Педагогическое воздействие при детских конфликтах.
Конфликты неизбежны в нашей жизни. Более того, следует насторожиться, если их нет, т.к. конфликты вскрывают противоречия, проблемы взаимоотношений.
Конфликт – это вскрытие противоречий, столкновение интересов, потребностей, желаний.
Детские конфликты это очень распространенное явление в группе. Воспитатель ежедневно, по нескольку раз в день сталкивается с конфликтами среди детей. Причиной конфликта может быть все что угодно. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры.
Нужно приучать детей к тому, что у каждого и у него самого есть:
- личные вещи,которые никому нельзя трогать без разрешения хозяина (шкафчик, вещи, игрушки, одежда, даже стульчик)
- общие вещи,которыми могут пользоваться все. Объясните ребенку, что такое общие игрушки.
Учите ребенка:
- Правильно просить
Подскажите малышу, что крик и скандалы в просьбах совсем не помогают. Лучше подойти к другу/подруге, посмотреть в глаза, обнять и вежливо попросить: «Имя, можно я посмотрю твою игрушку (?)? Я буду очень-очень аккуратен и обязательно тебе все верну».
- Делиться игрушками
Иногда конфликт рассасывается сам собой, если вы скажете своему ребенку что-нибудь вроде: «Вот ты не даешь (имя) фломастеры, а он тебя так хочет с тобой играть. Дай ему порисовать фломастерами, он обязательно тебе их вернет и скажет «спасибо».
- Соблюдать очередность
Если дети хотят кататься на качелях, объясните им, что одновременно все не могут кататься – нет места, качели не выдержат и т.д. Предложите установить:
- очередь. Очередность учит детей терпениюи компромиссам.
- новые роли. Один качает, «он будет водителем», а другой качается, «он будет пассажиром». Потом можно поменяться ролями. Роли помогают развивать игру и стимулируют к сотрудничеству.
В детском коллективе часто провоцируют конфликтные ситуации конфликтные дети:
- Агрессивисты– задирают других и раздражаются сами, если их не слушают
- Жалобщики– всегда на что-нибудь жалуются
- Молчуны – спокойные и немногословные, но узнать чего они хотят очень сложно
- Сверхпокладистые– со всеми соглашаются
- Всезнайки– считают себя выше, умнее других
- Нерешительные – медлят с принятием решений, боятся ошибиться
- Максималисты– хотят чего-то прямо сейчас
- Скрытые– затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика
- Невинные лгуны– вводят других в заблуждение ложью и обманом
Разрешение конфликтной ситуации:
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.
Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей (каждый – человек, со своими желаниями, переживаниями), в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера (находить выход из сложившейся ситуации, варианты решения конфликта). Взрослый должен высказать детям свое отношение к конфликтной ситуации. Нужно учить детей объяснять друг другу, что они хотят, а затем предлагать им обдумать выход из положения (не нужно преуменьшать способности детей в этом отношении, уже в раннем возрасте возможно совместное принятие решения).
Два способа разрешения конфликта:
- Деструктивный
- Конструктивный
«Уйду, и не буду с ним играть» «Предложу другую игру»
«Сам буду играть» «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть»
«Позову воспитателя и она заставит
всех играть»
«Всех побью и заставлю играть»
В разрешении детских конфликтов воспитатель обеспечивает нахождение «общего языка», который является результатом достижения понимания.
Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:
- Определение и оценка сущности конфликтной ситуации, ее причин (кто участвовал в конфликте и кто знает, что произошло). Сообщение о своем неудовольствии появлением конфликта. Избавление от «зрителей».
- Оценка целей конфликтной ситуации (открытым обсуждением, с использованием интуиции воспитателя, чтобы заглянуть в скрытый смысл происходящего)
-утверждение личных притязаний,
- умаление достоинств другой стороны,
- корыстные устремления,
Важно показать детям различия в понимании целей, который каждый из них преследовал в ссоре. Чаще всего эти цели различны.
- Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины этого состояния, урегулировать бурные реакции на конкретных примерах психологического климата детского коллектива (например, несколько раз вдохнуть и выдохнуть, развести в разные стороны, выпить воды, сесть…). Педагог должен разрядить собственные и детские отрицательные эмоции.
Воспитатель может использовать позитивное сообщение, которое включает в себя:
- описание произведенного действия
- описание возможного или неизбежного результата этого действия
- предложение альтернативного варианта поведения
Схема позитивного сообщения может выглядеть так:
Когда ты…
Может случиться, что…
Лучше…
- Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации, - применить меры воспитательного воздействия (учитывать нужды каждого, использовать творческий подход, развивать навыки общения, ведущие к сближению, формировать готовность к самостоятельному разрешению конфликта, учить управлять эмоциями; оценивать поступок, а не личность ребенка; нейтрализовать борьбу за власть; вырабатывать альтернативы, привлекая детей к совместному творческому поиску).
В решении конфликтных ситуаций воспитатель должен владеть техникой активного слушания. Это умение слушать и слышать ребенка, активно слушать – это значит возвращать ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его чувство. Воспитатель принимает позу «глаза в глаза» (садится на маленький стульчик лицом к ребенку). Воспитатель настраивается на ребенка, слушает с сочувствием, использует в разговоре поддержку, прояснения, уточнения, повторяет наиболее важные мысли и чувства, т.е. подтверждает, отражает содержание информации и чувств ребенка, показывает принятие и понимание ребенка тоном голоса, мимикой, жестами, взглядом, позой, не перебивает и не дает советов, не приводит примеров, остается нейтральным, не принимая ничью сторону, получает интересующую его информацию, старается поставить себя на его место. Важно в беседе держать паузу – это время принадлежит ребенку, пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании. Не нужно торопиться с выводами, проверить свои предположения и удостовериться, что правильно понял ребенка. Помолчать нужно и после ответа ребенка – может он что-то добавит. Беседа проходит в непринужденной, спокойной обстановке. Воспитатель не доминирует в беседе, он посредник, помощник.
Обсуждать нужно следующее:
- Что произошло? (сформулировать суть конфликта)
- Что привело к конфликту? Почему это произошло? (выяснить причины)
- Какие чувства вызвал конфликт у участников столкновения? (определить, назвать чувства)
- Как быть в этой ситуации? (найти решение)