Проект "Открытое пространство"
Документы для скачивания
Тип проекта: образовательный
Формат проекта: городской
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Место реализации: КГБОУ «Минусинская школа-интернат», МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида», МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида».
Участники проекта: дети – педагоги - родители
Разработчики проекта:
Творческая группа:
- заместитель директора по воспитательной работе школы - интернат Сумеркина М.С.;
- воспитатель Шевлякова И.В.;
- учитель-дефектолог Хрипунова Е.А.;
Актуальность
Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом может стать развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет, так как общеизвестно, что именно в дошкольном возрасте в человеке закладываются навыки общения и социального взаимодействия, которые помогут ему в будущей взрослой жизни. “Особые” дети больше обычных нуждаются в доброжелательной и стабильной среде. Ребёнок, который испытывает те или иные трудности в развитии, не сможет социально адаптироваться, овладеть навыками адекватного функционирования в обществе, если его детство проходит в искусственно созданной среде, сильно отличающейся от обычной, Поэтому основной проблемой на современном этапе является интеграция ребенка с нарушениями слуха в общеобразовательную среду, с последующей интеграцией его в современный социум.
Данный проект необходим, поскольку он задуман разработчиками как шаг к решению ряда проблем, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, гармонизации процесса личностного становления посредством развития социально-личностных умений детей. Реализация данного проекта поможет детям и их семьям, т.к. задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей. Создавать определенные условия, способствующие равному участию детей с ОВЗ в общей системе, адаптировать образовательную и социальную среды к возможностям каждого ребенка, позволяют нам использование разнообразных форм, методов и приемов образования. Ситуация развития ребенка станет более открытой, дети получат новый опыт эффективных социальных взаимоотношений.
Проблема
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Иными словами, дошкольное учреждение призвано управлять процессом социализации.
Основной целью проекта «Открытое пространство» является успешная социальная адаптация и интеграция воспитанников в обществе через создание оптимальных условий для гармоничного развития и становления личности детей с нарушениями слуха.
Реализация проекта направлена на решение следующих задач:
- Провести методические мероприятия для педагогов детских садов комбинированного вида г. Минусинска по обмену опытом в работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
- Соорганизовать участников интеграции для социальной адаптации детей с нарушениями слуха через частичное погружение их в образовательную деятельность.
- Создать развивающую речевую среду в группах для детей с нарушением слуха.
- Развивать творческие способности, коммуникативные умения детей посредством театрализации.
- Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его участников.
Концептуальные основы проекта
Инклюзивное образование для России находится в стадии становления. Внедрение инклюзивных технологий началось у нас только в 90-е годы прошлого века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева исследовали правовые аспекты инклюзивного образования. Психологические проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудов отечественных психологов по заявленной проблеме нет. Таким образом, тема исследования в психологии недостаточно разработана как в теоретическом, так и в прикладном аспектах.
Современная система дошкольного образования предполагает дифференцированное обучение и воспитание различных категорий детей в зависимости от диагноза ребенка и его возможностей. Такой подход отвечает современным потребностям мирового сообщества в предоставлении равных возможностей в образовании всем детям, независимо от их возраста, состояния здоровья и уровня развития.
Методологической основой являются:
- Положения ведущих отечественных дефектологов и психологов: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина - об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития и т. д.
- Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
- Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Основные принципы работы в рамках проекта
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов.
- Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип уважения и признания партнеров.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.
Деятельность в рамках проекта
Целевую группу составляют:
- воспитанники КГБОУ «Минусинская школа-интернат» в возрасте от 3 – 7 глухие, слабослышащие и глухие после кохлеарной имплантации, воспитанники МДОБУ «Детский сад № 28 «Аленький цветочек» комбинированного вида», МДОБУ «Детский сад № 21 «Звездочка» комбинированного вида» в возрасте от 4 - 7 лет;
-воспитатели;
- узкие специалисты;
- родители.
В реализации проекта примут участие сотрудники ДОУ, школы-интернат, составляющие рабочую группу, обеспечивающую психолого - педагогическое сопровождение всех субъектов образовательной деятельности (детей, родителей и педагогов):
- директор школы-интернат;
- заведующие ДОУ;
-заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы-интернат;
- старшие воспитатели ДОУ;
- узкие специалисты (учителя-дефектологи, логопеды, педагог-психолог, музыкальные руководители, хореографы, инструктора по физической культуре, организаторы, педагоги дополнительного образования);
- воспитатели.
Все педагоги имеют квалификацию по своей специальности.
Педагогам ДОУ комбинированного вида рекомендуется пройти курсовую подготовку по теме: «Специфика коррекционной учебной и воспитательной работы педагога с детьми, имеющими нарушение слуха».
В системе взаимодействия членов рабочей группы мы определили цели и методы работы каждого субъекта сопровождения, что представлено в следующей таблице:
Участник сопровождения |
Цели |
Методы работы |
Администрация |
Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагогов, повышения социально - педагогической грамотности родителей. |
-Собеседование, интервью. -Информирование о перспективах деятельности в рамках проекта. -Организация методических семинаров, работы мастер – класса. -Использование системы мотивации на сотрудничество и самообразование по проблеме. |
Методическая служба |
Профессиональная подготовка и помощь педагогу в разрешении проблем профессиональной деятельности. Проектирование и реализация педагогического сопровождения инклюзивного образования |
-Анализ и оценка профессиональной деятельности педагогов, функциональной грамотности родителей. -Организация и проведение разных форм методической работы с педагогами и родителями по проблеме. -Информирование о научно - теоретической и методической литературе по проблеме. -Помощь в проектировании и реализации индивидуальных творческих планов. |
Психологическая служба |
Повышение психологической компетентности педагогов и родителей. |
-Психологический анализ педагогической деятельности. -Психологическая диагностика развития детей. -Проведение психолого-педагогических тренингов, семинаров, консультаций. |
Педагог (воспитатели, специалисты) |
Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности по проблеме. |
-Самоанализ педагогической деятельности. -Участие в семинарах, конференциях, методической работе по проблеме. -Работа по самообразованию. -педагогическая диагностика развития детей. |
Ресурсное обеспечение проекта
Нормативное обеспечение:
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014.) ст. 19;
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
- Локальные акты и Уставы учреждений.
Материально-техническое обеспечение:
- 8 групп, все групповые помещения оснащены в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- 2 кабинета учителей – дефектологов;
- 2 кабинета учителей – логопедов;
- 3 кабинета педагогов-психологов;
- 3 спортивных зала;
- 2 музыкальных зала;
- 1 актовый зал с интерактивной доской;
- 8 игровых площадок;
- 3 спортивные площадки;
- 4 компьютера;
-спортивное оборудование для мероприятий;
-музыкальное оборудование (музыкальные инструменты, атрибуты, 3 музыкальных центра);
- атрибуты, костюмы для театрализации.
Кадровое обеспечение:
Наличие специалистов в учреждениях:
- старшие воспитатели - 2
- учителя-дефектологи - 2
- учителя - логопеды – 2
- педагоги-психологи - 3
- инструкторы по ФИЗО - 3
- музыкальные работники – 3
- хореограф – 2
- организаторы - 2
Методическое обеспечение:
- адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования для глухих, слабослышащих и глухих после кохлеарной имплантации детей;
- основные общеобразовательные программы ДОУ;
-методический инструментарий (конспекты непосредственно образовательной деятельности, картотеки дидактических игр, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.);
- различные виды театров (пальчиковый, настольный, театр на магнитах и т.д.);
-педагогическая диагностика театрализованной деятельности (Т.С. Комарова);
- Мониторинговые карты по выявлению уровня развития речи детей.
Ожидаемые результаты
К прогнозируемым результатам можно отнести следующее:
В работе с детьми:
- Устойчивое продвижение детей с нарушением слуха в развитии коммуникативных умений.
- Обеспечение доступности, повышение качества и эффективности образования детей с нарушением слуха.
- Достижение оптимальной адаптации и социализации детей в социокультурной среде.
- Развитие творческих способностей ребенка, как активного участника проекта.
- Включенность воспитанников в различного вида творческие конкурсы.
В работе с семьей:
- Повышение уровня «воспитательной» компетентности родителей, их активности в образовательном процессе.
- Позитивные изменения в характере детско-родительских отношений.
- Участие родителей в подготовке к конкурсам.
В работе с педагогами:
- Повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.
- Повышение мотивационной готовности к сотрудничеству.
- Обобщение и трансляция опыта работы по проблеме, расширение границ профессиональных интересов педагогов.
- Повышение качества образовательного процесса.
- Расширение рамок сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями.
Индикаторы результативности
1.Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов.
2.Результаты диагностики:
- развития коммуникативных умений детей;
- уровня сформированности элементарных навыков актерского мастерства.
3.Участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах.
- Семинары, мастер-классы, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, обобщение опыта работы в рамках сетевого взаимодействия, участие в краевой конференции.
- Информация на школьном сайте, в VK, одноклассниках, наличие в библиотеке специальной литературы.
- Повышение рейтинга учреждения.
- Мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде и взаимодействия участников проекта в условиях инклюзивного образования.
Этапы реализации проекта
I этап организационный
- Провести анализ условий:
-материально-технических;
-кадровых (определить состав педагогов, занятых в реализации проекта, скоординировать их деятельность; скорректировать график работы специалистов);
-финансовых;
-научно - методических (разработать психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса).
- Заключить соглашения о сетевом взаимодействии с городскими детскими садами комбинированного вида.
3.Сформировать группу детей с разными возможностями.
- Разработать пакет диагностических методик.
- 5. Согласовать с родителями направления деятельности, содержание и формы сотрудничества.
II этап практический
Создание специальных образовательных условий:
- Формирование и апробация механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
- Диагностика индивидуальных особенностей личности, программирование возможностей ее коррекции.
3.Совершенствование предметно-пространственной развивающей среды.
4.Организация консультативно-просветительской работы с педагогами детских садов.
5.Групповые и подгрупповые занятия с участниками инклюзии.
6.Проведение совместных мероприятий, праздников, включение детей в театральную деятельность, в участие различного вида конкурсов.
7.Организация родителей с целью активного участия их в образовательном процессе.
III этап итоговый
- Обобщение и анализ результатов деятельности образовательного учреждения по инклюзивному образованию.
- Представление опыта работы полученного в ходе реализации проекта
- Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Список литературы
- Бутко Г.А. Проблема повышения профессиональной компетентности педагогов-дошкольников в вопросах помощи детям с ОВЗ.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3.
- Евтушенко С. Г. Инклюзивное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья как инновационная модель работы (из опыта работы МДОУ д/с № 8) /С. Г. Евтушенко // Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : материалы Междунар. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и преподавателей, 22-23 апр. 2009 г. / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009.
- Казакова Е.Искусство помогать: Что скрывается за термином «Сопровождение развития детей» // Лидеры образования. — 2004. — № 9—10.
- Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивном классе, сопровождение ребенка с особенностями развития. Из опыта работы. — М.: Изд-во Теревинф, 2010.
- Панова А. Факты и комментарии : [инклюзивное образование] / А. Панова// Здоровье детей. - 2011. - № 6. - С. 37-41.
- Семаго М.М. Сопровождение ребенка в образовательной среде. Структурно-динамическая модель / Сб. науч. тр. кафедры коррекционной педагогики и спец. психологии. — М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2003. С. 24—37.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога-практика) — М.: АРКТИ, 2005.
- Шматко Н. Д. Организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности /Шматко Н. Д. // Дефектология. - 2010. - № 5.
- Яковлева, И.М. Личностная готовность педагогов к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.// Коррекционная педагогика: теория и практика/ -2013.-№3ю
- Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Тенкачева Т. Р. Инклюзивное образование детей дошкольного возраста в России [Текст] / Педагогическое образование в России. – 2014. – № 1. – С. 205-208.
- Тюкова А. Инклюзивное образование детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Региональное образование XXІ века: проблемы и перспективы – 2012. - №4 – С., 418-424.