a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Нормы речевого развития

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна Опубликовано: 2019-10-15 20:02:12

Документы для скачивания

Каждый родитель   задается  этим вопросом, но не каждый находит на него ответ.  Развитие  речи  ребенка – это  не только звукопроизношение, но и словарный запас, умение составлять предложения, выражаться грамматически правильно (например, при согласовании   слов  или   при   употреблении   местоимений   и   глаголов   прошедшего времени) и т.д. Посмотрим же, что и как должен говорить ребенок в каждом возрасте.
 

Возраст

Развитие речи

Новорожденный

 (0-1 месяц)

Крик. Ребенок реагирует на обращенную к нему речь, на интонацию (на ласковую – радуется, на резкую – плачет).

Грудной
1-3 месяца

Примерно к 2 мес. Появляется гуление, т.е. ребенок издает отдельные звуки   и   прислушивается   к   ним   (а-а-а, о-о-о,   м-м-м). Все   дети  мира гулят  одинаково  и  не  отражают  особенностей той  языковой    системы,   к   которой  принадлежат (дети англичан, русских, японцев и т.д.).
 

3-6 месяцев

С 3 мес.   у   малышей   развивается лепет (агу-гу, ба-ба-ба и т.п.). В этот момент ребенок начинает усваивать определенные фонетические  нормы   «своей»   языковой системы. С 5 мес.   Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное  повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык.
 

6-9 месяцев

Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.  Ребенок связывает определенные   звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка,   гав-гав – собака,   тик-так – часы и т.п.). В   это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи.
К таким условиям можно отнести следующие:
1) Старайтесь не включать телевизор для фона. Последние исследования в области детской речи выявили, что постоянно работающий телевизор, радио и т.д. могут являться причиной задержки речевого развития детей.
2) После года не разговаривайте с ребенком на языке «мам и нянь», например, «гуля» - голубь, «ням-ням» - кушать.
3) Разнообразьте свою речь, вводите новые слова, следите за своим произношением, за чистотой собственной речи.

9 месяцев 1 год

К концу 1 года появляются первые слова. Их количество варьируется от 2 до 10. Ребенку для произношения к году доступны следующие звуки: а, у, и, п, б, м
Таким образом, заканчивается подготовительный этап развития речи.
 

Ранний (1-3 года)

С появлением первых слов начинается этап развития активной речи.
Ребенок с огромным удовольствием повторяет за взрослым и сам произносит слова, при этом он может путать и искажать звуки и слова. В начале пути активного усвоения речи ребенок использует обобщающую функцию слова (например, слово «киса» может означать «киса моется», «киса пришла», «киса мяукает» и т.д.). Такая речь обусловлена ситуацией и сопровождается жестами, мимикой.
К полутора годам словарный запас ребенка увеличивается до 100 слов, в речи появляются простые предложения.
К концу раннего возраста словарный запас увеличивается до 1500 слов. В своей речи малыш использует сложные предложения, появляются союзы: когда, потому что и т.п. Речь детей трехлетнего возраста очень интересна: они образуют новые слова, произносят интересные словосочетания – все это свидетельствует о том, что малыш развивается.
Ребенку в 2 года для произношения доступны следующие звуки: о, н, т’, д’, т, д, к, г, х, в, ф. К 3 годам к ним присоединяются й, л’, э, с’. В данном возрасте малыш еще физиологически не готов произносить сложный звуки. Ему необходимо, что называется «набить язычок».
 

Дошкольный

(3 года-6 лет)

В 3 года словарный запас дошкольника может составлять  до 3000 слов. Он постепенно увеличивается, совершенствуется. Практически у всех детей наблюдаются недостатки произношения.  В 5 лет у ребенка проявляется способность к монологической речи, т.е. ребенок может составить короткий пересказ сказки или составить рассказ по картинкеВ 3-4 года в речи ребенка должны появиться звуки ы, с з,ц. И в возрасте от 3 до 5 лет появляются звуки ш, ж, ч, щ, л, р, р’.К 7 годам ребенок правильно стрит любые предложения, произносит любые звуки.
 

Школьный

(от  7 лет)

В 7 лет появляется письменная речь, а в подростковом возрасте  – литературная и сленг.
 


Что может затруднять развитие речи?

Речь – это сложный психический процесс. На пути ее формирования много препятствий социального характера, но бывают и органические нарушения речи:

  1.  Органические нарушения речи связаны с центральным (кора больших полушарий) или периферическим (органы, необходимые для воспроизведения речи) отделами речевого анализатора.

Причины таких нарушений могут быть следующие:

  1. Внутриутробная аномалия может возникнуть в результате патологии плаценты, грозы выкидыша, токсикоза, заболеваний матери (например, сахарный диабет) и многие другие.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности (например, токсоплазмоз, краснуха, герпес).
  • Резус-конфликт матери и ребенка.
  • Недоношенность (менее 38 недель), переношенность (более 40 недель).
  • Курение (как активное, так и пассивное). Будущим мамам следует помнить, что при ее курении клетки мозга ребенка находятся в постоянном кислородном голодании. Таким образом, это может привести к более глубоким нарушениям.
  • Употребление алкоголя и наркотических веществ.
  • Прием лекарственных препаратов, запрещенных для приема во время беременности (например, антибиотики ототоксического действия в настоящее время категорически запрещены). Но следует перед применением любого лекарства проконсультироваться с врачом.
  • Вредные условия труда (например, повышенные физические нагрузки).
  • Стресс.
  1. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии (например, неправильная форма прикуса).
  2. Тяжелые роды и их последствия (асфиксия ребенка во время  родовиз слишком.
  3. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни (например, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга).
  4. Неблагоприятные социально-бытовые условия:
  5. Соматическая ослабленность (дети часто и долго болеют).
  6. Невнимание к речевому развитию детей в раннем возрасте (например, неправильные варианты произношения некоторых звуков).
  7. Двуязычие в семье (как правило, в семьях эмигрантов).
  8. Стресс или сильный испуг.
  9. «Сюсюканье» с детьми в возрасте 1 года и старше.

Когда идти на консультацию к логопеду?

- Речь ребенка отстает от нормативных показателей (звукопроизношение, грамматика, словарный запас).

- Речевые нарушения носят устойчивый характер.

- Речевые нарушения задерживают дальнейшее психическое развитие.

- Заикание.

Хотелось бы отметить, что многие родители обращаются к логопеду только с проблемой произношения определенных звуков (как правило, [л] и [р]), пренебрегая другими сторонами речи (лексико-грамматическая и синтаксическая). Но в арсенале специалиста существует огромное количество игр и упражнений для развития речи в целом.

https://puzkarapuz.ru/content/1817

Коментарии
Ирина написано 2021-01-26 10:57:33
Я консультируюсь у врача в Старом Осколе онлайн здесь https://www.medpomoshh.ru/vrachi-v-starom-oskole.html
Ответить

Оставить комментарий: