Рабочая программа родительского клуба "С чего начинается Родина?"
Документы для скачивания
- 1175385- 710565 Кардымово, 2017 г. Содержание Пояснительная записка Цели и задачи работы с родителями Ожидаемые результаты Объекты программы Принципы реализации программы Структура программы Характеристика родителей воспитанников Формы работы с родителями Планирование работы с родителями по краеведению Рекомендуемая литература для родителей и детей ПРИЛОЖЕНИЕ Пояснительная записка Взаимодействие с семьёй занимает ведущее место в современных условиях деятельности ДОУ. Педагоги придумывают всё новые способы вовлечения родителей в воспитание их же собственных детей. Не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольного учреждения, а детский сад должен сделать всё, ч тобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей. Одним из таких способов является краеведение. Оно способствует единству образовательного пространства детского сада, семьи и социума. Нет, и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. История, культура, природа малой Родины, должны стать той самой основой, вокруг которой строится педагогическая работа во всех видах деятельности: общение, созидание, сотворчество детей и взрослых. Повышение компетентности родителей в вопросах краеведческого характера предполагает активность познания культурно- исторического наследия малой Родины и современных технологий обучения. Успехов в воспитании можно добиться, если и воспитатели и родители любят родные места, постоянно пополняют свои знания о них. Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует не только патриотическому воспитанию, но и социальной адаптации, активному взаимодействию. Исходя из этого, родилась идея создания совместного родительского клуба с участием взрослых и детей по изучению истории, культуры, природы своего района. Ведь без активного взаимодействия педагога и родителей невозможно рассчитывать на эффективность воспитательной работы. Цели и задачи работы с родителями Цель работы с родителями: формирование у родителей педагогической компетентности в вопросах знакомства дошкольников с родным районом в процессе совместной деятельности и общения Задачи: Обогащать знания родителей о своём районе. Развивать творческие способности родителей на основе интереса к истории, природе, культуры родного района. Поощрять стремление родителей проводить больше времени с ребёнком, уделять внимание развитию его кругозора и любознательности, любви к малой Родине. Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу формирования знаний о малой Родине. Развивать интерес родителей к играм детей, получение положительных эмоций от совместно выполненной деятельности. Мотивировать родителей на закрепление пройденного материала в детском саду. Родители, как обучающиеся, бесспорно отличаются от детей, с которыми мы привыкли взаимодействовать в детском саду. Во- первых, они избирательны в обучении. Взрослый сам организует свою жизнь, сам принимает решения. При восприятии новой информации взрослые сопоставляют её с уже имею щимися знаниями и потребностями, при этом происходит анализ нового – насколько оно нужно и полезно. Взрослые отличаются большей критичностью и самостоятельностью. В связи с этими особенностями необходимо предоставлять родителям право выбора форм и содержания взаимодействия. Право на участие в планировании и формировании содержания программы. Работа с родителями строится по следующим направлениям: - создание единого образовательного пространства; - повышение родительской компетентности в вопросах краеведческого характера. Ожидаемые результаты Результатами реализации программы могут стать: - повышение родительской компетентности в вопросах знаний о малой Родине; - осознание родителями значимости своей педагогической деятельности; - установление прочных партнёрских взаимоотношений между воспитателями и родителями; - выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам. Объекты программы: - воспитанники 5- 7 лет; - родители детей, посещающих детское объединение по краеведению. Принципы реализации программы Принцип активности и сознательности – участие педагогов и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьёй; Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду; Принцип сотрудничества – общение «на равных», совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения; Принцип согласованного взаимодействия – возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания. Структура программы