"Скоро в школу": Игровой практикум для родителей детей, посещающих подготовительную к школе группу (6 – 7 лет)

Опубликовано: 21:48:43 21-10-2019

Автор: Белецкая Нина Николаевна

Игровой практикум проводится в рамках родительского собрания в подготовительной к школе группе в начале учебного года. 

Задачи игрового практикума:

1. Сформировать у родителей представление об основных компонентах готовности к школе, дать их краткую характеристику, обозначить важность каждого из компонентов.

2. Провести презентацию коррекционно-развивающей программы: цель, задачи, предполагаемый результат.

3. Познакомить родителей с возможностями использования интерактивной доски на занятиях педагога-психолога.

4. Дать возможность родителям побыть в роли диагностов и оценить мотивационную готовность ребенка к обучению в школе с помощью интерпретации рисуночного теста.

Документы для скачивания:

50991_Skoro v shkolu. Roditelskoe sobranie v podgotovitelnoy gruppe..docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

50991_Skoro v shkolu. Roditelskoe sobranie v podgotovitelnoy gruppe..docx

МДОУ «Детский сад №95» «Скоро в школу! » Игровой практикум для родителей детей, посещающих подготовительную к школе группу( 6 – 7 лет) Разработала: педагог – психолог Белецкая Н. Н. 12. 09. 2019 План мероприятия: 1. Готовность к школе: виды и их краткая характеристика. 2. Презентация программы занятий" Умники и умницы" : цель программы, задачи, предполагаемый результат. 3. Проведение игры" Знаток" с родителями. 4. П рактикум по определению готовности к школе с использованием методики" Рисунок школы" . 5. Показ видеоролика по итогам беседы с детьми" Готов ли ты к школе? " 6. Подведение итогов. Раздача памяток и буклетов. 1. Готовность к школе: виды и их краткая характеристика. Добрый день, уважаемые родители! Этот год- последний год пребывания наших детей в детском саду. Не успеем оглянуться, перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. Поэтому для нас самым главным в этом году является подготовка детей к школе. А как же подготовить ребенка к школе? Этот вопрос волнует всех нас, взрослых. Как вы думаете, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать будущий школьник? ( Высказывания родителей) . Да, вы правы. И если объединить все ваши ответы, можно сделать вывод о том, что готовность детей к школе состоит из готовности физической, интеллектуальной, психологической. Эти составляющие являются, своего рода, фундаментом для успешной адаптации ребенка к школе. Давайте поподробнее остановимся на каждой из них. ( флипчат №2) 1. Социально- психологическая готовность к школе: Наличие учебной мотивации: ребенок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению знаний. Наличие социальной позиции школьника: ребенок должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп. Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса( одноклассниками и учителями) . В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника. В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание. Зачастую, причиной того, что дети не привыкли стараться, не научились внимательно слушать указания взрослых и следовать им, является отсутствие у них привычки к волевому усилию. Поэтому так важно своевременно позаботиться о нравственно – волевой подготовке ребенка к школе. Он должен обладать такими качествами, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность, настойчивость. Наличие знаний само по себе не определяет успешности обучения. Гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять! Для успешного обучения в школе важно, чтобы дети дома имели доступные по возрасту трудовые обязанности, несли ответственность за их выполнение. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котенка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не хотели выполнить. Конечно, взрослому легче самому выполнить какую- то часть работы, но в этом случае допускается серьезная ошибка. С одной стороны, подается пример безответственного отношения к порученному делу, а с другой – укрепляется неуверенность в себе. Кроме того, дети привыкают, что родители делают трудную работу за них. Практика показывает, что если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, то, как правило, они легче справляются с учебной деятельностью. 2. Интеллектуальная готовность: Развитие образного и словесно- логического мышления: способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение объединять предметы в группы по общим существенным признакам, умение устанавливать логические связи между предметами и явлениями. Развитие произвольного внимания: способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15- 20 минут. Умение понять инструкцию и четко следовать ей при выполнении задания. Достаточный уровень развития вербальной и невербальной памяти: способность запоминать и воспроизводить наглядный и слуховой материал. В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов( внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др. ) , сформированность предметно- специфических знаний, необходимых для школьного обучения( математические представления, речевая подготовка, пространственно- графическая подготовка) . Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга. Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются способные дети, но с большими трудностями в поведении и общении. 3. Физическая готовность. Общее физическое состояние ребенка. Движение – главный принцип бытия, недостаток движения ведет к задержке физического и психического развития. Нельзя ограничивать моторно – двигательную активность детей. Должен соблюдаться разумный баланс интеллектуального и физического развития. В режиме дня непременно должны быть предусмотрены прогулки на свежем воздухе. Психофизиологическая готовность: развитие мелких мышц руки: ребенок уверенно владеет ножницами и карандашом; пространственная ориентация, координация движений: умение правильно определять выше- ниже, больше- меньше, вперед- назад, слева- справа; координация в системе глаз- рука: ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ- узор, зрительно воспринимаемый на расстоянии. 2. Презентация программы занятий" Умники и умницы" : цель программы, задачи, предполагаемый результат. Представляю вашему вниманию программу коррекционно- развивающих занятий, по которой мы будем с ребятами работать в этом учебном году. Называется она" Умники и умницы" . ( флипчат №3) Цель программы: развитие необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно- потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе. Ожидаемые результаты: предполагается, что входе занятий дети дошкольного возраста получат новые теоретические знания и практические умения, необходимые для успешного обучения в начальной школе и основополагающие для становления грамотной и культурной личности. ( флипчат №4) Объем программы и формы работы. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев, один раз в неделю( 25 занятий) . Формы работы: подгрупповая, индивидуальная. Количество детей в подгруппе: 10 – 12 человек. Структура занятий. Каждое занятие состоит из трех блоков: Формирование бытовых и естественно- научных знаний и представлений: устная работа, обсуждение наглядного материала разной тематики, чтение детям вслух( 15 минут) . Развитие познавательных процессов: работа с тетрадями, решение логических задач, а также выполнение заданий, развивающих память, внимание, восприятие( 15 минут) . Развитие эмоционально- личностных качеств, коммуникативных навыков и навыков саморегуляции: подвижные игры, мини- тренинги, релаксационные упражнения( 15 минут) . Блоки чередуются перерывами. В рамках данной программы предполагается активно использовать интерактивную доску в работе с детьми, и, сейчас, я предлагаю вам выполнить одно из заданий, направленное на развитие пространственных представлений. ( флипчат №5) 3. Проведение игры" Знаток" с родителями. Предлагаю вам проверить свой уровень знаний, являетесь ли вы умниками и умницами нашего детского сада? Проводится игра" Знаток" Сейчас я буду задавать вопросы, если ответ утвердительный- хлопаем один раз в ладоши, если отрицательный- два. 1. Ноль меньше трех( Да. ) 2. Год начинается в марте( Нет. ) 3. Земля квадратная( Нет. ) 5. Есть ли числа больше, чем тысяча( Да. ) 6. " А" - последняя буква в алфавите? ( Нет. ) 7. Звук[ М] - гласный( Нет. ) 8. Буква" Ё" состоит из двух звуков? ( Да. ) 9. Название городов пишутся с маленькой буквы? ( Нет. ) Молодцы, вы хорошо справились! 4. П рактикум по определению готовности к школе с использованием методики" Рисунок школы" . Возвращаясь к вопросу о психологической готовности ребенка к школе, предлагаю вам самим побыть в роли диагностов, а именно, проанализировать и оценить степень мотивационной готовности с помощью проективной методики" Рисунок школы" . Каждому родителю выдается рисунок школы, выполненный его ребенком и интерпретация к методике. По окончании обсуждаются результаты. ( флипчаты №6, 7) 5. Показ видеоролика по итогам беседы с детьми" Готов ли ты к школе? " Проективные методики информативны, но довольно субъективны, часто зависят от настроения ребенка в данный момент. Поэтому мы проводим с детьми беседу" Готов ли ты к школе" , где узнаем о представлении ребенка о школе и его желании учиться. Вот, что у нас получилось. Показ видеоролика беседы с детьми. 6. Подведение итогов. Раздача памяток и буклетов. Сейчас мы лишь примерно можем судить о том, хочет или не хочет идти ребенок в школу. Впереди целый учебный год, за который мы можем помочь ребенку принять его новую социальную роль школьника, заинтересовать и мотивировать его на учебную деятельность. Для этого предстоит объединить усилия не только педагогов и специалистов детского сада, но и вас, уважаемые родители! Раздача памяток на тему: " Что такое готовность к школе на самом деле? "

Оставить комментарий: