Выступление на областной конференции Прочтение февраль 2018
Документы для скачивания
Как сформировать интерес к чтению у дошкольников ? Какие надо создать условия? Какие методы и формы работы будут наиболее эффективные? Значима ли эта работа в рамках детского сада?
На эти и многие другие вопросы я попытаюсь ответить и поделиться своим опытом работы по данной проблеме.
Всем Вам хорошо известно, что ФГОС ДО ставит перед нами, педагогами, задачу поиска таких форм и методов работы с детьми, которые помогут стать дошкольнику наиболее успешным. И в этом большую роль играет игровая деятельность, которая идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.
Интерес к чтению воспитывается, прежде всего, через развитие познавательной активности ребенка. У малыша должна быть сформирована потребность познавать окружающий мир и себя, искать ответы на свои "почему" самостоятельно. И с помощью нас, взрослых, общаться с людьми, природой, искусством. Задача педагога — помочь ребенку осознать, что чтение является одним из средств познания нового. Считаю, что прежде чем ребенок начнет читать, он должен хорошо овладеть речью и иметь интерес к чтению. Это аксиома.
И одно из эффективных средств развития интереса к чтению, наряду с другими методами и приемами, используемыми в детском саду, является дидактическое пособие «Учимся, играя». Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы наглядности, занимательности, игровые моменты в учебный труд детей для того, чтобы процесс познания был продуктивным. Именно поэтому использование наглядного материала в процессе обучения чтению детей дошкольного возраста является одним из основных требований в работе со старшими дошкольниками.
Что представляет собой данное дидактическое пособие?
Это – альбом, содержащий в себе набор раздаточных познавательно-речевых листов, каждый из которых посвящен изучению определенного звука и буквы. Познавательный материал включает следующие занимательно-игровые задания и упражнения, выполненные в рисунках: «Определи место звука в слове», «Раздели слова на слоги», «Соедини слово с картинкой», «Составь слово из частей и многие другие. Данные задания предназначены для работы с детьми 5-7 лет.
Восприятие задания – процесс сложный, требующий от ребенка внимания и сосредоточенности. Многие связи и зависимости без помощи взрослого не увидит и не поймет. Вопросы педагога сделают «путешествие» ребенка привлекательным, а его собственные догадки укрепят веру в свою компетентность. Содержание заданий не может не заинтересовать старших дошкольников, т.к. отбор осуществлялся с учетом уровня развития детей этого возраста.
Данное пособие я рассматриваю как метод обучения, так как оно выполняет обучающую, развивающую, воспитывающую, мотивационную функции. Выполняя задания, дошкольники становятся более внимательными, они запоминают, сравнивают, классифицируют, обобщают, уточняют свои знания, т.е. учатся в легкой, непринужденной форме, осваивая основы грамоты. Дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Задания подобраны для закрепления звуко-буквенного и языкового анализа и формирования навыка чтения.(Это показано на слайде).
Наибольший интерес у дошкольников вызывают следующие типы дидактических упражнений:
- Упражнение - путешествие;
- упражнение - поручение;
- упражнение - предположение;
- упражнение – загадки.
- Упражнение - путешествие имеет сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Упражнение - путешествие отражает реальные факты или события, но стараюсь обычное раскрыть через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Это путешествия в «Страну Гласных звуков», по «По улицам Звукограда и Буквограда». Ребятам открывается неизведанный мир Златоустия. Роль моя как педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, веду процесс обучения незаметно.
- Упражнение - поручение имеет те же структурные элементы, что и упражнение -путешествие, но по содержанию оно проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении, что-то сделать: "Помоги Буратино расставить знаки препинания", "Проверь домашнее задание у Незнайки".
- Упражнение – предположение такие, как "Что бы я сделал?", "Какую бы я выбрал картинку и почему?", "Что было бы, если я перепутал буквы, слоги?" и др., являются для ребят сложными, порой трудными, но интересными. Иногда началом такой игры служит картинка. Выполнение задания заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии "Что было бы..." или "Что бы я сделал...". Игровые действия требуют от детей выполнения в соответствии с поставленными условиями и обобщения доказательств сделанного. В них содержится и соревновательный элемент: "Кто быстрее сообразит?", который несет особую эмоциональную нагрузку.
- Очень нравятся детям упражнение – загадки, которое развивает у воспитанников способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Перечисленными типами игр не исчерпывается, конечно, весь спектр возможных игровых методик.
Такая система подачи материала облегчает детям процесс обучения, вызывает в целом интерес к чтению и позволяет в будущем избегать ошибок в чтении и письме (предупреждает появление дисграфии и дислексии).
В ходе проделанной мной работы, можно сделать вывод, что данное пособие может быть использовано, как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Оно в полной мере решает как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и является основой в развитии навыков чтения.
Анализируя опыт использования дидактического пособия, каждый раз убеждаюсь и прихожу к выводу, что благодаря разнообразию дидактических упражнений и заданий дети успешнее и быстрее осваивают материал. У них появляется осознанная заинтересованность, любознательность и познавательный интерес к чтению.