Картотека игр для мл.гр.
Документы для скачивания
Бегите ко мне. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из сторон площадки. Инструктор стоит у противоположной стороны. Он гово рит: «Бегите ко мне, все- все бегите ко мне! » Дети бегут к инструктору, который встречает их приветливо, разведя руки широко в стороны, и дела ет вид, что хочет всех обнять. После того, как дети соберутся около инструктора, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Беги те ко мне! ». Игра повторяется 4—5 раз. На слова инструктора «Бегите до мой! » дети бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бе жать к инструктору можно только после слов «Бегите ко мне! », нельзя толкаться и мешать друг другу. Указания. Желающих играть, можно разделить на две небольшие груп пы; пока одна группа играет, другая смотрит, затем они меняются ролями. Вначале дети могут занимать любой стул, постепенно они приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разных концах комнаты Птичка и птенчики. Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каж дая группа имеет свой домик — гнездышко( начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы веревка и т. п. ) . Дети, сидя на корточках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. По словам — «Полетели — полетаем! » птенчики вы летают из гнездышка и стараются улететь за кормом подальше. По сло вам воспитателя «Полетели домой» птенчики возвращаются в свои гнез дышки. Игра повторяется 3—4 раза. Указания. Воспитатель следит, чтобы дети- птенчики действовали по сигналу, напоминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма для птичек. Солнышко и дождик. Дети и присаживаются на корточки за стульями( или в обручи, на скамейку) , расположенными на некотором расстоянии от стен зала, и смотрят в окош ко( в отверстие спинки стула) . Воспитатель говорит: «Выглянуло солнышко! Светит на полянку! Идите гулять! То п- топ- топ, Хлоп- хлоп- хлоп! » Дети бегают по площадке. На сигнал «Дождь, дождь – надо нам разбегаться по домам! » все бегут на свои места и присаживаются сзади стульев( или в обручи, на скамейку) . Вариант игры: Тучка и солнышко. Тучка солнышко закрыла, наших деток намочила! Ну- ка, все сюда бегом, вас накрою я зонтом! Ведущий проговаривает слова игры, раскрывая при этом зонт. Предлагает детям спрятаться под ним. Убирает зонт: - Тучка спряталась за лес, смотрит солнышко с небес, И такое чистое, тёплое, лучистое. Дети играют, бегают по площадке. Принеси игрушку. Игрушки( погремушки, кубики) раскладывают на противоположной стороне комнаты, площадки. Воспитатель зовет к се бе детей и просит принести игрушки. По его указанию дети идут или бе гут за игрушками и приносят их воспитателю. Похвалив детей, он просит отнести игрушки на место. Указания. Игру можно усложнить, добавив задание: дойти до игрушки по узкой дорожке( доске) или перешагивая через невысокие предметы Не опоздай. На полу по кругу раскладывают кубики или погремушки. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они бегают по всей комнате, не задевая друг друга и не сбивая кубиков. По сигналу «Не опоз дай! » дети бегут к своим кубикам Мыши и кот. Дети- мыши сидят в норках ( на скамейках или стульях, доставленных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки) . В одном и з углов площадки сидит кот. Роль кота исполняет воспитатель. Кот за сыпает, мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышек. Мыши быстро бегут и прячутся в норках( занимают свои места на стульях) . Кот мышей сторожит, притворился, будто спит. Тише, мыши, не шумите и кота не разбудите. На охоту, кот, пора. Начинается игра! После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, затем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется 4 — 5 раз. Указания. Из норок мышки могут выбегать только тогда, когда кош ка закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как кошка проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. В игре можно использовать и кошку- игрушку. Норками могут быть также кубики, на которые дети должны взобраться Хоровод с котом. Дети встают в круг, держаться за руки. В кругу стоит «кот», «мышки» идут по кругу и говорят: Завели мы хоровод – в хороводе стоит кот. Котик- котик, не зевай, мышек быстро догоняй. «Мышки» разбегаются, а «кот» их ловит Мыши и котята. Перед началом игры выбирают «котят»( от 2 до 4) , остальные – «мыши». «Мыши» распределяются врассыпную по залу( площадке) , «котята» встают по его краям. По сигналу взрослого «мыши» начинают ходить на носках( руки на поясе) в любом направлении, а «котята» передвигаются по периметру площадки обычной ходьбой или ползают по скамейкам на четвереньках. Дети говорят: Забрались в кладовку мыши, ходят тихо, тише, тише … Н о хозяйские котята тихо ходят, как мышата, Поохотиться хотят и поймать мышат- ребят. С окончанием слов «мыши» разбегаются, а «котята» их ловят. Ребенок, которого запятнали, выбывает из игры. Беги к флажку. Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: крас ного и синего. Он, держа в одной руке красный, в другой — синий флажок, разводит руки в стороны; дети свободно г руппируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает детям погулять, побегать по площадке. Пока дети гуляют, воспитатель переходит на дру гую сторону и говорит: «Раз, два, три — скорей сюда беги! » — при этом он протягивает руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собирают ся возле флажка соответствующего цвета. Когда все дети соберутся, вос питатель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повто ряется 3—4 раза. Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспита теля. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети со бирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «Стой! » все играющие должны остановиться и закрыть глаза, или покружиться па месте, или поплясать, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к воспитателю. Вместо флажков детям можно дать в ру ку платочек или кубик соответствующего цвета или повязать на руку цветную ленточку Автомобили( или «Найди свой цвет») . Воспитатель раздает детям колечки( или флажки) 3—4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети с флажками одного цвета собира ются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флагом определенного цвета. По сигналу воспитателя «Машинки поехали»( «Идите гулять») дети расхо дятся по площадке в разные стороны. Когда воспитатель ска жет: «В свой гараж»( «Найди свой цвет») , — дети собираются возле флага соответствующего цвета. Воспитатель отмечает, какая группа раньше собралась. Затем игра п овторяется( 5 —6 раз) . Указания. После нескольких повторений, когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель может предложить во время прогулки остановиться, за крыть глаза, а сам тем временем переставляет флаги, стоящие в углах комнаты. Поезд. Дети строятся в колонну по одному( но держась друг за друга) . Первый — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель даёт гудок, и поезд начинает двигаться вперед, вначале медленно, потом быстрее, быст рее и наконец дети переходят на бег. «Поезд подъезжает к станции», — го ворит воспитатель. Дети замедляют постепенно шаг, и поезд останавливает ся. Дети выходят погулять: они расходятся по полянке, собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, они снова собираются в колонну, и движение поезда возобновляется. Игра повторяется. Указания. Вначале дети строятся в колонну в любом порядке, а к кон цу года привыкают запоминать свое место — находить свой вагон. Можно изменять сюжет игры, например, поезд может остановиться у речки, тогда дети изображают катание на лодках, ловлю рыбы и т. п. Лохматый пес. Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные дети гурьбой ти хонько подходят к нему под чтение стихов: Вот лежит лохматый пес, в лапы свой уткнувши нос. Тихо, смирно он лежит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что- то будет. Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его клич ку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбе гаются. Пес гонится за ними, старается схватить кого- нибудь. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложится на землю, и игра возоб новляется. Игра повторяется 3—4 раза. Перебежки. На расстоянии 4- 5 м друг от друга ставят два предмета или две игрушки. Один из играющих- водящий- находится между предметами( в" коридоре”) , в руках у него может быть мяч. По сигналу дети перебегают от одного предмета к другому, а водящий старается попасть в них мячом. При попадании водящий меняется. Скучно так сидеть. Дети делятся на две команды и встают вдоль противоположных стен зала, садятся на корточки и говорят: - Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться? Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются там быстро присесть. Вариант. Перебегая на другую сторону дети стараются занять свободные стулья( обручи) , которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Потом убирают два стула. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул. Гуси. Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. Все дети — гуси. Один из них — вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь- вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: «Га- га- га! »- Друг за дружкою гуськом Х одят гуси бережком. Впереди идёт вожак, Он шагает важно так — Га- га- га! Гуси все за вожаком В перевалочку, шажком. Шаг шагнут, другой шагнут, Низко головы нагнут. Га- га- га! Гуси крыльями взмахнут, И скорей бегом на пруд! Когда вожак скажет: «И скорей бегом на пруд! », гуси наперегонки бегут к пруду. Домашние птицы. Перед началом игры выбирают «кота», который сидит за кругом. Дети – домашние птицы – встают в круг, не держась за руки, поворачиваются и идут по кругу. Наши уточки с утра: - Кря- кря- кря, кря- кря- кря! ( идут вперевалочку по кругу) Наши гуси у пруда: - Га- га- га, га- га- га! ( идут по кругу, выт янув шеи и отставив руки назад) Наши курочки в окно: - Ко- ко- ко, ко- ко- ко! ( останавливаются лицом в круг, хлопают руками по бокам) - А как Петя- петушок рано по утру поет? - Ку- ка- ре- ку! ( идут на нос ках, вытянувши шею, кукарекают) А как выйдет Васька- кот, лапкой мордочку утрет. Разбегайся кто куда, а то птичек ждет беда! ( «кот» выходит в круг, умывается, дет и- птицы разбегаются, «кот» их ловит) Пойманные птицы садятся на скамейку. Затем игра повторяется. Лягушки и мушки. Объяснить детям кто такие мушки, чем питаются лягушки. Перед началом игры выбирают 2 «лягушек», которые стоят в кругу. Дети –« мушки»– встают в круг, держась за руки, поворачиваются и идут по кругу со словами: На болоте две подружки, две веселые лягушки ( идут по кругу) Рано утром умывались, полотенцем вытирались, Ножками топали, ручками хлопали. Вправо- влево наклонялись и обратно возвращались. ( « л ягушки » и «мушки» имитируют движения) Рядом мушки летали – их лягушки догоняли! После произнесения последних слов «мушки» взмахивают крылышками и разбегаются, «улетают» в «домик», а «лягушки» квакают и ловят «улетающих мушек». В конце игры подсчитывают, какая пара «лягушек» поймала больше мушек. Воробушки. Гнездышек на дереве( обручей) должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто- нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте. Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д. , до тех пор пока не произнесут: «И на дерево от кошки —Ш ур! — скрылась! »- Стайка дружных воробьишек — Чик- чирик! Слетела с крыши, Посидела на скамейке, полетала по аллейке, Поклевала быстро крошки и на дерево от кошки —- Шмур- р- р! — скрылась. Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается Медведь. Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится в середине круга и «засыпает». На 1- ю и 3- ю строки дети идут к середине круга( 4 шага) , на 2- ю и 4- ю строки идут назад, от центра( 4 шага) , на 5- ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Медведь «просыпается» и ловит убегающих детей. Игра повторяется с новым медведем. Как под горкой снег, снег, И на горке снег, снег, И под елкой снег, снег, И на елке снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише, не шуметь! Друга удалось догнать? Взрослый выбирает любую пару: первый – убегающий, второй, на расстоянии 2 – 3 метров, догоняющий. Остальные д ети врассыпную распределяются по всему пространству и по команде взрослого начинают ходьбу на месте( можно с хлопками) с произнесением слов: - Кто шагает? Мы шагаем. Ира Ваню догоняет. Раз, два, три, четыре, пять. Друга удалось догнать? Выбранная пара в это время начинает бег с ловлей и увертыванием между детьми. После слова «догнать» игра останавливается – дети перестают шагать, а пара – бегать. Затем приглашается другая пара. В конце игры подводится итог, кто из догоняющих ребят был самым ловким и быстрым. И/ у «Самолеты». Дети выстраиваются в шеренгу и размыкаются на вытянутые руки. Инструктор говорит: - Руки в стороны – в полет отправляем самолет. ( дети разводят руки- крылья в стороны) Правое крыло вперед, левое крыло вперед. ( п оочередно поворачиваются в сторону, показывая то правую, то левую руку) - 1, 2, 3, 4 – полетел наш самолет! ( бег на скорость) .
И\ у «Мячик» Бьют его, а он не злиться, Он все больше веселится. Как ни странно, без битья Н ет для мячика житья! Те кст пр оизносят все дети. На ударные слоги стихотворения дети, стоя врассыпную, выполняют энергичные движения руками, вытянутыми вперед, имитируя игру с мячом Кто дальше бросит мешочек? Дети стоят на одной стороне зала( площадки) за начерченной линией или положенной веревкой. Каждый из играющих получает мешочек. По сигналу воспитателя все дети бросают мешочки вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу дети бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек. Они поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочки дальше всех. Дети возвращаются на исходные места. Игра повторяется 6—7 раз. Указания. Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешоч ки нужно по заданию воспитателя и правой и левой рукой. Попади в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга( из веревки или начерчен ного на полу) диаметром 1—1, 5 м. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспитателя «Бросай! » все дети бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Поднимите мешочки! » Дети поднимают мешочки и становятся на место. Игра повторяется 4—6 раз. Указания. Мешочек надо бросать обеими руками. Подбрось повыше. Ребенок подбрасывает мяч как можно выше, ста раясь бросить его прямо над головой, и ловит его. Если ребенок не смо жет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает как можно выше. Указания. Ребенок может подбрасывать мяч и одной и двумя руками. Поймай мяч. Напротив ребенка па расстоянии 1, 5—2 м от него становится взрослый. Он бросает мяч ребенку, а тот возвращает его. В это время взрослый произносит слова: «Лови, бросай, упасть не давай! » Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произноси т ь медленно, чтобы малыш успел поймать мяч и бросить его не спеша. Указания. По мере овладения навыками ловли и бросания расстоя ние между ребенком и взрослым можно увеличивать. Если играют двое детей, взрослый следит, чтобы они хорошо бросали мяч и при ловле не прижимали его к груди. Лиса и зайчатки. Перед началом игры выбирают «лису», которая прячется на одной из сторон зала. На противоположной стороне в шеренге стоят дети – « зайчатки ». Инструктор говорит: - Прыг- скок, зайчатки, Бегите все гулять, в мячик играть. « Зайчатки » прыгают к мячикам, которые лежат на противоположной стороне и начинают отбивать, подбрасывать, ловить мяч с отскока, бросать его в корзину – в зависимости от задач занятия. - Из- за куста смотрит хитрая лиса – дети кладут мячи в корзину У бегайте, зайчатки! – « зайчатки » бегут обратно и строятся за чертой. Колобок и лиса. Дети выстраиваются в шеренгу на одной из сторон зала. У каждого из детей в руках по мячу. Они идут вперед, отбивают мяч. - Я веселый колобок, колобок. У меня румяный бок, вкусный бок. Я от дедушки ушел. Да, ушел! Я от бабушки ушел. Да, ушел! ( отбивают мяч, ловят) Никого я не боюсь, не боюсь, По дорожке покачусь, покачусь ( катят мяч, догоняют, кладут в корзину) Ой, беда, беда, беда Может съесть меня лиса! ( убегают от лисы) Пойманные «колобки» выходят из игры. Игра повторяется, выбирается другая лиса. В конце игры подводится итог, кто больше поймал «колобков». Лиса и зайчик. Дети стоят в кругу. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушк и( или два мяча: большой – лиса и маленький – заяц) : одному — лису, другому — зайца. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц «убегает», а лиса его «догоняет».
Угадай, кто кричит. Дети становятся в круг спиной к центру. Воспитатель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого- либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, кому предложит воспитатель, отгадывает, кто кричал. Назначается новый водящий. Игра повторяется 5—6 раз. Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, воспитатель помогает ему, подсказывает. Иди тихо. Воспитатель( «кошка») стоит у выхода из зала с закрытыми глазами. Дети( «мыши») один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках пройти мимо него. Если кто- то из детей идет недостаточно тихо, воспитатель прикаса ется к нему рукой. Ребенок становится в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонке тихо говорит воспитателю: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза. Указания. Мимо воспитателя можно не только проходить, но и тихо пробегать. Что спрятано? Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кла дет на пол перед детьми 3—5 предметов( кубик, флажок, погремушку, мячик и др. ) и предлагает их запомнить. Затем играющие по сигналу вос питателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Вос питатель прячет один или два предмета и говорит: «Посмотрите! » Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присматриваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда большинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель называет их вслух. Игра повторяется 4 — 5 раз. Указания. Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотипные, изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. В игре можно закреплять умение различать основные цвета( красный, си ний, зеленый, желтый) . Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разных цветов. Игру можно провести и так: когда воспитатель убирает предметы, отворачивается только один ребенок, потом он определяет, ка кой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать. Снежинки и ветер. Игру хорошо проводить по первому выпавшему сне гу, предварительно показав детям в окно, как падает снег, обратить их внимание на полет снежинок. Именно «снежинками» становятся дети, выходя на игровую площадку. left0 Они берутся за руки, образуя круг, который может двигаться в разные стороны. Воспитатель говорит: «Ветер сильный подул! . . Раз летайтесь, снежинки! . . » По этому сигналу воспитателя начинается собствен но игра: дети разбегаются в разные стороны по игровой площадке, как снежинки, уносимые ветром, расставля ют в стороны руки, бегают, крутятся подобно снежинкам. Через некоторое время воспитатель говорит: «Ветер стих! . . Возвращайтесь, снежинки! . . » По этому сигналу дети спешат вернуться, снова взяться за руки, образовав круг. Вариант игры: каждый ребенок должен хорошо за помнить свое место в круге, место своего соседа, а после второго сигнала воспитателя занять именно свое место.
Воробышки и кот. Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, положенных па полу в одной стороне площадки. Это воробышки на кры ше. В стороне сидит кот( воспитатель или кто- нибудь из детей) . Кот спит. «Воробышки полетели», — говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разлетаются во все стороны. Но вот просыпа ется кот. Он произносит «мяу- мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробышков кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз Указания. Следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и не сгибали колени. Воробышки прыгают. Дети сидят в «домике»- на скамейке. Инструктор говорит: «Воробушки, пойдемте, через ручеек прыгать! ». Дети- воробышки бегут и прыгают через «ручеек»( в длину с места) под текст: - Воробышки прыгают, летают и за кошкой наблюдают. Прыг- скок, прыг- скок, прыг- скок. Вот проснется Васька- кот, будь внимательней, дружок «Кот» просыпается, мяукает, дети- воробышки убегают в дом. И/ у «Жабки». Дети выстраиваются в шеренгу, они – жабки. С началом текста дети прыгают за инструктором. - Жабки скачут высоко- высоко, ( подпрыгивают высоко вверх 2 раза) Очень- очень далеко- далеко. ( прыгают в длину с места 2 раза) Могут низенько скакать – В травке жабок не видать. ( прыгают в приседе вперед) - Жабки скачут все быстрей – В воду прыгают смелей! ( прыгают в «болото») Отмечаются лучшие жабки- прыгуны. Игра повторяется снова Собака и воробьи. Дети- воробьи встают в круг, поворачиваются направо и скачут по кругу на двух ногах, взмахивая руками. «Собачка» спряталась за снарядом. «Воробьи» говорят: - Скок- поскок, скок- поскок С качет, скачет воробей Кличет маленьких детей: « Чи в- чив- чив, киньте крошек воробью- Я вам песенку спою, чик- чирик! » Вдруг собачка прибежала Воробушек распугала. С произнесением последних слов выбегает собачка и ловит воробьев, которые разбегаются. Указания. Дети могут прятаться на скамейке или залезать на гимнастическую лесенку – «на дерево». Мяч. Дети стоят около воспитателя полукругом. Один ребенок, изображающий мяч, прыгает на месте, а инструктор, положив на его головку ладонь, приговаривает: - Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой! После этого мячик убегает, а инструктор с детьми ловит его. Игра повторяется с новым мячиком.