Выступление на МО учителей-логопедов октябрь 2017
Документы для скачивания
Задержка речевого развития (ЗРР) детей раннего возраста является актуальной проблемой. В последние годы отмечается тенденция к увеличению количества детей с проблемами речевого развития, которое начинает выявляться уже в раннем возрасте
ЗРР характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка.
Результаты обследования детей с ЗРР показывают, что у большинства из них сохранны интеллектуальные функции, понимание речи чаще всего соответствует возрастной норме. Трудности проявляются в использовании активной речи. У большинства малышей она отсутствует (ребенок мычит, использует невербальные способы общения – жесты и интонацию), некоторые дети употребляют отдельные слова, имеющие усеченное, искаженное строение, слова-заменители или лепетные слова, но объем их значительно ниже возрастной нормы. Фраза не сформирована. Дети не пытаются повторять слова за взрослым, не проявляют интереса к чужой речи. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от нормативных показателей увеличивается в геометрической прогрессии. По данным Н.С.Жуковой, если ребенок 3 лет отстает на 1–1,5 года, то в 6-летнем возрасте он отстает на 3 года.
При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к 2 - м годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой.
Как правило, причинами задержки речевого развития являются: органическое поражение центральной нервной системы, (различные травмы, гипоксия, инфекционные заболевания, которые были перенесены в утробе матери, во время родов или на первом году жизни), генетическая предрасположенность, нарушение слуха, ослабление детского организма.
Однако, в последнее время, всё чаще встречается ещё одна, внешняя причина, это невостребованность речи ребёнка окружающими взрослыми. Ошибка современных родителей состоит в том, что они мало разговаривают со своим ребенком, или же пытаются предугадать все его желания, то есть общаются с ним так, что у ребенка не происходит формирование потребности выражать свои эмоции и требования посредством слов. Также это случается тогда, когда дети предоставлены сами себе, часто смотрят телевизор, слушают «говорящие» книги без участия и помощи родителей. Такие дети с трудом идут на контакт, не пользуются речью, как средством общения.
В наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Кроме того, сокращение живого общения приводит к недоразвитию речи и у детей, не имеющих неврологической и соматической патологии.
Отсутствие специализированной своевременной помощи при задержке речевого развития в раннем возрасте, приводит к недоразвитию всей системы речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, вторичная задержка познавательной деятельности, трудности в овладении всей школьной программой, особенно по русскому языку.
Такое сочетание разнородных причин ведут к поиску оптимального метода по исправлению речевых нарушений уже в младшем возрасте, практически с первых дней пребывания в ДОУ, чтобы наши выпускники имели равные стартовые возможности при поступлении в школу.
ДОУ ставит перед собой следующие задачи:
- Оказание помощи ребенку с проблемами в речевом развитии в условиях ДОУ на раннем этапе развития.
- Адаптация детей «группы риска» раннего возраста к условиям, являющимся наиболее благоприятными для его речевого развития.
- Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.
- Взаимодействие педагогов и специалистов детского сада в диагностической, коррекционно-развивающей работе с детьми раннего, младшего дошкольного возраста
- медико-педагогические мероприятия: медикаментозное, психолого-педагогическое, логопедическое и логоритмическое воздействие.
Комплексное сопровождение детей с ЗРР объединяет и тесно связывает между собой работу невролога, логопеда, психолога, педагога. Каждый специалист осуществляет свое направление, дополняя и углубляя влияние других.
Логопедическая работа по формированию общих речевых навыков детей раннего возраста строится следующим направлениям:
- установление контакта с ребенком, развитие речевого внимания, вызывание потребности в вербальном высказывании;
- развитие понимания речи и расширение пассивного словаря;
- нормализация состояния и функционирования органов артикуляции посредством артикуляционной гимнастики;
- поэтапное формирование экспрессивной речи: активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения, развитие словаря существительных, прилагательных, глаголов;
- формирование грамматического строя речи;
- формирование диалогической формы общения;
- развитие мелкой моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы.
Для достижения решается ряд взаимосвязанных задач:
1.Диагностическая: наблюдение за динамикой педагогического процесса, контроль за состоянием речи воспитанников, раннее распознавание и выявление неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в развитии речи, их правильная квалификация.
2.Профилактическая: оказание педагогической помощи воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
3.Коррекционная: устранение или сглаживание имеющихся у детей недостатков в речевом развитии.
Принципиально важным при решении названных задач является их органичная взаимосвязь с образовательно-воспитательной работой ДОУ. Ключевая позиция в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ для детей с задержкой речи принадлежит логопеду, деятельности которого присущи достаточно широкие и разнообразные функции: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефицитарности других и снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Работа по проекту предполагает организацию в ДОУ эффективной модели взаимодействия всех субъектов педагогического процесса.
Залогом эффективности работы должна стать координация усилий педагогов при планировании занятий: выбор темы, разработки заданий, определение порядка занятий и их задач. После такой предварительной работы составляются календарные планы как коллективных (фронтальных, подгрупповых), так и индивидуальных занятий, взаимопосещений с последующим анализом.