Конспект "В гости к бабушке Матрене"
Конспект ОД занятия по развитию речи во второй младшей группе «В гости к бабушке Матрене»
Цель: Приобщение детей к народной культуре, русскому фольклору.
Задачи:
- Познакомить детей с элементами русского быта.
- Обогатить словарный запас детей такими словами, как: изба, горница, горшок, ухват.
- Побуждать детей к обыгрыванию сюжетов, включать в импровизацию.
- Воспитывать в детях чувство красоты, любознательность, от окружающих предметов.
Оборудование: Картинки русской избы, где размещены старинные бытовые предметы: горшки, кувшин, ложки, прялка, утюг, макет русской печки и т. д., костюм бабушки Матрены.
Предварительная работа. Беседы, чтение сказок, пословиц, поговорок, пение песен и вождение хороводов. Аудиозаписи голосов животных и птиц
Ход занятия
Звучит аудиозапись птичьего двора.
Воспитатель: Ребята, кто из вас был в деревенском доме? (ответы детей)
И сегодня мы с вами отправимся в гости. В деревню к бабушке Матрёне, в ее деревенскую избу (показывает картинку, где изображена изба). Давайте заглянем к ней в горницу. А вы знаете, что такое горница? (предположения детей)Горницей называют комнату в русской избе. Ну, что, готовы? Тогда в путь!
Динамическая пауза
Еду, еду
К бабе, к деду Дети имитируют скачку на лошади.
На лошадке
В красной шапке
По ровной дорожке.
На одной ножке,
В старом лапоточке,
По рытвинам, по кочкам, Подпрыгивают, будто едут по кочкам
Все прямо и прямо,
А потом вдруг. в яму. Все приседают.
Бух!
Детей встречает бабушка Матрёна.
Матрена. Проходите, ребятушки малые, в мою горницу. Будем с вами в игры играть, сказки рассказывать. Посмотрите какие игрушки у меня есть (показывает прялку, коврик, утюг, самовар, скамейку, рушник, изделия из глины и и т. д., накормлю оладушками и чаем напою. А приготовила я угощения для вас с помощью моей печки- матушки. Она всем в доме правит: и накормит, и обогреет. Если вы голодны, щами угостит или кашей с маслом. Показывает горшок с кашей. Берет ухватом горшок и ставит в печь. В печке моей очень вкусные оладушки пекутся. А хотите поиграть, пока оладушки пекутся? (ответы детей )Во всем мне помогают мои помощники. (Показывает руки.) Они и воды принесут, и печь затопят, и кашу сварят, и в доме чистоту наведут. А ваши руки вам помогают? (да) Вот у меня - пальчики-помощники.
(Матрена проводит с детьми пальчиковую гимнастику по мотивам русской народной потешки).
Пальчиковая гимнастика- игра «Пальчики- помощники»
Матрена (обращаясь к своему пальчику).
Пальчик- мальчик, где ты был? (Поочередно «кланяется» другими пальцами).
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
(Дети сжимают и разжимают пальцы).
Пальчик- мальчик, где бывал? (Подражают называемым движениям.)
У пенечка поскакал,
Топал по пригорку,
Покатился с горки.
Меня дождик испугал, под крышу убежал.
Слышат стук в дверь.
Матрена: кто в гости к нам пришёл? (вносит куклу Аленку)
Чтение русской народной потешки «У Аленки в гостях»
У Аленки в гостях
Два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках,
Курочка в сережках,
Селезень в кафтане,
Ладушки - ладушки,
Пекла бабушка оладушки,
Маслом поливала, Детушкам давала.
Даше два, Паше два, Ване два, Тане два,
Хороши оладушки у нашей бабушки!
Матрена: Печка моя еще и согреть умеет, если прислонишься к ней, то будет жарко. Посмотрите, у меня есть котик - Котофей. Он любит на печке погреться. (Показ игрушечного кота).
Давайте его разбудим и поиграем с ним. (Дети будят кота словами "кис-кис")
Игра " Кот на печку пошел»
Дети идут в хороводе
Кот на печку пошел,
Горшок каши нашел.
Горшок каши горяч,
Не дается, хоть плачь.
Котик кашу любит
С медом, маслом варит,
Каша сладкая, пшеничная.
И на вкус она отличная.
Дети идут в центр круга и обратно, притопывая.
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Котик пряники люблю,
Котик пряники студит,
Остудит и угостит,
Нас отведать пригласит.
Дети крадутся, «берут» прянички - хлопают в ладоши и убегают.
Maтрена: А теперь, гости дорогие, приглашаю вас к столу.
У Матрёны стол накрыт,
Медный самовар стоит
Чай по чашкам разолью.
Всех гостей я напою
Чаем ароматным, сладким, вкусным, мятным.
С медом и калиной,
С ягодой малиной.
Пейте, не спешите.
Чаше в гости приходите!
Дети пьют чай в гостях у Матрены.
Подводится итог занятия.