a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект интегрированного НОД познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ и ИКТ по теме: «Целительный орех ».

Автор: Шейхмамбетова Сафие Энверовна Опубликовано: 2019-02-08 23:20:39

Конспект интегрированного НОД познавательного развития для детей старшего дошкольного возраста с применением технологии ТРИЗ и ИКТ по теме: «Целительный орех ». Автор разработки: Шейхмамбетова Сафие Энверовна, воспитатель первой квалификационной категории. Доминирующая образовательная область « Познание». Цель НОД: поддерживать и развивать интерес к природе, прививать бережное отношение к природе, понимать ее ценность, развивать экологическую культуру; навыки ресурсосбережения. Задачи: Образовательные: познакомить с деревом грецкого ореха, его структур ой, функциями каждой части, лечебными способностями и пищевыми вкусами ядра ореха. Формировать умение сравнивать, характеризовать плоды по форме, размерам, поверхности. Развивающие: расширять знания детей о значении растений и их плодов в жизни людей и животных; закреплять знания об орехах: кокос, фундук, арахис, кедровые орехи. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растительному миру, понимание необходимости бережного отношения к своему здоровью. В иды детской деятельности: игра, обсл едование, рисование, наблюдение, экспериментирование. Материал и оборудование: альбом « Орехи», иллюстрации, сюжетные картинки, натуральные орехи( грецкий орех, фундук, арахис, кедровые орешки) , листья грецкого ореха, « волшебный» мешочек, маркеры, шпажки с ядрами грецкого ореха, мольберт, карточки «Что где растет», « Продукты пита ния, экран, проектор. Интеграция образовательных областей: « Познание », « Здоровье», «Коммуникация», « Чтение художественной литературы». Организованная образовательная деятельность в режимных моментах( предварительная работа) : беседа с детьми, знакомство с растениями, на которых растут орехи( кокос, фундук, арахис, кедровые орехи) и особенностями использования их людьми( пищевые, лечебные и технические качества) , чтение стихов, поговорок про орехи, изготовление альбома «Орехи», изготовление поделок. Взаимодействие с родителями: вместе с родителями дети участвуют в различных природоохранных акциях, посадках деревьев, изготовление поделок из природного материала. Индивидуальная работа: помочь детям освоить приёмы обследования предметов, помочь найти более точное восприятие объекта по определенной схеме анализа. Методы и приёмы: ТРИЗ, игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, дидактическая игра, словесная, использование художественной литературы. Словарная работа: орехи: грецкий, кокос, фундук, арахис, кедровые; дерево- гигант, ангина, массаж, ожоги, раны, монастырские сады, ядро, ступка, пестик. Ожидаемые результаты: развивать зрительную координацию, глазомер, аналитико- синтетическую деятельность, психические процессы, пространственное мышление, ориентировка в микро и макропространстве, умение обследовательского характера с помощью зрения, соприкосновения, запаха, вкуса, тактильную память. Ход НОД: 1. Организационный момент 1. Приветствие. Добрый день, мои ребята, Мои мальчики, девчата, Почему вы так грустны? Улыбнитесь вы же мне. И гостям вы улыбнитесь Поздоровайтесь, как надо. Повернитесь к ним лицом И скажите: «Добрый день». 2. Основная часть 2. Беседа. - Вчера вечером мы с Мариной рассматривали наш альбом с иллюстрациями орехов. Марина увидала там неизвестное для неё дерево и я пообещала сегодня на занятии про него рассказать. Но сначала все вместе вспомним орехи, с которыми мы познакомились раньше. А поможет нам альбом « Орехи». ( Рассказы детей про кокос, арахис, фундук, кедровые орешки) . Игра «Волшебный мешочек». - Сейчас предлагаю поиграть в игру « Волшебный мешочек». Садитесь за столы. С закрытыми глазами на ощупь среди предметов, которые находятся в мешочке, найдите орех, узнайте и назовите его. Рассказывая про орех и, вы вспомнили, где они растут. П оэтому моё за дание не вызовет у вас трудностей. Возьмите карточку с цифрой 1 и соедините маркером орех с растением, на котором он растет. ( Карточка «Что где растет») . - Вот мы и узнали, что вы знаете об орехах. А может кто- то скажет Марине, как называется дерево, которое она не узнала? Посмотрите на экран. ( Показ иллюстраций) . Это грецкий орех. Люди ещё с давних времен обратили на него внимание за его очень вкусные и питательные плоды. Выращивали его в монастырских садах на берегах Днепра. В наше время это дерево растет в Ростовской и Воронежской областях России. Не мало деревьев плодоносят и у нас в Крыму. Грецкий орех – это дерево- гигант, которое может вырасти до 30 метров в высоту и 2 метра в ширин у( показ иллюстраций) . Орех- дерево- долгожитель. Живет он 400- 500 лет. В Крыму растет огромный орех, которому уже 900 лет. Обратите внимание на ствол дерева( иллюстрация) . О н ровный, кора серая. Древесину используют для изготовления дорогой мебели, сувениров( иллюстрации) . Крона очень широкая. Корень так же большой, так как для обеспечения стойкости дерева- гиганта нужна огромная сила. Листья( иллюстрация) большие, сложенные из