Методический материал:презентации, доклады,сообщения из опыта работы
Документы для скачивания
(Слайд №1)
«Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»
Выготский Л.С.
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, во избежание межличностных, межнациональных и межгосударственных конфликтов.
Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка проходит в дошкольный период, ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. В современном детском обществе все чаще наблюдаются агрессивные проявления, грубость, зависть, обиды, неумение строить дружеские отношения и др.
Учитывая то, что игра – является ведущим видом деятельности дошкольника, я сочла необходимым, сделать ее одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников. Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:
— активно вступать в диалог,
— задавать вопросы,
— слушать и понимать речь,
— строить общение с учетом ситуации,
— легко входить в контакт,
— ясно и последовательно выражать свои мысли,
— пользоваться формами речевого этикета,
— регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.
(Слайд №2)
В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр, передающие детям определённые знания и умения. Одни из низ музыкально – дидактические игры.
Они развивают не только музыкальные и коммуникативные способности детей, но и детскую эмоциональность, познавательный интерес к различным областям знаний, формируют навыки сотрудничества. В процессе игр у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.
(Слайд №3)
Давайте ненадолго окунемся в теорию музыкально дидактической игры. Многие из присутствующих, наверное, не раз задавались вопросом «Чем музыкально - дидактическая игра отличается от дидактического пособия?». Попробуем в этом разобраться.
Музыкально-дидактическое пособие, в качестве учебного, применяются в основном на музыкальном занятии (ООМД). Они помогают формировать первые эмоционально-эстетические оценки, воспитывать вкус детей. Поэтому в них закладывается художественное отображение понятного детям содержания. Их цель: наглядно проиллюстрировать отношения звуков по длительности и высоте, поупражнять детей в различении динамики, тембра и других выразительных средств, тогда как музыкально – дидактические игры могут не использовать зрительную наглядность.
(Слайд №4)
Музыкально дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, способствующая его успешному музыкально-сенсорному развитию. Данный вид игры представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Таким образом, подчёркивается её полифункциональный характер. Музыкально – дидактическая игра опирается на дидактические принципы:
- воспитывающее обучение;
- научность;
- доступность и наглядность;
- закрепление знаний, умений и навыков и т.д.
Как любая игра, музыкально-дидактическая включает в себя развитие игровых действий, которые должны помочь ребёнку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а потом включить их в свою деятельность.
Поэтому характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правила;
- игрового действия.
Особенностью игр является то, что они могут использоваться детьми самостоятельно вне музыкальных занятий .
(Слайд №5)
В педагогической литературе достаточно широко представлена разнообразная классификация музыкальных игр: Ветлугиной, Зиминой.
(Слайд №6)
Новиковой, Радыновой
(Слайд №7)
Костиной
Все представленные классификации переплетаются между собой и по сути своей схожи. Все они требуют от детей умения взаимодействовать и общаться.
(Слайд №8)
Виды музыкально-дидактических игр
В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально - дидактичекие игры принято подразделять на три вида:
- Спокойное музицирование ;
- Игры типа подвижных, где элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий;
- Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Соревновательный элемент заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение.
Эти игры часто проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания подгруппа детей или ребенок, если игра проводится с 2-3 детьми, награждается фишкой, флажком. В процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов или игра «Лесенка» и т.д.
Второй вид дидактических игр характеризует динамика действий. Игра похожа на подвижную.
Я предлагаю сейчас вам немного поиграть. (работа с аудиторией)
Игра «Веселые ребята». Дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями. Звучат громкие звуки- в пространстве зала или групповой комнаты двигается одна группа детей, тихие -другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
Игра «Музыкальные стульчики». Где дошкольники, сидя на стульчиках спинкой в круг и заранее рассчитавшись на 1,2,3, по сигналу взрослого «1» первые номера встав со стульчика за ведущим двигаются по кругу вальсовым шагом. По сигналу «2» - вторые номера подскоками, «3» - третьи номера хороводным шагом
В дидактических играх третьего вида двигательная активность детей ограничена. Между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители поощряются исполнением их желания.
В игре «Часы» дети стоя в кругу по очереди друг за другом выполняют хлопок в ладоши, согласно ударению «Тик – так».
(Благодарю за помощь, проходите на места)
Подытоживая все выше сказанное, можно отметить, что музыкально – дидактические игры направлены не только на развитие звуковысотного, тембрового и диатонического слуха, чувства ритма, памяти и развитие детского творчества, но и на умение детей договариваться, действовать сообща, быть ответственными за свои действия.
