a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Открытое пространство"

Автор: Шевлякова Ирина Владимировна Опубликовано: 2019-10-06 21:04:40

Документы для скачивания

 

Тип проекта: образовательный

 

Формат проекта: городской

 

Сроки реализации проекта: долгосрочный

 

Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида»,  МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида».

 

Участники проекта: дети – педагоги - родители

 

Разработчики  проекта:

Творческая группа:

 

- заместитель директора по воспитательной работе школы - интернат Сумеркина М.С.;

- воспитатель Шевлякова И.В.;

- учитель-дефектолог Хрипунова Е.А.;

 

Актуальность

 

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.

   Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся  от обычной, Поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный социум.

Данный проект необходим, поскольку он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.

Проблема

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.

 

Основной целью проекта «Открытое пространство» является успешная социальная  адаптация и интеграция воспитанников в обществе  через создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с нарушениями слуха.

 

    Реализация проекта направлена на решение следующих задач:

  1. Провести методические мероприятия для педагогов детских садов комбинированного вида г. Минусинска по обмену опытом  в работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  2. Соорганизовать участников интеграции для  социальной  адаптации детей с нарушениями слуха через частичное погружение их в образовательную деятельность.
  3. Создать развивающую речевую среду в группах для детей с нарушением слуха.
  4. Развивать творческие способности, коммуникативные умения детей посредством театрализации.
  5. Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.

 

Концептуальные основы проекта

 

Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.

Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.

Методологической основой  являются:

- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина  -  об общности основных закономерностей  психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.

- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии  А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

 

Основные принципы работы в рамках проекта

 

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса -  в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов.
  3. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  4. Принцип уважения и признания партнеров.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

 

Деятельность в рамках проекта

Целевую группу составляют:

 - воспитанники  КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 3 – 7 глухие, слабослышащие и глухие после кохлеарной имплантации, воспитанники МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида», МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида» в возрасте  от 4 - 7 лет;

-воспитатели;

- узкие специалисты;

- родители.

     В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, школы-интернат,  составляющие  рабочую группу, обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов):

- директор школы-интернат;

- заведующие ДОУ;

-заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интернат;

-  старшие воспитатели ДОУ;

 - узкие специалисты (учителя-дефектологи, логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, хореографы, инструктора по физической культуре, организаторы, педагоги дополнительного образования);

-  воспитатели.

Все  педагоги имеют квалификацию по своей специальности.

Педагогам ДОУ комбинированного вида рекомендуется пройти курсовую подготовку по теме: «Специфика коррекционной учебной и воспитательной работы педагога с детьми, имеющими нарушение слуха».

В системе  взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:

 

Участник сопровождения

Цели

Методы работы

Администрация

Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей.

-Собеседование, интервью.

-Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта.

-Организация методических семинаров, работы мастер – класса.

-Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме.

Методическая служба

Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем  профессиональной деятельности.

Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования

-Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей.

-Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме.

-Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме.

-Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов.

Психологическая служба

Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

-Психологический анализ педагогической деятельности.

-Психологическая диагностика развития детей.

-Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций.

Педагог (воспитатели, специалисты)

Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме.

-Самоанализ педагогической деятельности.

-Участие в семинарах, конференциях, методической работе по проблеме.

-Работа по самообразованию.

-педагогическая диагностика развития детей.

 

 

Ресурсное обеспечение проекта

 

Нормативное обеспечение:

- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите  инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014.) ст. 19;

-  Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

- Локальные акты и Уставы учреждений.

 

Материально-техническое обеспечение: 

- 8 групп,  все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

- 2 кабинета учителей – дефектологов;

- 2 кабинета  учителей – логопедов;

- 3 кабинета педагогов-психологов;

- 3 спортивных зала;

- 2 музыкальных зала;

- 1 актовый зал с интерактивной доской;

- 8 игровых  площадок;

- 3 спортивные  площадки;

- 4 компьютера;

-спортивное оборудование для мероприятий;

-музыкальное оборудование (музыкальные инструменты, атрибуты, 3 музыкальных центра);

- атрибуты, костюмы для театрализации.

 

Кадровое обеспечение:

 

Наличие специалистов в учреждениях:

- старшие воспитатели - 2   

- учителя-дефектологи - 2

- учителя - логопеды – 2

- педагоги-психологи - 3

- инструкторы по ФИЗО - 3

- музыкальные работники – 3

- хореограф – 2

- организаторы  - 2

 

Методическое обеспечение:

- адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для глухих, слабослышащих и глухих после кохлеарной имплантации детей;

- основные общеобразовательные программы  ДОУ;

 -методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотеки дидактических игр, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.);

- различные виды театров  (пальчиковый, настольный, театр на магнитах и т.д.);

-педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова);

- Мониторинговые карты по выявлению уровня развития речи детей.

  

 

Ожидаемые результаты

К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:

 

В работе с детьми:

 

  1. Устойчивое продвижение детей с нарушением слуха в развитии коммуникативных умений.
  2. Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с нарушением слуха.
  3. Достижение оптимальной адаптации и социализации  детей в социокультурной среде.
  4. Развитие творческих способностей ребенка, как активного участника проекта.
  5. Включенность воспитанников в различного вида творческие конкурсы.

 

В работе с семьей:

 

  1. Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
  1. Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
  2. Участие родителей в подготовке к конкурсам.

 

 

В работе с педагогами:

 

  1. Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
  2. Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
  3. Обобщение и трансляция опыта работы по проблеме,  расширение границ профессиональных интересов педагогов.
  1. Повышение качества образовательного процесса.
  2. Расширение рамок сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.

Индикаторы результативности

1.Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов.

2.Результаты диагностики:

- развития коммуникативных умений детей;

- уровня сформированности элементарных навыков актерского мастерства.

3.Участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах.

  1. Семинары, мастер-классы, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, обобщение опыта работы в рамках сетевого взаимодействия, участие в краевой конференции.
  2. Информация на школьном сайте, в VK, одноклассниках, наличие в библиотеке специальной литературы.
  3. Повышение рейтинга учреждения.
  4. Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования.

 

Этапы реализации проекта

I этап организационный

 

  1. Провести анализ условий:

-материально-технических;

-кадровых  (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);

-финансовых;

-научно - методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).

 

  1. Заключить соглашения о сетевом взаимодействии с городскими детскими садами комбинированного вида.

3.Сформировать группу детей с разными возможностями.

  1. Разработать пакет диагностических методик.
  2. 5. Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.

 

II этап практический

 

Создание специальных образовательных условий:

  1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
  2. Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.

3.Совершенствование  предметно-пространственной   развивающей среды.

4.Организация консультативно-просветительской работы с педагогами детских садов.

5.Групповые  и подгрупповые занятия с участниками инклюзии.

6.Проведение совместных мероприятий, праздников, включение детей в театральную деятельность, в участие различного вида конкурсов.

7.Организация родителей с целью  активного участия их в образовательном процессе.

 

III этап итоговый

 

  1. Обобщение и анализ результатов деятельности образовательного учреждения по инклюзивному образованию.
  2. Представление опыта работы полученного в ходе реализации проекта
  3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.

  

Список литературы

 

  1. Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
  2. Евтушенко С. Г. Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья  : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009.
  3. Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.
  4. Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
  5. Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
  6. Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
  7. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
  8. Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
  9. Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3ю
  10. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  11. Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.
  12. Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Региональное образование XXІ века: проблемы и перспективы – 2012. - №4 – С., 418-424.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: