Проект для детей подготовительной группы "Часики идут"
Документы для скачивания
Проект «Часики идут» в подготовительной группе- Технологическая основа Педагогические технологии, используемые в проекте: технология проектной деятельности; «Детский совет»; игровая технология; личностно- ориентированная технология; технология сотрудничества; технология исследовательской деятельности( коллекционирование) . - Актуальность проекта. Актуальность данного проекта определяется проблемами, которые возникли в системе математического образования. Эти проблемы были зафиксированы в Концепции развития математического образования, утвержденной распоряжением правительства РФ от 24 декабря 2013 года 2506- р. Практика работы показывает, что формирование временных представлений у детей одна из трудных задач раздела ФЭМП. Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. У детей дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательностей дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о его смене и периодичности. - Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта. Взрослая цель через организацию самостоятельной познавательной деятельности в Центрах активности познакомить детей с понятием «Время» Детская цель выяснить: что же такое время? Основные задачи проекта. 1. продолжать знакомить детей с единицами измерения времени. 2. уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, о неделе, месяце, годе. 3. развивать у детей чувство времени 4. дать представление о необратимости времени. 5. развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки. Задачи по центрам активности. Игровая деятельность: побуждать детей к развертыванию сюжетноролевых игр «Детский сад», «Школа», « Полицейские », «Моряки», «Аэропорт», соблюдая временные установки. Развивать творческое воображение, способность развертывать сюжетную линию игры. Побуждать к режиссерской игре на макетах. Речевое развитие: побуждать детей к речевому общению между собой, инициировать вопросы к взрослым. Обогащать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь. Художественно- эстетическая деятельность: развивать потребность в художественно- эстетической деятельности, побуждать использовать в работе разнообразные материалы и средства. Формирование элементарных математических представлений: активизировать мыслительную деятельность: классификация, анализ и синтез. Конструирование: учить детей видеть проблему, формулировать ее, выдвигать предположение относительно способов ее разрешения. Закрепить назначение деталей и способы соединения в разных конструкциях( солнечные часы) . Центр естествознания: формирование элементарных естественно- научных представлений. Учить контролировать время по песочным часам, в процессе выполнения разнообразной деятельности. Формировать чувство удовлетворения от умения точно определять временной интервал. Дать сведения о часах и календарях в прошлом, настоящем. Содержание проекта. Этапы реализации проекта. 1 этап. Целеполагание. Постановка проблемы. «Мозговой штурм» 2 этап. Разработка проекта Подбор наглядных пособий, энциклопедической литературы, материалов для проведения исследования, дидактических и развивающих игр по теме, материалов для изобразительной деятельности. Внесение изменений в РППС группы через Центры активности. Беседы с родителями по теме проекта. Детское планирование детская интеллектуальная карта( модель трех вопросов) . 1. Что знаем о времени? Что хотим узнать? Где найдем информацию? При взрослом планировании мы стараемся не «заполнять» ребенка знаниями в прямом смысле этого слова, а «выращивать» у него стремление учиться, познавать мир и при этом никогда не останавливаться. Модели взаимодействия с детьми в процессе реализации проекта используется в пропорциях( учебно- дисциплинарная модель 10% , комплексно- тематическая модель 30% , предметно- средовая модель 60% ) . Взрослое планирование представляет из себя системную паутинку. 3 этап. Выполнение проекта на основании обозначенно системной паутинки в Центрах активности. Центр художественной литературы. - лексическая работа со словом «время»; - знакомство со сказками Ш. Перро «Золушка», С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев», «А. Аксаков «Аленький цветочек», В. И. Даль «Старик- годовик», Е. Шварц «Сказка о потерянном времени», К. Ушинский «Четыре желания», Т. Ерофеева «В гостях у гнома часовщика», Е. Ильина «Сказка про вчерашний день», И. Крылов «Муравей и стрекоза», С. Маршак «Круглый год» и др. - беседы на темы: «О длительности разных отрезков времени», «О частях суток», «О последовательности частей суток», «О днях недели»- отгадывание загадок из цикла «Время», «Часы»; - проблемно- игровая ситуация «Что будет, если время остановится? »; - сбор пословиц и поговорок о времени: «Делу время, а потехе час», «Сделал дело, гуляй смело», «Всему свое время», «Минута час бережет», «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Цыплят по осени считают», «Летом трудно, да зимой сытно» и др. Центр математики. - определение времени по часам; - изготовление модели времени года, календарей; - выявление достоинств и недостатков часов различной конструкции: механических, электронных, песочных, солнечных и пр. ( использование технологии ТРИЗ) Центр науки и естествознания. - просмотр видеофильмов о временах года из серии «Уроки тетушки Совы»; - просмотр мультфильма Фиксики «Будильник»; - дидактические игры: «Разложи по порядку», «Когда это бывает? », « Кто когда спит? », «Кто в какое время суток работает? », «Времена года», «Когда это бывает? », «Собери часы». - изготовление солнечных часов; - изготовление водных часов( установление соотношения: 1 минута определенное количество воды) ; - опыт «Продолжительность минуты не зависит от того, какими часами ее измеряют»; - создание музея часов. Центр художественного творчества. - рисование красками «Мой будильник»; - аппликация «Часы с кукушкой»; - рисование по замыслу «Мое будущее»; - лепка «Настенные часы»; - просмотр зимних, осенних и летних пейзажев на картинах великих художников «Золотая осень» И. Левитан, «Конец зимы» Юон, «Грачи прилетели» Саврасова, «Февральская лазурь» И. Грабарь, «Сирень Кончаловского и др. Центр здоровья. - подвижные игры «Лови, бросай, дни недели называй», «Чья неделька быстрее соберется», « Бывает не бывает», «Что за ним», «Год постройся», «День и ночь», «Вчера, сегодня, завтра» 4 этап. Презентация проекта Викторина «Все о времени» Экскурсия по мини- музею «Время», знакомство с экспонатами музея. Ожидаемые и полученные результаты. Взрослая гипотеза если в процессе проектной деятельности дети объяснят для себя понятие «время», то они могут научиться ориентироваться во временных отношениях, научиться отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях. Детская гипотеза если мы выясним, что такое «время», то сможем «не терять» его. Результаты продукты мини- музей «Время». Результаты эффекты умение детей осознанно пользоваться понятием «время». В ходе проекта выдвинутая ребятами гипотеза была подтверждена. Все справились с заданиями интерактивной викторины «Все о времени».