Программа рассчитана для работы с детьми( 5- 7 лет) и их родителями на 2 года обучения. Содержание программы реализуется через перспективное планирование. Место реализации программы детский сад. Характеристика родителей воспитанников группы Первая группа – родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребёнком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения, воспитания и организации его досуговой деятельности. Эти родители, в силу занятости, не смогут активно посещать занятия в клубе. Но при правильно выстроенной тактике общения подготовят материалы для конкурсов, фотовыставок и т. д. Вторая группа – у этих родителей удобный рабочий график, есть неработающие дедушки и бабушки. Их дети могли бы и не посещать детский сад, но родители хотят общения своих детей со сверстниками, развития и обучения. Это группа родителей, на которую воспитатель сможет реально опереться и вовлечь их в работу родительского клуба и дела группы. Третья группа – это неработающие мамы. Эти родители так же хотят, чтобы их дети развивались, общались в коллективе сверстников. Из этой группы смогут получиться энергичные помощники воспитателя, члены родительского комитета. Именно на эту группу воспитателю, прежде всего, необходимо опереться. Формы работы с родителями при реализации программы: Традиционные: - анкетирование родителей; - памятки; - буклеты; - родительские собрания; - консультации( тематические, индивидуальные) ; - папки- передвижки; - выставки совместного творчества; - совместные развлечения; - опрос, диагностика родителей. Инновационные: - сайт детского сада Формы организации общения педагога с родителями: - информационно- аналитические формы – выявление запросов, потребностей, интересов родителей, уровня их педагогической грамотности. - Досуговые формы – установление эмоционального контакта между родителями, педагогами, детьми, посредством проведения совместных развлечений, праздников, участие в конкурсах и выставках. - Познавательные формы – ознакомление родителей с основами психологических, возрастных особенностей детей, посредством восприятия информации. Это и семинары- практикумы, проведение консультаций, занятий, библиотека для родителей. - Наглядно- информационные формы – ознакомление родителей с работой ДОУ по краеведению и формирование знаний у родителей по данной проблематике. Формы работы включают: информационные проспекты, организация дней открытых дверей, оформление информационных стендов. Планирование работы с родителями по краеведению. Начинать работу необходимо с анкетиро вания родителей. Родители хотят, чтобы их дети знали историю, культуру, природу малой Родины, но у них недостаточно знаний краеведческого характера. Задача педагога – донести до родителей информацию, что краеведение на сегодняшний день- важное звено в развитии ребёнка. И задача родителей, совместно с воспитателем, умело преподнести материал, доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Общеизвестно, что взаимодействие педагога с родителями – достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим мониторинг семьи. Научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально- педагогической информации о процессах, протекающих в ДОУ и семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений. Основные принципы мониторинга: - Достоверность, полнота, систематичность информации; - Оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; - Сопоставимость получаемых данных. На основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с род ителями, сделать её эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьёй. Перспективный план работы с родителями по краеведению( старшая группа) месяц мероприятия С ентябрь Анкетирование родителей «Краеведческое воспитание в семье и ДОУ» Памятка «Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми» Привлечь родителей к сбору материалов для краеведческого мини- музея ДОУ. Консультация для родителей «Народные традиции- основа воспитания» Октябрь Групповое родительское собрание «Родной край люби и знай» Цель: ознакомление родителей с планом работы кружка по краеведению. Памятка для родителей «Люби и знай свой край» Оформление выставки творческих детско- родительских работ «Дары матушки- осени» Индивидуальная работа( привлечь родителей к оформлению экспозиций краеведческого мини- музея) Ноябрь Памятка для родителей «С чего начинается Родина? » Консультация «Что нужно знать дошкольнику об истории и культуре района? » Привлечь родителей к организации посещения библиотеки и районного историко- краеведческого музея. Круглый стол «Семейные традиции» Декабрь Лекторий на тему: «Историческая справка по Кардымовскому району» Совместная экскурсия в ЦДТ п. Кардымово Консультация «Знакомим детей с природой родного района» Январь Акция «Покормите птиц зимой» Фотовыставка «Мы из посёлка Кардымово»( фотографии детей в самых красивых местах района) Информационный стенд «Мой район навек любимый» Февраль Семинар- практикум «История родного посёлка» Совместное развлечение «Широкая масленица» Консультация «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю» Март Встречи в мини- музее ДОУ «Роль народного творчества – кладезь народной мудрости» Информационные листы на тему: «Нравственно- патриот ическое воспитание в семье» Индивидуальные беседы: «играйте с детьми в подвижные народные игры» Апрель Памятка «Воспитываем маленьких патриотов» Вечер народных игр и забав( совместно с родителями) Творческие рассказы( расскажите детям о своих любимых местах района, когда и почему вы их полюбили) Май Папка- передвижка «Мы гордимся этими людьми» Экскурсия к братской могиле в центре посёлка п кардымово и возложение цветов. Выставка совместных плакатов «Нет войне! » Консультация «Семейные маршруты выходного дня в летний период по Кардымовскому району» Перспективный план работы с родителями по краеведению( подготовительная группа) Сентябрь Групповое родительское собрание «Наша малая Родина – Кардымовский район» Цель: ознакомление родителей с планом работы по краеведению на год» Папка- передвижка для родителей «Скоро в школу» Памятка для родителей «Что должен знать ребёнок о родном крае в старшем дошкольном возрасте» Консультация «Роль родителей в воспитании любви к родному краю» Октябрь Анкетирование родителей Семинар- практикум для родителей «Как составить родословную своей семьи? » Консультация «Как воспитывать у детей нравственно- патриотические чувства » Привлечение родителей к организации и проведению группового развлечения «Кто лучше знает свой район? » Ноябрь Памятка для родителей «Родители должны знать, что…. » Выставка поделок из природного материала «Осень, осень. Раз, два, три…. » Путешествие по району( создание детско- родительских альбомов) Декабрь Подготовка фотовыставки: фотографии детей на прогулках и экскурсиях по посёлку. Рекомендация для родителей «Воспитание нравственно- патриотических чувств детей к родному району» Акция «Лучшая птичья кормушка»( мастерим с папой, развешиваем на территории детского сада) Январь Консультация на тему: «Как провести праздник Рождества в семье? » Тематическое развлечение с участием родителей «Край родной навек любимый» Рекомендация для родителей «Куда повести ребёнка в выходной день? » Февраль Составление совместных творческих рассказов родителей с детьми о своих ближайших родственниках «Моя родословная Памятка для родителей «Воспитание гражданина» Экскурсия с родителями на районный праздник «Масленица» Конкурс стихов о Кардымовском районе. Март Консультация «Учим детей любить свою малую Родину» Обновление стенда «К малой Родине с любовью» Памятка «В музее с ребёнком» Выставка литературы для родителей по краеведению Апрель День взаимопомощи «Зелёная улица»( озеленение группового участка с родителями) Создание альбома «Полезные ископаемые района» Папка- передвижка «Мы гордимся этими людьми» Наглядный материал для родителей «День Победы в Кардымовском районе» Участие в митинге с родителями «Нам 41- ый не забыть, нам 45- ый славить! » Совместный КВН «Знатоки родного района Консультация для родителей «В царстве лекарственных растений» Круглый стол «Подведение итогов работы клуба» Рекомендуемая литература для родителей и детей: Антонов Ю. Е. , Левина Л. В. Как научить детей любить Родину? / / Ребёнок в детском саду №1 2005. Бианки В. «Голубые лягушки» М. , 1985 Бороздина О. С. «Приобщение детей к Отечественной культурной традиции, как творческий процесс» С- Пт. : Литера 2009. Бостром А. «Лисица» М. , 1986 Ганейзер Г. « Кто на себе свой дом носит? », «Гнездо из бумаги» Л. 1987 Дмитриев Ю. «Таинственные превращения» Л. 1985. Зуев Л. «Лесной тропой», «Волки», М. 1980 Иванов Ю. Г. Щит России: Памятники и памятные места Смоленщины. – Смоленск: Русич, 2006 Казакова Н. В. Большая река начинается с родника, любовь к Родине с детского сада/ / Воспитатель ДОУ 2008 №12 с. 31 Князева О. Л. , Маханева Н. В. Знакомство детей с русским народным творчеством. М. : Эксмо 2006 Ксаткина Е. И. Народные игры в детском саду. М. , 2001.