Двигательная активность детей с ОВЗ с использованием нестандартного спортивного оборудования.
Документы для скачивания
Двигательная активность детей с ОВЗ с использованием нестандартного спортивного оборудования. Воспитатель первой квалификационной категории Даутова Гульфия Миннуровна, МБДОУДСКВ №29 «Ёлочка » Двигательная активность – это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребенка, состояния его здоровья. ДА – деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к движению, физическому напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения движениями. По мнению Т. В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья- это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания У детей с ОВЗ значительно снижен а двигательн ая активност ь, они малоподвижны, не желают принимать участие в подвижных играх. Интерес детей к двигательной активности можно формировать. Общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте формируются двигательные навыки, закладываются основы для их дальнейшего совершенствования, прививается любовь к физкультуре. Перед образовательными учреждениями стоит задача создание условий, для сохранения здоровья воспитанников и условий для проведения коррекционно- профилактических мероприятий, необходимых для многих детей по медицинским показаниям. Исходя из этого- возникает необходимость в создании механизма формирования здоровьесберегающей среды образовательного учреждения. Дошкольное учреждение является первым и главным звеном, формирующего здоровье дошкольника. В дошкольном возрасте самое благоприятное время для полноценного физического развития. Однако следует помнить о том, что за последние годы физически здоровых детей рождаются очень мало. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых, были заложены еще в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, 70% детей имеют ряд различных нарушений опорно- двигательного аппарата, зрения, речи, сердечно- сосудистой системы и т. д. В школе многие дети не справляются со школьной программой по причине плохого состояния физического здоровья. Дошкольное учреждение посещают дети с нарушением опорно- двигательного аппарата. Основными направлениями коррекционно- воспитательной работы с детьми, по рекомендации врачей, являются: - коррекция и профилактика нарушений осанки: - коррекция и профилактика нарушений верхних конечностей; - коррекция и профилактика нарушений нижних конечностей; - коррекция и профилактика нарушений зрительно- моторной координации; В каждой группе дошкольного учреждения списочный состав – до 18 детей, среди них в среднем 20- 30% - дети инвалиды, требующие индивидуального подхода в решении образовательных и коррекционных задач. Работа педагога по оздоровлению и коррекции физических нарушений у детей не подменяет систему лечебных мероприятий назначенных врачом, она является системой или комплексом тех мероприятий, которые должен выполнять взрослый. Нередко все лечебно- оздоровительные мероприятия часто вызывают у детей отрицательные эмоции, как дома, так и в детском саду и поэтому главной задачей для педагога является определить формы и методы работы, являющимися эффективными в решении всех поставленных задач развития ребенка. Поэтому и был определен главный критерий направления работы – интеграция, эффективно дополняющий оздоровительные мероприятия и образовательные и дающий высокие результаты. Интеграция лечебно- оздоровительного и образовательного процессов в группе требует от воспитателя творческого подхода к решению данных задач. Педагогу постоянно необходимо строить систему работы таким образом, чтобы лечебные мероприятия проводились на фоне положительных эмоций, приносили ребенку радость и удовлетворение, а достичь это возможно, когда применяется самый распространенный и эффективный метод в педагогике – игровой. Внедрение нестандартного оборудования эффективно влияет на достижение положительных результатов. Мы заметили, что двигательная активность формируется успешнее, если физические упражнения выполняются детьми охотно и радостно. Более высокая работоспособность и стремление к дальнейшему овладению двигательными навыками проявляются при использовании разнообразных предметов, игрушек, пособий. Формирование двигательной активности в значительной степени зависит от взрослых, от умения создавать все необходимые условия для своевременного усвоения детьми движений, без которых невозможно их физическое развитие. Стремясь повысить интерес детей к движениям, мы, прежде всего, пополнили набор оборудования и атрибутов, Приобрели велотренажёры. И зготовили: в необходимом количестве тренажёры «малыш и- силачи»; утяжелители для нижних и верхних конечностей дл развития силовых качеств; ленты, султанчики, флажки, косички – веревочки; сшили тряпичные утяжелённые маленькие мячи, гимнастические палки, канат ы из киндер сюрпризов и т. д. Обновили и пополнили картотеку подвижных игр и упражнений. Нестандартное спортивное оборудование позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к физкультурным занятиям. Мы используем малогабаритное и универсальное спортивные нестандартное оборудование, которое легко трансформируется при минимальной затрате времени и которое можно применять и в помещении, и на улице. Использовав нестандартное оборудование, мы отметили, что у детей возрос интерес к разным видам движений, появляется изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, стремление к достижению правильно выполнять движения. Кроме того, оборудование привлекло внимание родителей, они охотно помогли нам его изготовить, многие семьи отметили, что стали использовать подобные пособия дома. Нестандартное спортивное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно- оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии. Спортивно – игровое нестандартное оборудование призвано содействовать решению, как специфических задач целенаправленного развития моторики детей, так и решению задач их всестороннего развития и формирования личности, а именно: обогащать знания о мире предметов и их многофункциональности; приучать ощущать себя в пространстве, ориентироваться в нем; создать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий; приучать применять предметы спортивно – игрового нестандартного оборудования в самостоятельной деятельности; пробуждать интерес к спортивным играм, занятиям, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений, их оздоровительном значении. Проведение физкультурных занятий с использованием нестандартного оборудования показывает, что увеличение двигательной активности детей возможно как за счет качественного улучшения методики занятий, повышение их моторной плотности, так и за счет применения нестандартного оборудования, его эффективного использования, что позволяет быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки. Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физкультурных упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных возможностей. Один из приемов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создается за счет внесения нового нестандартного оборудования, смены переносного оборудования разных пособий в своеобразные комплексы( полосы препятствий, домики, заборчики) . Дети всех возрастов выполняют упражнения с нестандартным физкультурным оборудованием с большим удовольствием и достигают хороших результатов. Многообразен и непредсказуем мир вещей, способных обрести вторую жизнь благодаря творчеству выдумке и умелым рукам. Не одно поколение использовало для реализации своих фантазий куриные яйца, катушки, пробки, спичечные коробки и др. На смену исчезающим бытовым любимцам мы выбрали современные предметы, которые привлекли нас не обычными формами и материалами, из которых они сделаны: футляры от" киндер- сюрпризов" , пластиковые бутылочки, баночки из- под йогуртов, а так же всевозможные упаковки, резиновые пробки, бобины из- под скотча и т д. Эти бесполезные на первый взгляд предме ты превратились в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно. Не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное. Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нестандартное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску. Поэтому я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного своими руками нестандартного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. В каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или уголок здоровья, где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, но в основном — нестандартное, изготовленное педагогами. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, мягкие мишени, разноцветные флажки, ленты, султанчики и многое другое. Это поможет превратить обычные занятия в интересную игру. Приведем примеры игр и упражнений с использованием различного нестандартного спортивного оборудования. Игры и упражнения с использованием нестандартного спортивного оборудования Поролоновые мячи( дети называют их" снежными комками" ) помогут в различных подвижных играх, а также при обучении основным видам движений: ходьба змейкой между мячами; бросание мяча вдаль из- за головы двумя руками; толкание мяча головой перед собой( " бульдозер" ) ; перешагивание через мячи; перебрасывание мяча друг другу из разных положений. Следочки можно сделать твердыми, мягкими и с" шипами" . Используются они для профилактики плоскостопия и массажа ступней ног, а также для развития координации и равновесия. Мягкие кольца можно использовать как рули для подвижных игр, как подставки для мячей, ориентиры, а также для выполнения ОРУ. Разноцветные флажки, ленточки и султанчики мы используем для выполнения ОРУ, в подвижных играх, спортивных танцах. Короткие косички, на концах которых сделаны ручки из киндер- яиц, можно использовать для выполнения ОРУ, в играх, а также как трансформер( можно из нескольких коротких сделать одну длинную) . Цветные мишени используются в метании, а также как цветные ориентиры. " Карусель" используется для подвижной игры с одноименным названием, а также " Веселый зонтик" применяется дыхательной гимнастики. Причем зависимости от времени года и водимого мероприятия" зонтик" может применять свои элементы( бабочки, осенние разноцветные листья, дождинки снежинки. Массажные дорожки предназначены для массажа стоп и применяются для профилактики плоскостопия у детей. " Гусеница со следами" учит координации движений, сохранять равновесие, прыгая на одной и двух ногах сохранять равновесие на одной и двух ногах с поворотами в стороны и продвижением вперед. Кольцеброс" Жираф" развивает ловкость, меткость, а также используется для бросания мячей разных размеров в соответствующие отверстия. Волшебный колпачок" используется для игры" Угадай кого нет" . Гантели Можно использовать для вьполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины. Материалы Разноцветные футляры от" киндер сюрпризов" . Деревянные палочки. Раствор цемента. Ножницы. Изготовление 1. В контейнерах от" киндер сюрпризов" с одной стороны отверстие, равное диаметру палочки. 2. На концы деревянной палочек надеть половинки от" киндер- сюрприза" с отверстием. 3. Внутрь этой половинки раствор цемента. 4. Закрыть футляр второй кой и дать застыть. Барьеры Можно использовать для перешагивания, подлезания, преодоления препятствий. Стимулирует энергичные действия, различные физические качества. Материалы Разноцветные контейнеры от" киндер- сюрпризов" . Жесткая толстая проволока. Металлические крышки от стеклянных банок. Изготовление 1. В контейнерах от" киндер- сюрпризов" проделать отверстия с дву x сторон( с помощью нагретого гвоздя или шила) . 2. Надеть подготовленные контейнеры на проволоку. 3. Проволоку согнуть в виде воротиков. 4. На концы прикрепить крышки Массажная дорожка Использовать для массажа ступней, ходьбы с целью профилактики плоскостопия. Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие. Материалы Цветной дерматин( 150x25 см) . Резиновые медицинские пробки( предварительно хорошо вымытые) . Клей" Момент" Изготовление. Сшить из дерматина дорожку. Выложить по всей длине резиновые пробки. Приклеить пробки на дорожку клеем. " Веселые погремушки" Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий( поднять, положить, достать) . Создают эмоциональный настрой. Материалы Бобина от использованного скотча. Цветной картон и бумага. Деревянные палочки. Разноцветные нитки и ленточки. Семечки, макароны, горох и т. д. Ножницы. Клей. Изготовление В бобине из- под скотча проделать отверстие, равное окружности палочки. Вставить палочку, предварительно смазав клеем. Вырезать из цветного картона круг, равный диаметру бобины, и приклеить. Внутрь насыпать макароны, семечки, горох для шумового Сверху приклеить еще один круг и на нем сделать аппликацию веселой рожицы. Приклеить волосы из ниток и завязать бантик. " Тарелочки- шумелочки" Можно использовать для выполнения общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой и утренней гимнастике. Вызывает большой интерес и радость у детей. Материалы Одноразовые бумажные тарелки, разноцветные ленты, краски или гуашь. горох, макароны, семечки и т. д. Клей, лак. Изготовление Нанести на тарелочки рисунок. Покрыть лаком. В тарелочку положить горох, семечки, макароны и т д. ( для шумового эффекта) . Склеить тарелочки между собой. " Разноцветные ручейки" Можно использовать для прыжков через" ручей" , для ходьбы по" дорожке" ( по узкой или широкой) Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног. Материалы Разноцветные пробки от пластико вых бутылок. Линолеум. Нитки, иголка, наперсток, ножницы. Изготовление 1. В каждой пробке проделать с двух сторон отверстия( с помощью нагретого гвоздя) . 2 И з линолеума вырезать полоски, равные по ширине диаметру пробки. 3. Пришить пробки к линолеуму" Разноцветные пенечки" Можно использовать на занятиях дли перешагивания, бега змейкой. Развивает устойчивость во время движений и в статическом положении, координацию движений. Материалы Ведра из- под майонеза разных размеров Цветная бумага, ножницы, клей. Изготовление 1. Оклеить цветной бумагой ведра из- под майонеза. 2 П еревернуть ведро и наклеить на дно любую аппликацию. " Лесенка чудесенка" Для пролезания на физкультурных занятиях. Развивается и совершенствуется крупная и мелкая мускулатура. Материалы Большое количество контейнеров от" киндер- сюрпризов" . Длинная веревка. Крючки для крепления. Изготовление 1. В контейнерах от" киндер- сюрпризов" проделать с обеих сторон равные диаметру веревки отверстия. 2. Нанизать на веревку контейнеры один за другим( как бусы) . 3. Привязать вертикальные перегородки. Попади в цель. Цель: упражнение навыка бросания в вертикальную( горизонтальную) цель. Изготавливается из куска материи, одна из сторон разрисована под мишень. Можно использовать для метания и бросания как вертикально, так и горизонтально. Не промахнись. Изготавливается из куска материи, вырезать в нем одно или больше отверстий. Цель: как можно больше раз попасть в отверстие мячиком. Усложнение Играющих может быть больше, они располагаются по разные стороны. Играющие должны не только метко бросать, но и ловить мячик. Тренажер «Попади в кольцо». Деревянное( пластмассовое) кольцо, крепится в дверном проеме на расстоянии 1, 5 м от земли. К кольцу привязывается тесьма с мягким шариком. Ребенок должен попасть шариком в кольцо. Цель: упражнение навыка метания Усложнение: играющих может быть двое, они располагаются по разные стороны от кольца. Один ребенок бросает мяч в кольцо, другой ловит. Цель: упражнение навыка бросания и ловли мяча Дорожка- следы. Изготавливается из клеенки или плотной ткани. Следы расположены на расстоянии друг от друга, заполняются любым бросовым или природным материалом( камешки, ракушки, пуговицы, деревянные палочки, пробки от бутылок и др. ) . Цель: профилактика плоскостопия. Пройди и не ошибись. Изготавливается из клеенки или из плотной ткани. На дорожке в чередующем порядке изображены: сле д- круг- след- изображение пальцев ног. Нужно пройти по дорожке и не ошибиться( шаг на всю стопу- на пятках- на всю стопу- на носках) . Цель: профилактика плоскостопия. Дорожка- цветочек Изготавливается из пробок от пластиковых бутылок, прикрепленных на плотную тканевую основу. Цель: профилактика плоскостопия. Массажер «Орешки». Состоит из плотно нанизанных на шнур или леску капсул «киндер- сюрпризов», по бокам две ручки. Удобен при массаже шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног. Цель: профилактика плоскостопия. Дорожка из обручей. Обручи соединены между собой тонким шнуром. Дорожка легко трансформируется в вертикальную стену, для этого шнур- растяжку необходимо закрепить на такой высоте, чтобы обручи стояли на полу. Рекомендуется: ходьба и бег с высоко поднятыми коленями; прыжки из обруча в обруч на двух и одной ноге; метание мешочков с песком и бросание мячей в горизонтальную и вертикальную цель; подлезание в и под обручи; ползание на четвереньках сквозь стенку обручей; ходьба через обручи. Усложнение: чередование обручей разного размера. Многофункциональное оборудование, использование зависит от цели, которую поставит взрослый. Кто наберет больше очков? Цель: попасть мячиком в отверстие на половине соперника. Из куска материи сделать гамачок, вырезать в нем два отверстия, в середине на веревочке прикрепить мячик. Играют двое. Кто попадет мячиком в отверстие соперника, получит очко. Для тренировки можно использовать гамачок с одним отверстием. Усложнение 1. Увеличение длины веревочки; 2. Пришивается два мячика по краям гамачка, кто больше попадет своим мячиком в отверстие соперника. Тренажер «Поймай мяч ловушкой». ( п о типу «Бильбоке») Изготавливается из верхней части пластиковой бутылки. При помощи крышки к бутылке крепится лента с деревянным шариком на конце. Цель: забросить шарик в лукошк о- ловушку. Развивает ловкость, меткость. Усложнения: можно регулировать длину ленты; заменить деревянный шарик более легким подвесом. «Варежка- ловушка» Изготавливается из плотной ткани( можно использовать готовую рукавичку) . На внутреннюю поверхность ладони нашиваются полоски велькро( застежки – « залипы ») . Для игры используется вязаный мяч. Цель: поймать мяч «варежкой- ловушкой». Развивает ловкость, координацию движений. «Балансиры- ходули» Изготовлены из дерева и шнура с ручками. Одна сторона балансира полукруглая, вторая – плоская. Оборудование можно использовать как для развития равновесия, так и координации движений детей. Цель: сохранять равновесие на «балансирах» или пройти определенное расстояние на «ходулях» Использовав нестандартное оборудование, мы отметили, что у детей возрос интерес к разным видам движений, появляется изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, стремление к достижению правильно выполнять движения. Кроме того, оборудование привлекло внимание родителей, они охотно помогли нам его изготовить, многие семьи отметили, что стали использовать подобные пособия дома.
- Презентация "Подводный мир"
- НОД "9 мая- День Победы"
- Тематический план подготовки к 70-летию в Великой Отечественной войне МБДОУ "Зубово-Полянский детский сад №3 "Ручеек" комбинированного вида" на 2013-2015гг
- Презентация "В гостях у бабушки Арины"
- Конспект интегрированного занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий