграть в игру «Ассоциации»( вхождение в тему) , люди ассоциируют себя и окружающих с различными природными явлениями, животными или предметами, употребляя выражения «цветёт как роза», «работает как лошадь», «устал как собака » и т. д. Но всегда ли самооценка соответствует тому, как нас восприним ают окружающие? Попр обуйте подобрать ассоциации эко логического содержания к кому- либо из коллег, не называя его Ассоциации экологического содержания: Внешность, характер, манера поведения того человека ассоциируются у вас: со стихией( огонь, воздух, вода, земля) ; с природным явлением; с животным( зверь, птица, насекомое) ; с растением( дерево, кустарник, цветок) ; с минералом. Пять- шесть педагогов составляют рассказы, остальные участники пытаются догадаться, о ком идёт речь. Решение педагогических ситуаций. Сегодня мы поговорим о том, как педагоги могут повысить свою компетентность в вопросах экологического воспитания детей. Каждая команда должна решить следующую педагогическую с итуацию. Педагоги выполняют задание. Дается время на обсуждение мнений. Экология. «Экология — это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и с окружающей средой». Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу: «Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего». Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу. Педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе мы часто используем экологические сказки, одну из них предлагаю посмотреть. Блиц- конкурс «Как растения и животные погоду предсказывают» Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. Предлагаю вам небольшой блиц- конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. Паук усиленно плетет паутину —( к сухой погоде) . Стрижи, ласточки низко летают —( дождь предвещают) . Собака катается по земле, мало ест и много спит —( к вьюге) . Если утром трава сухая —( к вечеру ожидай дождя) . С утра лютики распустились и остались раскрытыми весь день —( к хорошей погоде) . Аромат цветов усилился — перед дождем. Кошка свернулась клубочком —( к похолоданию) . Ворона кричит зимой —( к метели) . Лягушки квакают —( к дождю) . Воробьи в пыли купаются —( к дождю) . Может кто- нибудь из вас напомнит другие приметы? Чтобы перейти к следующему блоку нашего семинара мне хотелось бы вам зачитать притчу: «Человек увидел, как злой серый волк напал на маленького беззащитного ягненка. Он убил волка и спас ягненка. Потом он увидел, что прожорливый, ненасытный ягненок уничтожает красивую изумрудную траву. Он убил ягненка и спас траву. Потом он вырвал эту сорную траву за то, что она сосет соки из земли. Затем он поразился тому, как уродует пейзаж грязная черная земля без травы, и все заасфальтировал. А потом задумался: чтобы еще сегодня сделать такого доброго и хорошего». Данная притча показывает силу антропогенного вмешательства в природу. Заключение: На этом наш семинар – практикум подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между педагогами нашего детского сада. Это не последняя наша встреча. И в заключении я хотела бы вам предложить оценить степень своего участия в его работе и выставите на доску фишку соответствующего цвета: красную – «В основном слушала и запоминала, так как не компетентна в вопросах экологии», ; желтую – «Могла бы быть активнее, но не хватило знаний»; зеленую – «Активно участвовала, уровень моей компетентности в этой области достаточно высок».