(Слайд №9)
Музыкально-дидактическая игра, как и другие виды игр, имеет ряд задач, которые Г. А. Анисимова разделила следующим образом:
- Коррекционные:
- развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия, мимической мускулатуры, дыхательной системы, артикуляционного аппарата, свойства голоса (высоту, темп, динамику, ритм), координации движения и нормализация их темпа и ритма;
- формирование выразительных средств: интонации, мимики, жестов, движения.
- Образовательные:
- обучение речевым, певческим, двигательным навыкам;
- развитие музыкальных, творческих, коммуникативных способностей;
- формирование умственных умений и действий.
- Развивающие:
- познавательную активность;
- устойчивый интерес к действованию;
- саморегуляцию и самоконтроль;
- внимание, память, мышление;
- ориентировку в пространстве.
- Воспитательные:
- воспитание чувства товарищества, ответственности, доброжелательности по отношению к партнерам по играм;
- воспитание общей музыкальной, речевой, двигательной культуры;
- эстетическое отношение к окружающему;
- развитие чувств, эмоций высшего порядка.
- Оздоровительные:
- укрепление сердечно - сосудистой, двигательной систем, костно-мышечного аппарата, эмоциональной сфера дошкольников;
- развитие моторики: общей, мелкой, артикуляционной;
- развитие «мышечного чувства» (способности снимать эмоциональное и физическое напряжение);
- развитие быстрой двигательной реакции.
(Слайд №10)
Игры выполняют различные функции в жизни детей: познавательную, образовательную, обучающую, развивающую, воспитательную, коммуникативную, развлекательную, функцию отдыха, организаторскую, ценностно-ориентационную и др.
(Слайд №11)
Используя музыкально-дидактические игры и пособия на занятиях и в самостоятельной деятельности ребёнка надо учитывать, в какой степени развиты и используются его сенсорные каналы восприятия:
- аудиальный
- визуальный
- кинестетический.
При аудиальном контакте с ребёнком важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Ободряющее слово, изменение темпа и динамики речи усиливают аудиальный контакт.
При визуальном контакте важно использовать мимику, наглядные пособия, рисунки, схемы, мнемотаблицы.
«Кинестетические» дети очень чувствительны и эмоциональны, их нужно привлекать к выполнению практических заданий. Одновременно с одобряющим словом можно погладить ребёнка по голове, коснуться его плеча, прохлопать по его ладошке ритмический рисунок. Такой контакт вызовет положительные эмоции.
Применяя музыкально-дидактические игры в работе с детьми, необходимо учитывать их возрастные особенности и уровень владения коммуникативными умениями и навыками.
(Слайд №12)
Так, например, всем нам известно, что дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития старших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.
Из практики работы с дошкольниками я заметила, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому передо мной встала задача о необходимости не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» о состоянии и внутреннем мире ребенка.
Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. Для этого в своей педагогической практике я применяю различные этюды и игры.
Описание игры «Колобок»
Данная игра помогает мне знакомить детей не только с музыкой разного характера, но и с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данная игра поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.
Куб эмоций будет полезен для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Он может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.
Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.
Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.
Игры и упражнения проводятся с группой, парами и индивидуально. Применяя интегрированный подход в работе с дошкольниками, данный куб педагоги могут использовать и в своих занятиях. (Детям предлагается послушать литературные произведения – рассказы, стихи, сказки, в которых прорабатывается та или иная эмоция, нарисовать сюжетную картинку).
Создала подборку пластических этюдов, помогающих мне в работе по в социально – коммуникативному развитию детей. (электронная версия)
(Слайд №13)
Чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе у детей должны быть созданы прочные навыки, коммуникативного общения и музыкально-сенсорного восприятия. Этому способствуют несколько этапов освоения музыкально-дидактических игр.
На первом этапе происходит знакомство детей с произведением, которое составляет основу игры: аудиальное (выделяем характерные музыкальные звуки и их свойства) и визуальное (знакомимся со зрительным образом). Решать эти задачи помогают музыкально-дидактические пособия.
(исполняю музыкальные фрагменты разного характера и демонстрирую соответствующую картинку «Финская полька» - герой с веселым выражением лица; «Баба яга» П.И.Чайковский – с сердитым выражением лица, «Болезнь куклы» П.И.Чайковского – с грустным выражением лица. Предлагаю детям отобразить эти мимические изменения, побуждаю к высказываниям и предположениям о том, что могло оказать влияние на то, чтобы мимика лица героя стала той или другой).
Затем - на втором этапе – дети знакомятся с игровыми задачами, правилами, действиями. Также идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, которые будут необходимы в игре.
На третьем этапе осуществляется перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков, а также игровых действий в самостоятельную деятельность детей.
Четвёртый этап позволяет использовать игры в самостоятельной деятельности. Педагог лишь при необходимости или просьбе воспитанников может помочь детям в ее организации (использовать магнитофон), напоминает о культуре общения между игроками.
(Слайд №14, 15)
На следующих слайдах более подробно представлена методика разучивания и применения музыкально – дидактических игр и пособий, которые помогают музыкальному руководителю не только в плане развития музыкальных способностей детей, но и способствующими развитию социально – коммуникативных навыков детей.
(Слайд №16)
Музыкально-дидактические игры и пособия используются практически во всех видах музыкальной деятельности дошкольников. Поэтому именно они способствуют наиболее успешному социально – коммуникативному развитию детей дошкольного возраста :
- в слушание музыки;
- в пении;
- в музыкально - ритмических движениях;
- в процессе игры на детских музыкальных инструментах;
- в самостоятельной и досуговой деятельности (Дед Мороз или Петрушка просят ребят по мелодии отгадать какой сказочный герой придет к ребятам в гости. Снежная королева предлагает дошкольникам выполнить танцевальные движения в соответствии с характером музыкальных фрагментов и тогда она вернет Кая. Злой волшебник ставит условие детям: если они слаженно сыграют на его музыкальных инструментах, то он исполнит их любое желание и т.д.).
Порою музыкально-дидактические игры и пособия помогают не только объединить на одном занятии разные виды музыкальной деятельности одной темой, но и решать задачи социально – коммуникативного развития. Например, формирование восприятия и воспроизведение характера танца: вальса, польки, плясовой.
(работа с аудиторией)
(Слайд №17)
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги подобрать необходимый музыкальный репертуар и провести знакомство дошкольников с некоторыми видами танцев (вальс, полька, плясовая) через все виды музыкальной деятельности в ходе организованной образовательной деятельности затрагивая тему социально – коммуникативного развития детей (высказывания коллег)
(Слайд №18)
Предлагаю вам свой вариант:
Слушание:
«Вальс дружбы» (раз, два, три на носочки)
Полька (танец «Дружные пары» И.Штраус)
Калинка р.н.м.
Взяв за основу тему нашего методического объединения, можно сказать, что в процессе восприятия музыки у детей воспитываются культура слушания, чувства товарищества. При беседе о музыке, культура общения и т.д.
Пение:
Песня в ритме вальса («Рано утром просыпаюсь я от глаз твоих..»
гр. непоседы)
Песня в ритме польки («Все мы делим по полам» М. Пляцковского)
р.н.п. «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять»
В данном разделе также воспитывается чувство любви и благодарности к маме, воспитываются дружеские чувства, чувство ответственности за другого, сострадания к ближнему.
Музыкально-ритмические движения:
Девочки кружатся под рукой мальчиков, приставные шаги в сторону с
приседанием
Лёгкие поскоки, прямой галоп, разучивание шага польки
Ковырялочка, присядка, дробушечки
В данном разделе происходит не только знакомство с танцевальными элементами танцев разного жанра, но и гендерное воспитание дошкольников.
Творческая передача музыкально-игровых образов:
Порхают бабочки
Скачут козлики
Танцуют матрёшки
Здесь воспитывается чувство уважения и внимания к товарищу, к его успехам и неудачам. Если у кого - то не получается обращаю внимание детей на то, что смеяться над неудачами товарищей некрасиво. Мотивирую детей на хорошие поступки – помочь товарищу в процессе совместной самостоятельной деятельности научиться выполнять образные движения.
При этом целесообразно использование:
Литературный текст – стихи, загадки, потешки
«Домики» с различными жанрами
Иллюстрации
Карточки с изображением танцующих вальс, польку, плясовую.
В ходе всего занятия, дошкольникам приходится вступать в вербальный или невербальный контакт, соблюдать правила общения и поведения в коллективе. В ходе музыкальной деятельности у детей развиваются нравственные качества: уважение к другу, любовь к маме, к природе, гордость за защитников Отечества, любовь к народному фольклору.
(Слайд №19)
Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игра была успешно усвоена детьми, музыкальный руководитель перед занятием объясняет игру воспитателю. На занятии оба педагога помогают детям понять правила игры. Сначала они участвуют сами в этой игре. Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Еще А. С. Макаренко писал: «И я как педагог должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, настаивать, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».
Вот почему особенно в младших группах музыкальный руководитель и педагог группы не только организовывают игры с детьми, но являются партнерами, готовыми подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной деятельности у взрослых появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Нужно отметить, что основная задача игр в общении – формирование эмоционального контакта, доверия детей к окружающим. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.
Для того чтобы развить в детях коммуникативные навыки, самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности, воспитатель сам должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Поэтому вначале учебного года я намечаю план работы с воспитателем по развитию музыкальной деятельности детей и их социально – коммуникативных навыков.
Во время консультаций воспитатели знакомятся с содержанием музыкально-дидактических игр детей данной возрастной группы, получают советы и рекомендации по проведению этих игр со всеми детьми или с подгруппой, узнают, как лучше организовать развлечение с детьми, включая в содержание ту или иную дидактическую игру.
В саду большое место в работе музыкального руководителя занимают индивидуальные занятия с воспитателями, в процессе которых они учатся играть на детских и обычных музыкальных инструментах (фортепиано, баяне). Надо отметить особый интерес воспитателей к обучению, они с удовольствием исполняют несложные произведения индивидуально и в ансамбле, принимают активное участие в ходе музыкального занятия и становятся помощниками детей в различных музыкальных играх.
Воспитатель должен уметь играть различные мелодии знакомых детям песен, знать распевки, уметь правильно передать мелодию и ритмический рисунок песни, чтобы потом проводить с детьми ту или иную музыкально-дидактическую игру.
Также педагог каждой возрастной группы должен знать специфику организации и проведения музыкально – дидактических игр, чтобы не получалось так, что один ребенок все время будет исполнять роль ведущего, а другие дети просто исполнителей.
Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей, при которой возникают, развиваются, закрепляются коммуникативные навыки дошкольников, в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки, где есть все необходимое оборудование и атрибутика, в том числе и музыкально-дидактические игры, направленные и способствующие на развитие социально – коммуникативных навыков детей. К изготовлению и оформлению музыкально дидактических игр целесообразно привлекать и детей и их родителей. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что делают зайцы?», «Из какой мы песни?» и др.
Вместе с детьми можно изготовить большое количество раздаточного материала, чтобы увеличить число играющих в той или иной игре.
Это будет способствовать нормализации как детско – родительских отношений, так и психологического микроклимата в самой группе, развитию совместно – продуктивной деятельности детей, уважительного отношения к труду.
(Слайд №20)
В современном мире всестороннее развитие детей дошкольного возраста невозможно без использования новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) .
Применение компьютерной техники раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной, способны усилить мотивацию ребёнка.
Интерактивные музыкально – дидактические игры и пособия способствуют всестороннему развитию творческой личности ребенка. У него развивается: восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление; познавательная мотивация, произвольная память и внимание, общий кругозор, что облегчает дальнейшее общение детей как со сверстниками, так и со взрослыми.
(Слайд №21)
Моя деятельность предполагает ежедневное включение игр на развитие коммуникативных умений в педагогический процесс в виде различных форм, таких как: игры-разминки, упражнения, игры-импровизации, пальчиковая гимнастика, инсценировки, игры-хороводы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Особое место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм, так как они развивают эмоциональную сферу ребенка.
Соревновательные игры дают возможность детям общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают выразить ребенку собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. (например, ребенок не обладает достаточным уровнем развития двигательных навыков, но участвуя в игре «Угадай песенку по мелодии», он оказывается на высоте, что повышает его самооценку).
Вашему вниманию предложена таблица некоторых музыкальных дидактических игр, направленных на развитие у дошкольников музыкальных и коммуникативных способностей, которые вы можете, смело использовать в своей педагогической деятельности. А также предлагается картотека музыкально – дидактических и интерактивных игр для детей дошкольного возраста.
(Слайд №22)
Музыкально – дидактические игры и пособия должны соответствовать возрасту и поставленным задачам, гигиеническим и эстетическим требованиям (просты и доступны, интересны и привлекательны, красочно оформлены), а главное мотивирующие детей на совместную деятельность и общение.
(Слайд №23)
Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий – не только перевести ребёнка из зоны ближайшего развития - когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам, но и научить детей общаться и взаимодействовать как со сверстниками, так и со взрослыми.