Кейс технология
Документы для скачивания
652150, г. Мариинск, ул. Рабочая, 47 Телефон 8( 38443) 5- 31- 08 vasilekds@ mail. ru Кейс- технология Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Василёк» Кейс должен удовлетворять следующим требованиям: • соответствовать четко поставленной цели создания; • иметь соответствующий уровень трудности; • иллюстрировать типичные ситуации; • развивать аналитическое мышление; • провоцировать дискуссию; • иметь несколько решений. Кейс включает в себя: • ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни, • контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации, • комментарий ситуации, представленный автором, • вопросы или задания для работы с кейсом, • приложения. В процессе освоения кейс- технологий дети: • учатся получать необходимую информацию в общении; • умение соотносить свои устремления с интересами других; • учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; • учатся отстаивать свою точку зрения; • умение принимать помощь. Адрес: 665255, Иркутская область, г. Тулун, п. Стекольный, 16. Телефон ( факс) : 8( 39530) 40- 148( 1 корпус) , e- mail: zhemchugsad@ rambler. ru Адрес сайта: www. jemchujinka. tulunr. ru Главное предназначение кейс технологии – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и ребёнка. Виды кейс – технологии: - Анализ конкретных ситуаций, - Кейс – иллюстрации, - Фото – кейс, - Проигрывание ролей( ролевое проектирование) Кейс- технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, ск олько на формирование у воспитанников новых качеств и умений
Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий в образовательном процессе. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кей с- технологии в дошкольном образовании. Актуальностью данной технологии является то, что она позволяет проводить занятия в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение представлений в образовательной деятельности происходит в процессе постоянного поиска, развивается речь детей. Данная технология направлена на развитие речи дошкольника, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Кейс- технология меняет деятельность дошкольника, привыкшего к получению готовых знаний, подчинению, послушанию, монотонной работе на занятии, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании данной технологии детям помогают повысить интерес к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Такие занятия дают детям возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска. Метод кей с- технология принадлежит к интерактивным методам обучения. К его преимуществам можно отнести: использование принципов проблемного обучения, получение навыков решения реальных проблем, умение слушать, вести диалог, задавать вопросы. Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. Реализуя кей с- технологию через взаимосвязь реальной жизненной ситуации с игрой ребенка у детей формируются коммуникативные навыки: работа в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях, что способствует применению знаний в дальнейшей жизни. Я, в своей практике дошкольного образования широко использую кейс- ситуации, кейс- иллюстрации, кейс- фото. Кейс- ситуация — это кейс, представленный в устном изложении, это могут быть различные ситуации, базирующиеся на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации, отрывки литературных произведений, стихи, в котором описывается ситуация, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения. Кейс- иллюстрация- это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Кейс отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации во время образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Так, во время знакомства с произведением А. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» детям была предложена иллюстрация и прочитан отрывок из произведения, в котором описывается ситуация: «Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь? ». Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», «Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть». Предлагая детям кейс- иллюстрации, при чтении рассказа, я активизирую мысль детей, развиваю воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитываю различные чувства. А иллюстрация к данному рассказу формируют интерес детей к проблемной ситуации. Данная технология помогает повысить познавательную активность детей, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Фото- кейс. Этот метод очень схож с кейс – иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. Рассмотрим данную технологию на примере формирования у воспитанников знаний о правилах дорожного движения. Данная технология объединяет сложную реальность и учебные задачи, которые обсуждаются, решаются детьми, осваиваются в ходе изучения. Демонстрирую детям фотографию( ребенок переходит дорогу в неположенном месте, тем самым нарушает правила дорожного движения, предлагаю сформулировать проблему, что даёт возможность детям сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Далее предлагаю детям вопросы для проведения «мозгового штурма» например: «Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? ». Дети проводят анализ предложенной ситуации и высказывают свои предположение в виде развернутых ответов. Затем примеряя поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение, делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре», таким образом, дети развивают социальную активность. Педагогу это помогает занять позицию равного партнёра, совместно проживать с детьми события и решаеть посредством этого свои педагогические задачи. В кейсе ( пакете) для реализации данной технологии имеется: фотография, соответствующая реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация, текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию, а также карточка с правильно поставленным вопросом, мотивирующим детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы. Сложность в применении кейс- технологии заключается в отсутствии готовых кейсов ( пакетов) . Сложность в применении кейс- технологии заключается в отсутствии готовых кейсов ( пакетов) . Работая в данном направлении, я разработала кейсы по формированию КГН, формированию толерантного поведения, по освоению детьми речевого этикета, применяемые при подготовке к НОД. Источниками формирования кейсов в моей работе являются художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи или определять сюжетную канву кейсов. Дети дошкольного возраста отличаются от сверстников не только выдающимися способностями, но и особенностями поведения, как дома, так и в детском саду. Поэтому у воспитателей появляется масса поводов для общения с родителями. Использование кей с- технологии призвано облегчить педагогам общение не только с детьми, но и с родителями в конкретных ситуациях реальной жизни. Я активно применяю технологию на родительских собраниях в виде педагогических ситуаций. Это позволяет мне повышать педагогическую культуру родителей, укреплять взаимодействия ДОУ и семьи. Таким образом, педагогический потенциал кей с- технологии гораздо больше, чем у традиционных методов обучения. Однако, следует отметить, что выбор в пользу применения новых технологий обучения не должен стать самоцелью в образовательном процессе. Я думаю, что наибольшего эффекта можно достичь при системном подходе к выбору как традиционных так и инновационных технологий обучения, при их разумном сочетании, дополнении друг друга и при эффективном и грамотном управлении педагогом.