Конспект НОД «Лекарственные травы на Кубани»
Документы для скачивания
Конспект НОД «Лекарственные травы на Кубани»
Средняя группа Оборудование и материалы : презентация «Лекарственные растения», аптечные упаковки с лекарственными травами, термос с горячей водой, стакан, атрибуты к игре.
Методы и приемы: игровой, художественное слово, вопросы, рассматривание картин и альбомов, составление рассказов, описание, наблюдение, уточнение, поощрение, показ слайдов с объяснением.
Обогащение словаря: Лекарственные растения, крапива, ромашка, одуванчик, аптека, настой, ополаскивание, ангина , ожог, ушиб, прозрачная, бесцветная.
Виды детской деятельности, используемые во время НОД: дидактические игры, беседа, трудовая деятельность, опытно-экспериментальная деятельность.
Место проведения: группа в ДОУ.
Предварительная работа: рассматривание лекарственных растений, чтение рассказов и стихов, дидактические игры.
Основная образовательная область в приоритете: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: Развивать умение делать выводы. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Речевое развитие: Развивать речь детей, умение отвечать на поставленные вопросы предложением.
Социально-коммуникативное: Формировать чуткое отношение к нуждающимся в помощи.
Цель: формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине
Программные задачи:
— познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями Краснодарского края;
— развивать любознательность;
— развивать ценностное отношение к природе родного края;
— расширить и обогатить словарь детей новыми словами, учить употреблять их в речи,
— развивать связную речь детей;
— развивать умение отвечать на вопросы воспитателя .:
Воспитатель: Ребята посмотрите на окно, к нам кто-то прилетел? Кто это?
Дети: Сова
Воспитатель : Правильно Сова-совушка – умная головушка. Ребята, как вы думаете, откуда она прилетела?
Дети: из леса.
Воспитатель: Правильно ребята сова прилетела из леса. Ребятки предлагаю узнать у Совушки, что ее сюда привело. Воспитатель прислоняет ухо к голове совы и говорит, что рассказала сова. У нее совенок заболел она не знает чем лечить его, поэтому и прилетела к нам посоветоваться. Ну что поможем ей? Ребятки, а чем можно помочь совенку? Дети: ответы (отвести к врачу, купить в аптеке лекарства). Воспитатель: Но в лесу нет аптек. Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
Ребята, а вы знаете, как называют такие растения?
Дети: Такие растения называют лекарственными.
Воспитатель: Да, травы, цветы собирают, сушат, делают из них сиропы, настойки, капли, мази.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? Ответы детей:………
Воспитатель: Совушка ,ребята, вам предлагает отправится в путешествие в страну лекарственных трав нашего края, и там мы найдем нужную травку для совенка. Ребята, а как называется наш край?
Дети: Наш край называется Краснодарским.
Воспитатель: А как ещё называют наш край? Ещё наш край называют Кубань. А вы знаете почему?
Дети: Потому что в нашем крае протекает река Кубань.
Воспитатель: Правильно, ребята. Ну что отправимся в путь? Ребята, а вот и дорожка, по которой мы пойдём к нашей «зеленой аптеке».
Физкультминутка
Нужно только пройти по этой дорожке, затем перешагнуть вот через эти камешки, проползти под этой веточкой и перейти по мостику через ручеек (дети проходят по организованной «Дорожке здоровья»).
Воспитатель: Вот и наша «Зеленая аптека», располагайтесь по удобнее на нашей полянке. Здесь много растений и все они таят в себе загадки, мы познакомимся с некоторыми. Я предлагаю вам послушать первую загадку:
На зеленой круглой ножке Вырос шарик у дорожки.
Ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар.
Дети: Это одуванчик.
Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, одуванчик. Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает не только у нас в Краснодарском крае, но и по всей России. Ребята, а на что похож одуванчик?
Ответы детей: на солнышко
Воспитатель: А что происходит с одуванчиком, когда у него созревают семена?
Дети: он становится похож на пушистый белый шарик, который разлетается от легкого ветерка.
Воспитатель: Я вам предлагаю послушать, чем же полезен одуванчик. В листьях одуванчика много витаминов. Если его положить в салат, он повышает аппетит. Но свежие листья очень горькие из-за млечного белого сока. Чтобы убрать горечь, нужно листики просто залить кипятком на несколько минут. Листья и корни помогают при кашле. Послушайте стихотворение об одуванчике?
Воспитатель:
Одуванчик, одуванчик, золотистый сарафанчик.
Он везде произрастает, его даже дети знают.
Аппетит он повышает и при кашле помогает.
Лучший при ожогах лекарь, одуванчик как аптека!
Воспитатель: Вот сколько полезного мы узнали из этого стихотворения. А вот загадка о другом лекарственном растении:
Стоит в поле кудряшка - белая рубашка.
Сердечко золотое. Что это такое?
Дети: Это ромашка.
Воспитатель: Правильно. Кто хочет рассказать об этой красавице?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно. Ромашка - это распространенное растение. Его можно встретить по всей России. Ромашка - лучший доктор при ангине. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать горлышко и носик, ополаскивать волосы. Отгадайте загадку про другое целебное растение.
Эту зелень ты не тронь,
Жжётся больно, как огонь
Ответы детей: (Крапива).
Воспитатель: Кто хочет показать и рассказать об этом нужном растении?
Ответы детей
Воспитатель. Правильно ребята, это крапива. Крапива – первое витаминное растение, появляющееся весной. Её листья и молодые побеги съедобны. Из крапивы делают салат, щи, настой крапивы применяют, чтобы остановить кровотечение.
Воспитатель: О каких трех лекарственных растениях мы сегодня говорили?
Ответы детей(ромашке, одуванчике и крапиве).
Воспитатель: Молодцы ребята! Все Растения запомнили! Ребятки посмотрите что лежит у нас на столе?
Ответы детей (игра). Воспитатель поиграем в игру «Назови лекарственное растение» (играют). А еще игра «Собери лекарственное растение из частей» (дети на ковре собирают разрезные картинки из лекарственных растений, называя их).
Воспитатель: Слышите, звучит красивая мелодия, это нас Совушка приглашает в лабораторию (дети проходят в мини - лабораторию). Как вы думаете ,Что делают в лаборатории?
Ответы детей Воспитатель: Правильно ребята, а ещё в лаборатории готовят настои из лекарственных трав. А вы хотите попробовать приготовить целебный настой из трав? Из каких трав мы будем готовить настой?
Дети: Из крапивы, ромашки и одуванчика.
Воспитатель: Верно. Сейчас мы приготовим противовоспалительный настой, которым можно прополоскать горло, промыть ушки, носик, ополоснуть волосы. Итак, что мы будем сейчас готовить?
Дети: Настой из лекарственных трав.
Воспитатель: Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают: набирают растения в ложку, высыпают в стакан). Теперь я залью травы кипятком. Как вы думаете почему настой называется настоем?
Ответы детей потому, что должен настояться.
Воспитатель: Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?
Дети: Вода была бесцветной.
Воспитатель: Накроем настой крышечкой и посмотрим, как изменяется цвет воды.
Дети: Вода меняет свой цвет.
Воспитатель: Верно. Растения отдают воде свой цвет и все свои лечебные свойства. Вот и получается целебный настой, которым можно лечиться. Вот тебе, Совушка, полезный настой, лечи своего совенка и сама попивай для здоровья. Совушка улетает в окно.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята что мы с вами сегодня узнали? Что научились готовить из лекарственных трав?
Ответы детей…..
Воспитатель: А кому мы сегодня помогли? Как вы считаете мы правильно поступили?
Ответы детей ….
Воспитатель: Теперь ни вам, ни вашим близким не страшны ни коварная ангина, ни злой грипп, ведь вы можете оказать помощь, приготовив лечебные настои, только под присмотром взрослых. Дети, будьте все здоровы! А чтоб запомнить с какими лекарственными растениями познакомились. Совушка для вас оставила подарок: раскраски.