Консультации для родителей.
Документы для скачивания
Консультация для родителей на тему « Как воспитать в ребёнке творческую личность? » «Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей» В. А. Сухомлинский. Уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызвать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, состовляющих сложную систему воспитания человека. Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Музыка- это волшебство, особый язык, позволяющий передать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний, отношений. М узыка в большей степени, чем какой- либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Для достижения этой цели нет лучше средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Раз личные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет раскрытия творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье. С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи? Поддерживать интерес ребёнка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное- получение ребёнком удовольствия от самого процесса движения под музыку. Обогатить двигательный опыт детей под музыку. Для этой цели подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, платочки, веночки, цветы. На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос- ответ. При игре на музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём. Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребёнком. Придумывается сказка( развивается мышление, речь, воображение) При помощи музыкальных инструментов( использование самодельных шумелок, шуршалок и т. д. ) озвучиваются герои( при совместном изготовлении музыкальных инструментов развивается мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов) Изображение и изготовление декораций( кто, где, когда. Н апример: колобок в деревне, в лесу, летом) Придумывается песня героя, танец( в соответствии со временем года «цветочков», «листочков»; песенка колобка или других персонажей сказки) . Дети могут развить свой музыкальный потенциал, поучаствовав в создании своей собственной музыки, став композиторами. Создание собственной музыки не только наделяет детей ответственностью, но и способствует развитию изобретательности, самовыражению, решению проблем, выработке хороших навыков общения, а также пониманию ценности искусства. 10 способов помочь ребёнку проявить свой талант композитора Поставьте какую- нибудь музыку и позвольте детям выразить свои чувства посредством рисования или танца. Попросите их нарисовать то, что они слышат таким образом, который отражал бы их настроение от прослушиваемой музыки. Интерпретация музыки при помощи искусства и танцев, поможет им слушать внимательнее и быть более активными участниками экспериментов с музыкой. Что ты слышишь? Песня медленная или быстрая? Печальная или весёлая? Какие инструменты слышат ваши дети? Звуки высокие или низкие? Разбор той или иной музыки позволит детям лучше понять процесс её создания, а также раскроет некоторые её тайны. Какую историю повествует музыка? Поставьте только и нструментальную музыку. Пусть ваши дети придумают собственный сценарий или историю, основанную на музыке, которую они слышат. Например, струны пиццикато могут напомнить капли дождя, а быстрые напевы флейты символизируют бабочек, перелетающих с цветка на цветок. Основной идеей сочинения музыки является повествование истории и выражение идей при помощи звуков. Присоединяйтесь к оркестру. Установите барабаны, горшки и сковородки или просто включите музыкальный фон. Поставьте любимую музыку ваших детей, и пусть они притворятся, будто находятся на сцене и участву ют в концерте с музыкальной группой. Они почувствуют себя более вовлечёнными в процесс создания музыки. Музыкальное выражение. Пусть ваш ребёнок придумает какое- нибудь слово, а затем выразит это слово посредством музыки. Например, слово «птичка» может быть выражено при помощи весёлого ритма, звуков «чик- чирик». Независимого от того, будут ли ваши дети играть на фортепиано, или просто на деревянных ложках и горшке, они смогут чудесным образом выразить свои мысли, независимо от их способностей к музыке. Напевы о зоопарке. Композиторы черпают своё вдохновение из своего собственного жизненного опыта и интересов. Пусть ваш ребёнок напоёт мелодию или создаст ритмичную барабанную дробь, напоминающие поход в зоопарк. Сделайте подобие музыкального представления. Для начала, пусть ваш ребёнок споёт или сыграет музыкальный отрывок из трёх нот. Повторите этот отрывок своему ребёнку. Возьмите другой набор нот, постепенно увеличивая длину музыкального отрывка. Это позволит вашему ребёнку получить представление о музыке. Чтобы ваш ребёнок слушал внимательно, сделайте это упражнение наоборот: пусть ваш ребёнок играет или напоёт вам ваш музыкальный отрывок. Посадите в круг несколько детей, каждого со своим музыкальным инструментом. Один ребёнок должен вести, наигрывая соло короткий музыкальный отрывок. Один за другим все остальные дети в кругу могут добавить в этот отрывок нечто своё до тех пор, пока все они не будут играть одновременно. Посмотрите, к чему это приведёт, и определите, как должно закончится это музыкальноё творение. Пусть музыканты внимательно слушают то, что играет каждый из них, чтобы было можно создать музыкальное произведение вместе. Создатели мелодий. Начните с музыкальной идеи- знакомой мелодии или подлинного произведения. Затем, меняя ритм, динамику, темп, посмотрите, как ваш ребёнок может преобразить эту мелодию. Возможности неограниченны. Музыкальное произведение интересно тем, что делает с ним композитор, а не только основной его идеей. Музыка повсюду. Пусть ваш ребёнок замечает звуки вокруг себя. Будь то лай собак, шуршание листьев, шум дождя- м узыка и звуки окружают нас везде. Пусть ваш ребёнок поближе познакомится с тем, что такое музыкальные отрывки, динамика, ритм и мелодии, создаваемые всеми этими звуками. Пусть он поймёт, как звуки можно объединить. Помогите ребёнку изобрести необычные способы создания музыки, например, перелистывая страницы книги, потряхивая фасоль в консервной банке, застёгивая молнию и т. д. Такими способами ваш ребёнок сможет создавать свою музыку без дополнительной подготовки, оказавшись, таким образом, на путь становления будущего поколения композиторов. Очень важно всегда оставлять за детьми право что- то менять, варьировать, дополнять по своему усмотрению, чтобы процесс творчества не прекращался, а наоборот, пополнялся и обогащался за счёт более углуб ленного проникновения в суть происходящего. Чтобы, как сказал известный педагог Ш. Амонашвили, «искорки их мыслей образовывали царство мысли» и чтобы они чувствовали себя в этом царстве властелинами.