нескольких листочков. Садитесь за столы. У вас на тарелочках находятся листья ореха. Возьмите маленький листочек, разотрите его в ладонях и понюхайте, закрыв глаза. Имеет ли он запах? Вот почему орех называют охранником сада, потому что этот запах не переносят вредные комары, поэтому и обходят место, где он растет. Грецкий орех называют целительным орехом, так как используют для лечения: отваром листьев полощут горло во время ангины. Также их сушат и перетирают в порошок, которым засыпают раны. Сейчас мы с вами сделаем порошок для лечения ран. Возьмите сухой большой лист и разотрите его между ладонями в порошок, над тарелкой. Насыпьте готовый порошок в банку. Устали? Давайте отдохнем и сделаем зарядку. Физкультминутка « Белочки». Рано- рано по утру Белки встали на зарядку. Головою покрутили: Влево- вправо подивились. Верх потянется малыш- Чтоб достать орех. Упал оре х- надо его поднять. Лапками аж до земли достать. Влево и вправо белочки наклоняются, А орех по земле все равно катается. Нужно маленькому быстро присесть Чтобы вкусный орешек съесть. На левой ножке прыгает, Другую поднимает. Вмиг убегает белочка, Кто с ней поиграет в салочки? Гимнастика для глаз. Глазки утомились, В окошко подивились. Заморгали: блим- блим- блим, Отдохнуть бы нужно им. Вниз и вверх подивились, Влево- вправо покрутились. Снова быстро: блим- блим- блим, Отдохнуть бы нужно им. Глазки мы закрыли, Глазки мы открыли. Вот они и отдохнули. - Рассмотрим плод ореха. Какой он по форме, цвету, на ощупь. Вспоминайте, как мы использовали орехи в садике? ( делали поделки, ореховый массаж) . Давайте сделаем ореховый массаж. Возьмем орешки раз и два, Скажем волшебные слова: - В ы, орехи, нас закаляйте, От всех болезней лечите. В руках будем вас катать, Свой массаж начинать. Показали и убрали- 2р. И в ладошках покатали. Узорчатый бочок Развивает кулачок. Крепко его сжали, Свою силу показали. Вот массажу и конец, А к то делал- молодец. - А хотите узнать, какой орешек старый, а какой свежий? Возьмите орехи в руки, поднесите к уху. Закройте глаза и потрясите. Покажите орех, который тарахт ит. Это старый, ядро в нем засохло, стало меньше, поэтому издает звук. А в свежем орехе ядро занимает все с в ободное место под скорлупой. Как можно расколоть орех? ( Молотком, 2 ореха в ладоня х сдавить, раскрыть 2 половинки ножом) . - Попробуйте расколоть орех. Почему у вас не получилось? ( Скорлупа очень крепкая, защищает орех) . - Мне помогли расколоть орехи и я их принесла вам. Достаньте ядро с половинки ореха. Рассмотрите. Попробуйте раздавить пальцами. Положите в ступку и раздавите пестиком. Что вы видите? Это с ореха вышло масло. Ее используют не только для еды. Масло является прекрасным средством для лечения ожогов и ран. Ореховое масло художники добавляли в краску. Рисунки становились четкими, блестящими и яркими. Ядра орехов любят есть много животных и птиц. Как вы думаете, какие? Да, грачи клювом разбивают твердую скорлупу и съедают ядро. Когда же им это не удается, они закапывают орехи в землю. Таким образом « сажают» ореховые рощи. Орех- семя дерева. Орехи не только вкусные, но и очень полезные. Врачи рекомендуют съедать 2 ореха в день. Это восстановит вашу силу и придаст бодрости. Я предлагаю вам восстановить силы, съев ядро ореха. Возьмите шпажку с орехом и съешьте. Закройте глаза и вспомните, знаком ли вам этот вкус? Что напоминает? Где встречали? ( Рассуждения детей) . Да, орехи используют для приготовления тортов, печенья, конфет и других сладостей. Дробленные ядра подают к соусам, салатам. Возьмите карточку с цифрой 2 и обведите продукты питания, куда добавляют орехи. ( Дети выполняют задание) . 3. Заключительная часть 3. Работа по картине « Что делает? », « Кто что делает? ». Воспитатель показывает картину с произвольным сюжетом. Н ужно назвать все изображенные на ней объекты. После этого можно проанализировать, из каких частей они состоят. Затем предлагается ответить на вопрос « что делает? » применительно к каждому объекту( желательно называть не одно действие, а несколько, например « дерево» не только «стоит», но и «растет», «наклоняется», « тянется к солнцу», « дает тень» и др. ) . 4. Использование различных органов чу вств дл я описания картины. - Вы все знаете свои части тела. Зачем они нужны? Зачем нам нужны глаза( уши, язык, руки, нос) ? - Когда мы с вами называли, что есть на картине, мы говорили только о том, что можно увидеть. Но ведь человек может ещё и слышать, и дотрагиваться, и пробовать на вкус, и ощущать запахи …П редставьте себе, что вы очутились на этой картине. Какие звуки вы бы услышали? Какие запахи бы почувствовали? Если бы могли дотронуться до всех предметов, что бы вы о них могли сказать? Что на картине можно « попробовать»? Какой у этого вкус? - Мы и в дальнейшем буде м знакомиться с разными видами орехов, потому что их существует огромное количество. Но помните, что ореховые деревья и кусты нужно беречь от повреждений. Если хотите сорвать орехи, то делайте это осторожно, не ломая веток. Все на земле нам нужно беречь, И птицу, и зверя, и даже травинку. Не гордись, что царь природы- ты, Ибо ты- лишь его частичка!

Оставить комментарий: