25.10.20г. Консультация для родителей. «Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка»
Консультация для родителей «Познавательная активность - как фактор развития личности ребенка»
На протяжении всего дошкольного детства огромное значение в развитии личности ребенка в процессе его социализации имеет активная позиция по отношению к миру. Она направлена в первую очередь на самостоятельный поиск и приобретение знаний, позволяющих ориентироваться в окружающей действительности. Современное общество достаточно информативно, поэтому у ребенка много возможностей для получения знаний из самых разнообразных источников (от ближайшего окружения из литературы, искусства т.д.). Однако развитие личности невозможно свести лишь к обладанию знаниями.
В картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения. Детство существует по собственным законам. Оно имеет свой язык, представления, способ представления увиденного. Детская непосредственность, фантазия и воображение создают часто непостижимую для нас реальность. Детство-период жизни, в котором ребенок постигает ее во всем многообразии связей и отношений, где он доверительно открыт миру, а тот открывается ему. Детство - период времени, который подвластен только ребенку, где он не только расширяет свою познавательную активность. но и бесконечно расширяет границы окружающего.
Целевыми задачами процесса развития познавательной активности считаются изменения через "формирования" и "приобретения". Собственная активность ребенка и соответствующие внутренние изменения задаются четырьмя компонентами;
- согласованностью,
-преодолением,
-осознанием собственного положения,
-интересом к новому.
Познавательная активность может проявляться во внешнем и внутреннем поведенческих планах. При этом внутренней активности может соответствовать некоторая составляющая активности внешней, но необязательно. Внешние формы проявления могут быть различными:
-вынесение суждений, о чем - либо,
- анализ ситуаций и планирование деятельности,
- оценка и принятие решений,
- информационный поиск,
-нахождение пробелов в собственных ресурсах,
- постановка и формулировка прикладных задач,
Каждый аспект активности вносит свой вклад в становление познавательной активности ребенка.
Активность – движение в направлении реализации собственной внутренней потребности.
Признаки активности:
-выражается в производимых действиях, обусловленных внутренним состоянием личности,
- определяется наличием собственной цели,
-предполагает способность преодолевать ограничения и барьеры заданной деятельности.
Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, присущих ребенку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности у него формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше. Познавательная активность выступает движущей силой развития ребенка и определяет его стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира.
Дошкольное детство - самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Поэтому ребенку необходимо создать условия для игры. Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Своевременное развитие игровой деятельности, достижение ребенком творческих результатов в ней является особенно важным.
Игра выполняет свою развивающую функцию только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной или самодеятельностной. Через игру развивается познавательный интерес, формируется личность ребенка