a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Когда идти за помощью к логопеду?

Автор: Яппарова Флюра Шарифулловна Опубликовано: 2019-10-15 20:16:17

Документы для скачивания


ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:

Если хотя бы на один из вопросов вы ответите, НЕТ, следует обратиться за помощью к логопеду. 

В 3 месяца ваш ребенок: 

  • Вздрагивает при внезапном звуке?
  • Умеет издавать звуки?
  • Смотрит на вас с интересом, когда вы разговариваете с ним?
  • Улыбается вам в ответ?
  • Узнает голос матери?

В 6 месяцев ваш ребенок: 

  • Поворачивается на звук?
  • Издает несколько разнообразных звуков?
  • Подражает и повторяет свои собственные звуки?
  • Пытается взглядом и/или звуками привлечь ваше внимание?
  • Гулит и улыбается в ответ на изменение выражения вашего лица?

В 9 месяцев ваш ребенок: 

  • Тянется, чтобы его взяли на руки?
  • Откликается на свое имя?
  • Пытается «заговорить» с вами? (баба, гага)
  • Мелодично гулит («напевает»), когда играет один?
  • Поворачивается на голос (услышанный разговор)?
  • Радуется, когда с ним играют, и «участвует» в разговоре?
  • Понимает, когда ему говорят «нет»?

В 1 год ваш ребенок: 

  • Показывает пальцем на предметы вокруг?
  • Повторяет ваши жесты (машет рукой на прощанье) или уж самостоятельно пользуется ими?
  • Пытается показать, чего ему хочется, с помощью движений и издаваемых звуков?
  • Протягивает вам игрушки, чтобы вы на них посмотрели и/или поиграли?
  • Радуется, когда с ним играют в прятки или ладушки, и иногда начинает игру самостоятельно?
  • Понимает простые фразы?

В 1,3 года ваш ребенок: 

  • Обычно смотрит на вас во время общения?
  • Повторяет услышанные слова?
  • Пытается говорить предложениями, однако, при этом заменяет реальные слова придуманными им самим?
  • Произносит одно-два слова?
  • Понимает простые вопросы и просьбы?

(«А ну-ка принеси подгузник». «Где мячик?») 

В 1,6 года ваш ребенок: 

  • Говоря, смотрит на вас и затем на предмет, о котором говорит?
  • Говорит «нет»?
  • Произносит десять и более слов?
  • Понимает смысл и сам использует названия знакомых предметов (мяч, кровать, свет, автомобиль)?
  • Иногда отвечает на вопрос «Что это?»?
  • В играх с партнером меняет манеру поведения?
  • Использует игрушки в ролевых играх?

В 2 года ваш ребенок: 

  • Умеет показывать части тела?
  • Пользуется описательными словами (голодный, большой, горячий)?
  • Говорит комбинациями из двух слов? (Я пойду. Еще печенья.)
  • Задает такие вопросы, как «Что это?»
  • С удовольствием выслушивает небольшие рассказы?

В 3 года ваш ребенок: 

  • Выполняет просьбы, состоящие из двух частей? (Пойди на кухню и возьми чашку)
  • Участвует в коротких разговорах?
  • Пользуется в общении предложениями из трех и более слов?
  • Рассказывает о том, что случилось в прошлом?
  • Задает вопросы, начинающиеся со слова «почему»?
  • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают хотя бы половину из сказанного им?

В 4 года ваш ребенок: 

  • Правильно («по-взрослому») произносит целые предложения?
  • Рассказывает истории, которые легко понять?
  • Задает вопросы, начинающиеся словами «кто», «как», «сколько»?
  • Задает множество вопросов?
  • Правильно использует в разговоре местоимения «я», «ты», «он» и «она»?
  • Начинает разговор и может его поддержать, не отклоняясь от первоначальной темы?
  • При игре с другими может словами пояснить ролевые ситуации?
  • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают три четверти сказанного им?

В 5 лет ваш ребенок: 

  • Может объяснить, как пользоваться тем или иным предметом?
  • Отвечает на вопросы, начинающиеся словами «когда» и «почему»?
  • Рассказывает о прошедших, предстоящих и воображаемых событиях?
  • Участвует в длительных и подробных беседах?
  • Другие люди - не члены вашей семьи - понимают почти все сказанное им?

Возможно, Вам необходима консультация специалистов: педиатра, психиатра, невролога, логопеда, психолога.

 

Альбина Ф.Ш.

учитель-логопед

 

Консультация  для  родителей

Логопедическое заключение

Обследование устной речи детей логопед, как правило, проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После анализа данных обследования речи логопед определяет, есть ли у ребенка нарушение речи и какое именно. Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

- Что с моим ребенком?

- Почему они не пишут по-человечески?  Куда с этим кошмаром бежать?

Без паники! На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Попробуем расшифровать все, что написал логопед.

Самые частые нарушения дошкольников — это дислалия, алалия, дизартрия и заикание (если рассматривать исходя из медицинской классификации). Педагогическая классификация: ФФНР, ФНР,ОНР.

Дислалия.
Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стёртой дизартрии.

Дизартрия
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту». «Дети-дизартрики» отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение,  не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.
        Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики. Часто логопеды работу с данной категорией детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.

Алалия
Полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша. Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали». Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, развитие грамматики, обогащение словаря, произношение.

       Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

Заикание
       Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

      Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

Если же Вам встретились такие аббревиатуры, как ФФНР и ОНР, также не впадайте в панику – расшифруем их.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи
Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным.
     Основные проявления, характеризующие ФФН:
— Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка».

— Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета».
— Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи

Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пересказывать.
    Для детей с ОНР характерно:

— Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам;

— Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена;

— Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

— Речь детей с ОНР малопонятна.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. После диагностики логопед отбирает тех ребят, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение определенного промежутка времени (в зависимости от речевого нарушения). 

Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать… Ведь какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.
Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

 

Альбина Ф.Ш.

учитель-логопед

Оставить комментарий: