Психологический практикум для родителей «Взаимоотношения детей и родителей»
Документы для скачивания
Цели:
1.Оказать родителям помощь в самоанализе своего родительского поведения, нацелить родителей на положительные моменты воспитания ребенка и формы проявления любви к нему;
- Направить родителей в русло гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
Задачи:
- Расширить возможности понимания своего ребенка.
- Довести до сознания родителей необходимость проявления своей безусловной родительской любви.
- Выработать новые навыки взаимодействия и сотрудничества детей и родителей.
- Повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и осознанность эмоциональных воздействий со стороны взрослых.
- Пробудить у родителей, как воспитателей, интерес к процессу самообразования в области педагогических знаний.
Оборудование: презентация, плакаты с детскими рисунками: «Моя семья»
Ход практикума:
Взаимодействие и понимание между родителями и детьми становится все более актуальным внутри семьи по мере взросления ребенка.
Ребенок растет и меняется, и конечно же должны изменяться и развиваться детско-родительские отношения.
Поэтому надо учиться понимать близких и любимых людей, смотреть и видеть, слушать и слышать друг друга.
Воспитательный процесс – сложный, длительный и обязательно взаимный. Учится ребенок у взрослых правилам и элементарным нормам проживания в этом мире, а взрослый у ребенка учится той непосредственности, той чистоте и мудрости, которую он принес в эту жизнь.
Детско-родительские отношения строятся на основе сотрудничества и приобретают яркий позитивный окрас, если родителями осознается это обоюдное взаимовлияние.
Навыки эффективного взаимодействия со своими детьми сами по себе не появляются.
Я вам советую вместе с ребёнком погрузиться в пространство совместной деятельности.
Сотрудничество в едином пространстве снимает многие психологические барьеры, укорачивает дистанцию непонимания взрослых и детей.
Практикум «Взаимоотношения детей и родителей» направлен на приобретение важных навыков взаимодействия, установление отношения доверия и сотрудничества между родителями и детьми, улучшение взаимопонимания в семье.
Этот увлекательный процесс познания себя, своего ребенка и окружающего даст родителям возможность вернуться в детство и вновь побыть ребенком.
И через это состояние Вы:
- подарите себе новый опыт общения с ребенком;
- научитесь прояснять и выражать свои чувства;
- поймете и примите внутренний мир своего ребенка;
- укрепите доверие и улучшите взаимоотношения в семье.
- Сегодня мы постараемся выяснить, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей.
Часто ребятам необходим родительский пример, чтобы вырасти полноценным человеком, культурной, социально зрелой личностью.
Детям нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.
Я убеждена в том, что каждый из Вас - искренне любит своих детей и обладает достаточной компетентностью в вопросах воспитания.
- Работать мы будем сегодня в группах.
- Упражнение «Принятие себя» - Встреча с ребенком внутри себя.
Описание упражнения:
«Начнём с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.
Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет майский цветущий сад ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу речки или пруда , мягко освещенного закатным солнцем. Попытайся вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где Вы чувствовали себя очень комфортно.
Вспомните себя такими, какими вы были в раннем детстве.
Представьте, что этот малыш стоит сейчас перед Вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».
После этих слов представьте, что малыш улыбается Вам в ответ и обнимает Вас крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что Ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.
Теперь сделайте глубокий вдох-выдох, откройте глаза.
Скажите себе: «Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастлив».
Рефлексия. По завершению упражнения уделите внимание тому, насколько отчётливо вам удалось увидеть себя в детстве, и что при этом почувствовали. Постарайтесь ответить для себя на вопросы:
- Что вызывало наибольший интерес и удовольствие, а что было трудно?
- Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить?
- Что в данный момент вам хотелось бы сделать или сказать?
- Мини-дискуссия
- Какими бы родителями мы не были, мы всегда можем дать утвердительный ответ на вопрос… Как вы думаете, что это за вопрос?
- Вы правы, каждый родитель даст положительный ответ на вопрос «Любите ли вы своего ребенка?».
А вот как же мы любим, и тем более умеем ли любить, над этим как-то и задумываться не приходится.
А ведь для ребенка самое главное – чтобы его любили таким, какой он есть.
Социологи установили, что на воспитание детей у мамы и папы или родных остается ежедневно всего лишь 17 минут.
Подумайте, что вы можете дать своему ребенку за это время?
- Поэтому Вам, родителям, нужно стараться воспитывать ребенка не только в свое присутствие, но и в свое отсутствие, то есть не моралью и нотацией, а любовью и всем образом своей жизни.
Воспитывают в семье даже молчанием, взглядом, мимикой, радостью и грустью.
Групповая работа.
Инструкция – «Родители, Вам необходимо выделить «3 основные ошибки в воспитании, которые все когда-либо совершали».
Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3 ошибки в воспитании.
Рефлексия: Вызвало ли это задание дискомфорт, затруднение?
«В каких проявлениях любви нуждаются дети».
- Было бы неправильно оставить все так, как есть.
Мы обратились к ошибкам семейного воспитания, а теперь давайте рассмотрим наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.
- Возьмите небольшие листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из пяти лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
Обсудите ваши достоинства в группе, сравните, найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка, все ваши достоинства. (Лучики у общего солнышка прикреплены английскими булавочками).
А теперь – общая картина - общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей.
Рефлексия - Посмотрите, наше солнышко, как настоящее, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время.
Так и мы, родители, должны любить своих детей, без каких-либо на то условий, просто так, безусловно.
Поэтому, для безболезненных, полноценных детско-родительских отношений важна, прежде всего, любовь, способная проявляться во всех искренних взаимоотношениях.
- У нас с вами действительно получился насыщенный разговор, в конце которого мне бы хотелось предложить вам закончить следующие предложения:
ИТОГ: Рефлексия.
- В процессе совместного общения мне понравилось …
- или мне не понравилось…
Родители свободно высказываются по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.
- В заключении мне хочется рассказать вам притчу.
Притча о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул камень и прочитал на другой стороне?». Зачем ты ищешь нового знания, Если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?».
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашем попустительстве, в нашей лжи, в нашем эгоизме, себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда «военные действия», которые вы ведёте с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарятся мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».