Возрастные особенности детей 4-5 лет
В нашу группу ходят дети пятого года жизни.
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Мы уделяем много внимания тому, чтобы научить детей быть более самостоятельными в выполнении режимных процессов. Мы специально создаем ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к сверстнику. Это ситуации взаимной поддержки и взаимной помощи детей, проявления внимания к старшим, заботы о младших, бережного отношения к вещам и игрушкам, гуманного отношения к животным: «Помоги другу», «Поделись с другим», «Нашим животным с нами хорошо», «Мы помощники в группе» и др.
Наша задача, как воспитателей, создавать положительное состояние у детей, организовывать рациональный двигательный режим, предупреждать детское утомление разумным чередованием разнообразной активной деятельности и отдыха.
К концу года дети должны знать
Образовательная область труд - труд
- самостоятельно одевается, раздевается, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит её в порядок
- самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой
- самостоятельно готовит к занятиям своё рабочее место, убирает материалы по окончанию работы.
Образовательная область - здоровье
- соблюдает элементарные правила гигиены
- обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме
- соблюдает элементарные правила приёма пищи.
Образовательная область - физическая культура
- принимает правильное исходное положение при метании
- может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м
- умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу
- может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м.)
- ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
Образовательная область - социализация
- объединяясь в игре со сверстниками, может принимать на себя роль, владеет способом ролевого поведения
- соблюдает ролевое соподчинение (продавец – покупатель) и ведёт ролевые диалоги
- взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия обогащает сюжет. В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
- в настольно – печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Образовательная область - познание
Продуктивная (конструктивная) деятельность
- умеет использовать строительные детали с учётом их конструктивных свойств
- способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога
- умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
Формирование элементарных математических представлений
- различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение)
- умеет считать до 5
- сравнивает количество предметов в группах на основе счёта
- умеет сравнивать два предмета по величине
- различает и называет круг, квадрат, треугольник, шар, куб: знает их характерные отличия
- определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху – внизу), впереди – сзади): умеет двигаться в нужном направлении по сигналу
- определяет части суток.
Формирование целостной картины мира
- называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице: знает их назначение
- называет признаки и количество предметов
- называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку
- различает и называет некоторые растения ближайшего окружения
- знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Образовательная область - коммуникация
- понимает и употребляет слова-антонимы: умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами
- умеет выделять первый звук в слове
- рассказывает о содержании сюжетной картинки
- с помощью взрослого повторяет образцы описание игрушки.
Образовательная область – чтение художественной литературы
- может назвать любимою сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку
- рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним
- драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Образовательная область - художественное творчество
Рисование
- изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов
- передаёт не сложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов
- выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки
- украшает силуэты игрушек силуэтами дымковской и филимоновской росписи.
Лепка
- создаёт образы разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию
- использует все многообразия усвоенных приёмов лепки.
Аппликация
- правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник): вырезать круг из квадрата, овал – из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы
- аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей
- составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Добро пожаловать в нашу группу!
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий