a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Заботивые родители"

Автор: Чернявская Лидия Николаевна Опубликовано: 2019-10-18 12:49:23

Документы для скачивания

Актуальность: дефицит внимания взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.

Цель: создание условий для привлечения родителей (законных представителей) к сотрудничеству для обеспечения полноценного развития личности детей в ДОУ.

Задачи: - расширить знания  родителей о возрастных этапах развития ребенка.

- способствовать совместному сотрудничеству родителей и детского сада через игровую деятельность (проведение игр, праздников, походов, консультаций).

- формировать доброжелательные взаимоотношения между взрослыми (родитель – воспитатель, родитель - родитель), а также между взрослыми и ребенком (воспитатель – ребенок; родитель – ребенок).

- способствовать развитию интереса к совместной игровой деятельности родителей и ребенка.

Участники проекта: Воспитатели, дети, родители 1 младшей группы «Муравьишки» МБДОУ д/с №31 «Дюймовочка», музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор по плаванию, психолог.

Сроки реализации проекта: 1 учебный год (сентябрь 2015г  - июнь 2016г).

Этапы проекта:

  • подготовительный этап: изучение методической литературы по работе с родителями.  Изучение методической литературы по игровой деятельности.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

        

        Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:

  • Развитие познавательной деятельности ребёнка;
  • Развитие эмоционально - волевой сферы;
  • Обогащение представлений об окружающем мире;
  • Формирование коммуникативных навыков;
  • Формирование культурного поведения;
  • Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
  • Преодоление страхов и отрицательных эмоций.

           

               Развитие системы дошкольного образования направлено на создание оптимальных условий для физического и психологического развития ребенка, обеспечивающих признание самоценности детства, успешный переход к обучению в школе.

Этот процесс отличается личностно-ориентированным способом взаимодействия участников. Его цель: организация нового культурно-образовательного пространства, где главной ценностью является личность ребенка и благополучная семья.

 

Для  ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи.

В результате изучения методической литературы возникают проблемы включения родителей в образовательную сферу ребенка, в том числе совместную игровую деятельность.

Согласно ФГОС система образования обеспечивает психолого-педагогическую поддержку семьи и повышает компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Осуществление этого требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, перехода к качественно новому содержанию образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать решению следующих задач: выработке общей стратегии действий по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим актуализируется процесс поиска новых подходов к работе дошкольного учреждения с семьей и соответствующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка, успешное введение его в новый социум.

На основании изученной литературы было проведено анкетирование родителей. В результате анкетирования выяснилось, что 30% родителей к сотрудничеству с детским садом готовы, 10% - настроены негативно, 60% - относятся с нерешительностью и настороженностью к совместной деятельности.  После обработки результатов пришла к выводу о необходимости привлечения родителей к совместному сотрудничеству, через участие взрослых в игровой и образовательной деятельности  детей.

Формы и методы работы:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

-выставки детских работ, изготовленных вместе с   родителями;

- совместные походы;

- дни добрых дел;

- дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке досугов, и проведении праздников;

- совместное создание предметно - развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- родительские гостиные.

 

  • основной этап

Название мероприятия

Участники

Период реализации

Анкетирование родителей и обработка результатов

Воспитатели,

родители

сентябрь

Консультация на тему: «Особенности развития детей 3-4 лет»

Воспитатели,

родители

сентябрь

Проведение мастер – класса с родителями «Игровая деятельность с детьми»

родители, психолог, воспитатели

сентябрь

Выставка букетов «Осенняя фантазия»

Родители, дети

сентябрь

Фотовыставка «Детские улыбки»

Родители, воспитатель

Сентябрь 2015- август 2016

Выпуск стенгазеты «Наш МУРАЛАШ» (фотографии группы)

воспитатели

сентябрь

Проведение праздника «День матери», чаепитие

Воспитательи, музыкальный руков.,

дети, родители

октябрь

Выставка «Моя любимая сказка»

Родители, воспитатели

октябрь

Консультация на тему: «Маленькие  почемучки»

Родители, воспитатели

октябрь

Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование)

Воспитатели, дети, родители

ноябрь

Оформление масок и костюмов в театральном уголке группы

Родители, воспитатели

ноябрь

Оформлению участка постройками из снега и льда по сюжету сказки «Теремок»

Родители, дети,

воспитатели

декабрь

Разучивание песен и стихов к Новогоднему утреннику

Родители, дети,

Воспитатели,

 музык. руководитель

декабрь

Проведение мастер – класса по изготовлению игрушек из бросового материала (родители совместно с детьми), участие в выставке Новогодних игрушек

Родители, дети,

воспитатели

декабрь

Открытое занятие в бассейне

Родители, дети,

Инструктор по плаванию

январь

 

 

 

Проведение «Зимних забав» -  совместных подвижных игр на природе

дети, родители, воспитатели, инструктор по физкультуре

январь

Консультация на тему: «Закаливающие процедуры»

Воспитатели, родители

февраль

Разучивание стихов и песен к празднику «23 Февраля». Проведение праздника для мальчиков, пап и дедушек

Родители, дети,

Воспитатели,

 музык. руководитель,

инструктор по физ-ре

февраль

Открытое занятие по познавательной деятельности (математика)

Воспитатели,

Родители, дети

февраль

Проведение квеста «Широкая масленица»

дети, родители, воспитатели, специалисты

март

Разучивание стихов и песен к празднику «8 марта». Проведение праздника для девочек, мам и бабушек

Родители, дети,

Воспитатели,

 музык. руководитель

март

Консультация на тему: «Детские Капризы»

Воспитатели, родители

март

Открытое занятие по Речевому развитию

Родители, дети,

воспитатели

апрель

Консультация на тему: «Безопасность на дороге»

Воспитатели, родители

апрель

Открытое занятие по музыке

Родители, дети,

Воспитатели,

 музык. руководитель,

апрель

Консультация на тему: «Чтение книг детям»

 

Воспитатели, родители

май

Инсценировка сказки «Муха – Цокотуха»

Дети, воспитатели

май

Открытое занятие по художественно – эстетической деятельности (рисование)

Родители, дети,

воспитатели

май

Открытое занятие по физкультуре

дети, родители, инструктор по физкультуре

май

Привлечение родителей и детей к оформлению участка к летнему периоду

Родители, дети, воспитатели

май

 

3) заключительный этап.

  • Проведение квеста «Здравствуй, лето!» (дети, родители, воспитатель, специалисты) (июнь).
  • Проведение анкетирования родителей (отзывы и дальнейшие пожелания) о сотрудничестве с детским садом.

Ожидаемый результат: активное участие наибольшего количества взрослых (родителей) к деятельности и развитию ребенка в детском саду и дома.

Благодаря сотрудничеству родители стали больше интересоваться познавательной литературой, задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность у детей увеличился словарный запас, расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны.

Риски проекта: неготовность и настороженность  родителей к  совместному сотрудничеству с  детским садом.

Ресурсное обеспечение: медали, грамоты, сладкие призы, оборудование для проведения игр и открытых занятий.

 

Список литературы:

  1.  Л.В. КОЗЛОВА “Работа ДОУ с семьей”.
  2. Журналы “Дошкольное воспитание”, “Обруч”.
  3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с. 
  6. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
  7. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
  8. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
  9. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
  10. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета№1    "Запросы родителей"

Уважаемые родители!

Цель анкеты – адаптировать работу учреждения к потребностям Вашего ребёнка. Просим Вас искренне ответить на предложенные вопросы!

  1. Откуда Вы берёте информацию о воспитании ребёнка?

- Своя интуиция.

 - Педагогическая и психологическая литература.

 - Воспитатель д\с.

 - Личный опыт и то, как их воспитывали в детстве.

 - Советы других родителей, друзей, соседей.

 - Другое…

 

  1. Что бы Вы хотели получить от детского сада?

- Максимально полную информацию о ребёнке.

 - Педагогические советы по общению с ним.

 - Психологические консультации.

 - Рекомендации, какую литературу о воспитании ребёнка вашего возраста лучше прочитать.

 - Возможность большего общения с родителями других детей.

 - Участвовать в самодеятельности д\с.

 - Другое…

 

  1. Трудности, которые Вы испытываете при воспитании детей дошкольного возраста?

 - Ребёнок плохо ест.

 - Не слушается родителей.

 - Вы проявляете неуверенность в себе, испытываете страхи в воспитании ребёнка.

 - Не знаете чем занять ребёнка дома.

 - Другое…

 

  1. Обращались ли вы за помощью к педагогам, специалистам детского сада с этими трудностями?

 

  1. Если нет, то почему не обращались?

- Не придаёте особого значения этим трудностям.

 - Считаете это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанность педагога.

 - Испытываете затруднения в общении с сотрудниками детского сада.

 - Считаете, что справитесь сами.

 - Другое…

Благодарим за сотрудничество!

 

АНКЕТА №2

«ЧЕГО ВЫ ЖДЕТЕ ОТ ДЕТСКОГО САДА В ЭТОМ ГОДУ?»

Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!

Вот вы и переступили порог нашего детского сада. Добро пожаловать! Надеемся, что наше знакомство перейдет в настоящую дружбу, а вашему малышу будет у нас уютно и интересно. Нам очень важно знать ваши настроение, переживания и ожидания от пребывания ребенка в детском саду. Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

  1. Что вас больше всего привлекает в нашем детском саду (отметьте нужное)
  • близость от дома;
  • хорошее состояние территории и материально – техническое оснащение групп;
  • наличие творческого, профессионального педагогического коллектива;
  • хорошие отзывы других родителей;
  • интересные программы обучения и развития ребенка;
  • наличие дополнительных услуг;
  • хорошее питание;
  • высокий уровень подготовки к школе;
  • Ваши варианты ответа?

 

  1. Что, на Ваш взгляд, самое главное для благополучной адаптации ребенка в детском саду
  • доброе отношение воспитателей к ребенку;
  • большое количество игрушек в группе;
  • хорошее здоровье ребенка;
  • соблюдение режима дня в детском саду и дома;
  • единый подход к вопросам адаптации ребенка со стороны родителей и воспитателей;
  • Ваш вариант ответа?

 

  1. Что, на ваш взгляд, важно знать воспитателю о Вашем ребенке?
  1. Чему, по Вашему мнению, должен научиться ребенок в этом году?
  1. Чему бы Вы как родители хотели научиться у воспитателей?
  1. Каким опытом семейного воспитания готовы поделиться?
  1. Часто ли Вы дома вместе с ребенком рисуете, играете, читаете?
  1. Какие консультации по вопросам воспитания и развития ребенка Вы хотели бы получить?
  1. В каких мероприятиях детского сада Вы готовы участвовать охотнее всего

 

  • родительские собрания;
  • консультации специалистов;
  • анкетирование по разным вопросам;
  • участие в конкурсах;
  • участие в подготовке детских праздников и развлечений;
  • участие в спортивных соревнованиях;
  • просмотр открытых занятий с детьми;
  • Ваш вариант ответа?

 

Благодарим за сотрудничество!

 

 

Оставить комментарий: