Родительское собрание на тему "Повышение экологической компетенции родителей"

Опубликовано: 17:49:21 24-02-2019

Автор: Зорикова Наталья Васильевна

Родительское собрание на тему "Повышение экологической компетенции родителей"

Документы для скачивания:

Родительское собрание по экологии
Формат: .docx

Содержимое файтов:

Родительское собрание по экологии

Цель:  повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания детей. Задачи: • Выявить имеющиеся знания у родителей по вопросам экологии ( явления живой и не живой природы, растения, животные) ; • Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности; • Развивать познавательный интерес у родителей, желание передавать свои знания детям. Повестка дня: 1. Актуальность проблемы. 2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”. 3. Задания – экологический КВН 4. Принятие решения. Ход собрания: 1. Добрый день, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами  родительское собрание на тему:  «Повыш ение экологической компетенции родителей». Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим сознанием, мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Именно дошкольный возраст является базой для формирования основ мировоззрения и представляет широкие возможности для экологического воспитания. Очень важно, чтобы родители, вместе с педагогами воспитывали в каждом ребенке не потребителя, а бережного хозяина, с любовью относящегося к природе. Что означает термин “Экология”. Ответы родителей: это наука об окружающем нас мире Термин “экология” введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “ экойс ”, “ экус ” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде. Что же такое экологическое воспитание? – Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых. – Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями. – Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы. На отношение детей к природе влияет индивидуальные особенности, место жительство, профессия и образование родителей. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика человека, закладываются его вкусы и привычки.  Родители совершают с детьми экскурсии, походы, прогулки, смотрят телепередачи, читают книги, ухаживают за домашними питомцами. 2. Проблемы экологии в мире, стране? Ответы родителей: - высокая загрязненность воздуха, - воды, - почв от промышленности, транспорта, энергет ики, как в мире, так и в стране. Определите задачи экологического воспитания. – Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным. – Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы. – Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами. Система педагогического взаимодействия – это организованное обучение, совместная деятельность взрослого с ребенком и самостоятельная деятельность детей. Почему на ваш взгляд,  экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста? Дош кольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с р аннего детства в семье и в детском саду. Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой ( Т. М. Бондаренко) 3. Задания – Экологический КВН 3. 1 «Экологическая разминка» Каждой команде предлагается по 5 вопросов, на которые нужно быстро ответить. Вопросы для команды № 1 1. У какой птицы самый длинный язык?  ( У дятла) 2. Кого называют листопадничками?  ( Зайчат,  родившихся осенью) 3. Какое дерево называют прадедом прадедов?  ( Дуб) 4. Самец кукушки.  ( Кукух) 5. Самая высока трава?  ( Бамбук) Вопросы для команды № 2 1. Кого называют настовичками?  ( Зайчат,  родившихся весной) 2. Лесной петух.  ( Глухарь) 3. Что означает «плач» берёзы весной?  ( Сокодвижение) 4. Почему лиственницу называют «добрым деревом»?  ( Не колется) 5. Трава от 99 болезней.  ( Зверобой) Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей. И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы. Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений. 3. 2. Предлагаю вам небольшой блиц- конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку. - Паук усиленно плетет паутину –( к сухой погоде) . - Уж на дороге греется –( перед дождем) . - Стрижи, ласточки низко летают –( дождь предвещают) . - Мыши выходят из- под подстилки на снег –( за сутки до оттепели) . - Собака катается по земле, мало ест и много спит –( к вьюге) . - Когда цветет черемуха –( к холоду, заморозкам) . - Если утром трава сухая –( к вечеру ожидай дождя) . - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день –( к хорошей погоде) . - Цветы перед дождем –( пахнут сильнее) . - Кошка свернулась клубочком –( к похолоданию) . - Ворона кричит зимой –( к метели) . - Лягушки квакают –( к дождю) . - Воробьи в пыли купаются –( к дождю) . - Около луны звезда народилась –( к потеплению) . Может кто- нибудь из вас напомнит другие приметы? 3. 3   «Угадай по пантомиме». Каждому родителю предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое- либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных. - Сорока; - Жираф; - Шимпанзе; - Индюк; - Страус; - Бобёр; - Белка; - Сова; - Медведь; - Лиса; - Заяц; - Пингвин 3. 4. А сейчас Вашему вниманию предлагается отгадать кроссворд на тему «С днем рождения, земля» 1. Кто- то утром не спеша надувает красный шар, а как выпустит из рук – станет все светло вокруг. ( с олнце) 2. Я прозрачный, я и твердый, ходят, ездят по мне. Не тону я в воде, не горю в огне. ( л ед) 3. Ночью по небу гуляла, тускло землю освещала. «Скучно, скучно мне одной, а зовут меня …»( луна) 4. Бежит по снегу, а следу нету. ( п оземка) 5. Пол – лепешки над домами, не достать его руками. ( м есяц) 6. Утром бусы засверкали, всю траву собой заслали, а пошли искать их днем – ищем – ищем, не найдем. ( р оса) 7. На зов ответит зовом, на слово – тем же словом. На смех – ответит смехом, оно зовется…( эхо) 8. Чистый, солнечный, грибной, теплый, звонкий, озорной. Тянет к небу травы, рожь. Работяга – летний…( дождь) 9. Мы любим ее все, когда она шумит, журчит, плескается, а кот ее не любит – он лапой умывается. ( в ода) 10. Сколько по ней не иди – все будет бежать впереди. ( т ень) 11. Каждый, кто проходит – подойдет, напьется и опять в дорогу силы наберется. ( р одник) 12. Все лето на ветке сижу, а осенью бабочкой желтой кружу( листок) 13. Когда все укрыто седыми снегами и солнышко рано прощается с нами? ( зима) 14. Несу я урожаи, поля вновь засеваю, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, но не касаюсь елочек и сосен. Я…( осень) 15. Белый, словно молоко, все кругом заволокло. ( т уман) 16. Колос золотиться, речка серебрится. Расцвела природа! Что за время года? ( лето) 3. 5. Музыкальный конкурс. Командам поочередно исполнить отрывок из песен о природе. А сейчас музыкальная загадка( звучит мелодия Сен- Санса “Лебедь”) . Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? ( лебедь) Лебедь- это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди, как носители гиперборейской мудрости единения с Природой, олицетворяют еще и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами — это будет убедительным свидетельством высокой экологической культуры людей и здоровья окружающей среды. Предлагаю Вам сделать лебедя способом оригами( родители выполняют задание) . Заключительная часть: На этом наше родительское собрание подош л о к концу, надеюсь, что он о был о для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Еще раз благодарю вас. Я думаю, что и в дальнейшем мы будем поддерживать более тесный контакт между родителями и педагогами. Это не последняя наша встреча. И в заключении я хотела бы вам предложить посмотреть презентацию по работе в ДОУ по экологическому воспитанию детей. 4. Принятие решения. Литература: 1. ВолосниковаТ. В. Основы экологического воспитания дошкольников/ Т. В. Волосникова/ / Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 16- 20 2. Горбунова, Г. А. Развитие экологической культуры дошкольников/ Г. А. Горбунова/ / Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10- 16.   3. Дик Н. Ф. Развивающие занятия по экологии для дошкольников. –М. : ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 176с. 4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду — М. :  ТЦ Сфера, 2005. 5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб. :   ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2011. 6. «МЫ». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева и др. – 2- е изд. , испр. и доп. – СПб: М 94 «Детство – пресс»,  2004- 240 с. 7. Светлана Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА- СИНТЕЗ; Москва; 2010 8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа методических рекомендаций. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. ПРОТОКОЛ №3 Родительское собрание в форме семинара- практикума В средней группе. Тема: « Повышение экологической компетенции родителей » От 22. 02. 2018г. Присутствовало родителей: 9 Отсутствовало: 17 Во спитатель: Зорикова Н. В. Повестка дня: 1. Актуальность проблемы. 2. Дискуссия “Что мы знаем об экологии”. 3. Задания – экологический КВН 4. Принятие решения. 1. По первому вопросу выступила воспитатель – Зорикова Н. В. . Р ассказала родителям какое значение оказывает природа на развитие личности ребенка, с помощью каких методов и приемов осуществляется экологическое воспитание детей. Также она ознакомила родите ле й со способами привлечения внимания к явлениям природы и какие средства нужно использовать для этого. О бсудила вопросы, касающиеся воспитания любви к природе у детей.   2. По второму вопросу Зорикова Н. В. провела с родителями Дискуссию “Что мы знаем об экологии”. Где мы обсудили проблемы экологии в мире, стране; определили задачи экологического воспитания и т. д. 3. По третьему вопросу воспитатель Зорикова Н. В. провела с родителями Конкурсы: «Экологическая разминка», «Как растения и животные предсказывают погоду», «Угадай по пантомиме», отгадывали кроссворд на тему «С днем рождения, земля». Так же был проведен музыкальный конкурс. В заключени и практической части родителям было предложено из бумаги сделать лебедя способом оригами. Решение собрания: 1. Считать воспитание у детей любви к природе важнейшим направлением совместной деятельности педагогов и родителей. Продолжать планировать родительские собрания в нетрадиционной форме. Срок – в течени и года. Ответственные- воспитатели 2. С овместно с родителями и детьми решили провести акцию «Чистый двор». Срок – апрель 2018г. Ответственные – воспитатели, родители. Председатель: Зорикова Н. В. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Секретарь: Полякова Ю. С. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Комментарии:

Guzel
написано 15 марта 2019 в 20:18:48
0
Родительское собрание на тему "Повышение экологической компетенции родителей"

Ответить

Оставить комментарий: