НОД ФЦКМ "Путешествие в страну снега" старшая группа
Документы для скачивания
НОД «Путешествие в чудесную страну снега» старшая группа Расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях неживой и неживой при роды. Уточнить словарь по теме: лед, снег, мороз, идти, дуть, п адать, белый, холодный, холодно. Совершенствовать грамматический строй речи. Закрепить умение рисовать зимний пейзаж, используя ватную палочку. Развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание, общую и мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать нравственно- эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии. Предварительная работа: экскурсия в парк, на водоем, рассм а тривание снежинок, иллюстраций о зиме. Ч тение: В. Чарушин « Кто чем занят зимой? », А. Фет «Чудная картина», Соколов- Микитов «Зима вьюжная», А. Пушкин «Зимний вечер». Дидактические игры: «Времена года», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Назови и опиши». Продуктивная деятельность: «Деревья зимой», «Птицы на кормушке». Методические приемы: беседа, рассказ взрослого, самостоятельная деятельность детей. Методическое обеспечение: иллюстрации зимних пейзажей, альбомные листы, белая гуашь, ватные палочки. Используемое оборудование: картинки по составлению рассказа, оборудование для дыхательной гимнастики, подушки для релаксации. Ход НОД Ребята, я приглашаю вас присесть на подушечки, взять друг друга за руки и поздороваться, друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто сидит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу. Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение? С этим хорошим настроением, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в чудесную страну снега! А что это за страна – страна снега? Значит, во время путешествия, мы с вами будем говорить и знакомиться со снегом и его свойствами. Но чтобы в нее попасть вы должны отгадать, что находится у меня в этой шкатулочке. «С неба все скользят пушинки, серебристые …( снежинки) Вот мы и оказались в чудесной стране снега! Смотрите, а шкатулочка открывается … Что вы видите в ней? ( снежинки) - воспитатель раздает детям снежинки. Рассмотрите свою снежинку и расскажите, какая она? Начните свой ответ со слова снежинка. ( Детям предлагается образец ответа- «снежинка красивая» и схема ответа на доске) . Я предлагаю поиграть со снежинкой. Слушайте мою команду и выполняйте: положите снежинку на( правую ладошку, левое колено, на голову, на правое плечо, на нос. ) Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот. А теперь подуйте на свою сне жинку. Ребята, возьмите свои снежинки и скажите, сколько их у вас? Алеся, у тебя сколько снежинок? ( воспитатель спрашивает каждого ребенка) А если с неба падает много снежино к – как это называется? ( это называется снегопад) В какое время года идёт снегопад? ( зимой) Ребята, вы з н аете, многие художники на своих картинах изображают снег. Сейчас я вам предлагаю перейти в картинную галерею, и выбрать картину, на которой изображено время года, о котором мы сейчас с вами говорим. Картины с изображением, какого временем года вы для себя выбрали? По каким признакам вы решили, что здесь изображена зима. Что вы можете рассказать о зиме? Какая она? ( Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длин ная, чудесная) Ребята, ч то изменилось в одежде людей с приходом зимы? Чем заняты люди в зимнее время? Какие зимние виды спорта вы знаете? Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнём со слов: — Я люблю зиму, потому что … Ребята, если вы любите зиму, значит она какая? ( Зима чудесная) ( самооценка, взаимооценка, оценка педагога) Ребята, скажите, вы все нашли картины с изображение зимы? Алеся, как ты думаешь, Ярослав правильно нашел картину и рассказал о зиме? ( спросить несколько человек) Ребята, вы молодцы, вы все нашли картины с изображением зимы и рассказали о ней. Ребята, кроме художников, поэты тоже любят описывать снег. Я вам предлагаю, на мгновение стать поэтами. Для этого вам надо дополнить стихотворение недостающими словами. Тихо, тихо, как во сне, падает на землю: ( снег) На полянку, на лужок, все снижается: ( снежок) Вот веселье для ребят — все сильнее: ( снегопад) Все бегут вперегонки. Все хотят играть в: ( снежки) Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил: ( снег) ( самооценка, взаимооценка, оценка педагога) Ребята, у кого из вас получилось стать поэтом? Кто правильно подобрал слова? Вы молодцы! Все слова подобрали правильно! Зима это не только чудесное, но и волшебное время года. Хотите стать волшебниками- экспериментаторами? Тогда проходите в нашу экспериментальную лабораторию. Смотрите, что в ней находится? ( Снег) Возьмите снег в руки, сожмите его. Что с ним происходит? ( Тает) Как вы думаете, почему он тает? Во что превращается? Значит с нег — это …( вода) . СЛАЙД СНЕЖИНОК Снег- это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек- снежинок. Снежинк и- э то застыв ши капельки в оды. Помните, мы с вами ходили на прогулку в снежную, но теплую погоду. Каким был снег? - - - - - Снег м окр ый, липкий, сырой, тяжёлый. Его можно скатать в комочки, из него можно лепит ь снежную бабу и другие фигурки. А в холодную, морозную погоду снег какой? - - - - - - Сухой, не липкий, он рассыпается и из него ничего нельзя вылепить. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? СЛАЙД В тёплую погоду снег падает хлопьями, которые состоят и з множества слипшихся снежинок СЛАЙД А в сухую, морозную погоду снег падает отдельными снежинками, они с ухие, не слипаются друг с другом. Ребята, вы любите играть в снежки? Давайте поиграем, т олько снежки у нас будут необычные. ( Раздает по ½ листа белой бумаги) Раз, два, три, четыре сминают листы бумаги в комочек Мы с тобой снежок лепили Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий Раз- подбросим, подбрасывают Два- поймали, ловят Три- уроним, опять подбрасывают Ой- сломали. п рячут за спину( самооценка, взаимооценка, оценка педагога) Ребята, у кого получился самый красивый и крепкий снежок? Почему? ( потому, что он у меня ровный, круглый, и очень красивый) Молодцы! Замечательные снежки слепили. Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это проверим, посмотрим, что стало со снегом. ( Смотрят в емкость со снегом и замечают, что он осел и уже начал таять) Ребята, пока мы лепили и играли в снежки, н аши ручки совсем замерзли. Давайте согреем их. Подуйте тёплым воздухом на свои ладошки( дети дуют целенаправленной теплой воздушной струёй) Ребята, вот и подходит к концу наше путешествие, в чудесную страну снега. А на память о нем, я вам предлагаю нарисовать красивые снежинки. Рисовать мы будем необычным материалом. Можете посмотреть на него, понюхать. Что это? Кто догадался, чем мы будем сегодня рисовать? Я открою вам секрет: оказывается, зубной пастой можно не только чистить зубы, но и рисовать! А вместо кисточек – ватные палочки. ( с амооценка, взаимооценка, оценка педагога) Ребята, у кого самая красивая снежинка? А вы как думаете, кто нарисовал лучше всех? Ребята, где мы сегодня побывали? Вам понравилось наше путешествие? Что нового узнали о снеге? О снежинках? Что на память о путешествии у вас останется? Чем еще, кроме красок можно рисовать? Ребята, вы молодцы! Всем спасибо!