Работа по самообразованию "Музыкальный фольклор Белгородской области"
Документы для скачивания
План работы по самообразованию
Музыкальный фольклор Белгородской области
Есть особая область народного творчества, которая, по мнению крупнейшего отечественного педагога и фольклориста Г.С. Виноградова, вызвана к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа». Причем это те же «надобности», которые являются главными и в современной педагогике – забота о том, чтобы вырастить человека здоровым телом и душой. Очевидно, что область эта образована произведениями народного творчества, фольклора, созданными для детей, иначе - детским фольклором.
Детский фольклор всегда объединял мир детей и взрослых, поскольку с его помощью взрослые легко устанавливали с ребенком эмоциональный контакт. Воспитательная ценность фольклора исторически основывалась также на том, что, представляя собой специфическую область народного творчества, он включает в себя целую систему поэтических, музыкально-песенных, танцевальных и обрядово-игровых самобытных жанров. Одновременно с этим, являясь средством нравственно-эстетического воспитания и формирования национального самосознания подрастающего поколения, детский фольклор сближает, а не разъединяет народы и, следовательно, закладывает основы взаимопонимания, способности к постижению общечеловеческих ценностей.
В современных условиях значение традиций отечественного фольклора – песенных, игровых, танцевальных, инструментальных, весьма возросло и актуализировалось в практике воспитания личности детей, подростков и юношества на национально-культурной основе. При этом к настоящему времени уже накоплен значительный педагогический опыт такого воспитания. Постоянно пополняется и обогащается методика обучения детей народным художественным традициям в условиях различных образовательных учреждений (Н.Н.Гилярова, М.Литвинова, М.Мухлынин, Г.М.Науменко и др.).
Исходя из этого, мы определили тему нашего теоретико-методического исследования как: «Основы нравственно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыкального фольклора Белгородской области».
Цель исследования: Определить возможные пути воспитания нравственно-эстетических позиций личности средствами музыкального фольклора Белгородской области.
Задачи исследования:
- Теоретически выявить нравственно-эстетический и личностно-развивающий потенциал музыкально-песенного фольклора;
- Изучить, систематизировать и классифицировать фольклорные песни для детей младшего школьного возраста;
- Экспериментально проверить педагогические условия успешного освоения детьми фольклорно-песенных традиций на занятиях фольклорного ансамбля.
Форма самообразования: групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
-Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме;
- Самоанализ.
Практический выход: музыкальные праздники, конкурсы.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.
2017-2018 уч. год «Формирование у детей эстетического вкуса и развитие эмоциональной отзывчивости на музыку» |
|||
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
Практические результаты |
Сентябрь |
1. «Развитие эмоциональной сферы» - информационно аналитическая деятельность. 2. Проведение диагностики музыкальных способностей. |
1. Изучить литературу: «Эмоциональное развитие дошкольников» /Под редакцией А.Д. Кошелевой/ - Москва, 1985 г; Гаспарова Е. «Эмоции ребенка раннего возраста в игре» журнал Дошкольное воспитание. – 2001 – № 10. 2. Провести диагностику. |
1. Консультация для педагогов. 2. Анализ результатов диагностики. |
Октябрь |
1. «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» - информационно аналитическая деятельность. |
1. Изучить литературу: «Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко – Москва; 1997 г. |
1. Консультация для педагогов.
|
Ноябрь |
1. «Эмоции ребенка через виды музыкальной деятельности». |
1. Составить конспект по теме для родителей. Изучить литературу: статья из опыта работы муз.рук-ля В.В. Герасимовой 1 кв.категории, г. Озерск, 2011 г. |
1. Консультация для родителей (беседы с родителями в вечернее время в подготовительных, старших группах). |
Декабрь |
«Эстетическое воспитание дошкольника посредством музыки» |
Изучить литературу: Статья 1. «Сущность и пути формирования»; статья 2. «Условия организации и педагогического руководства». Журнал «Дошкольное воспитание, № 2, 2011 г. |
Доклад на педагогическом совещании. |
Январь |
«Это розовое слово – привет!» (сценарий праздника) |
Разработать сценарий. |
Праздник «Это розовое слово – привет!» |
Февраль |
Анкетирование родителей по теме: «Насколько музыкален ваш ребенок» |
Разработать анкету, провести анкетирование. |
Анализ проведенного анкетирования родителей. |
Март |
«Взаимодействие детского сада и семьи» |
Изучить литературу: Виноградова Л. Чувство успеха. Дошкольное воспитание 2001- №5 стр. 49; Доронова Т.О. взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей. Из детства - в отрочество. Дошкольное воспитание, 2000 № 3 стр. 87-91. Конспектирование.
|
Консультация для родителей, выступление на родительском собрании. |
Апрель |
1. «Музыка как средство эстетического воспитания дошкольника» 2. «В гостях у Феи Красоты» (сценарий праздника)
|
1. Изучить литературу: Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2005. Составить конспект. 2. Разработать сценарий «В гостях у Феи красоты» (музыкально-эстетическое воспитание).
|
1. Доклад для педагогического совещания. 2. Праздник «В гостях у Феи красоты». |
Май |
1. «Путешествие в страну Знаний» (сценарий выпускного праздника) 2. Проведение диагностики музыкальных способностей детей всех возрастных групп. |
1. Просмотреть с детьми подготовительных групп музыкальный художественный фильм «Приключения Буратино», поговорить о его содержании. Разработать на основе данного фильма сценарий выпускного праздника. 2. Проведение диагностических исследований. |
1. Выпускной праздник «Путешествие в страну Знаний». 2. Анализ результатов диагностики. |
2018-2019 уч. год «Развитие творческих способностей через обучение детей игре на детских музыкальных инструментах, внедрение игровых технологий в практическую деятельность музыкального руководителя» |
|||
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
Практические результаты |
Сентябрь |
1.«Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» 2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. |
1.Используя Интернет-ресурсы, найти определения и историю происхождения различных шумовых музыкальных инструментов, способы их звукоизвлечения. 2. Провести мониторинг. |
1. Мастер-класс «Обучение детей игре на детских шумовых инструментах». 2. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм. |
Октябрь |
1. «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через игру на детских народных музыкальных инструментах».
|
1. Изучить литературу: Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Образовательная область «Музыка». Раздел «Игра на детских муз.инструментах». Составить конспект.
|
1. Конспект по изученной теме. |
Ноябрь Декабрь |
1. «Игра на детских музыкальных инструментах» |
1. Изучить литературу: ü Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 г., 2005 г., 2006 г. ü Журналы «Музыкальная палитра» за 2003г., 2004г., 2005г., 2006 г. ü Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» за 2006 г. ü Зацепина М.Б. Организация культурно – досуговой деятельности дошкольников. Уч. метод. пособие. – М.: Пед. общество России, 2004. ü Картушина М.Ю. Логоритмические занятия с детьми 6 – 7 лет. – М.: Сфера, 2006. Составить конспект по изученной теме.
|
1. Конспекты по изученным темам: «Обучение детей игре на ДМИ»; «Ритмодекламация»; «Разучивание музыкальных произведений»; «Пальчиковые речевые игры и игры с палочками»; «Мир звуков и шумов», «Шумовые инструменты» |
Январь |
1. «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности». 2. «Игра на детских музыкальных инструментах – творческий вид музыкальной деятельности». |
1. Изучить литературу: «Музыкально-театрализованная деятельность детей 6-7 лет» Э.А. Тонкова, журнал «Музыкальный руководитель», № 3, 2012 г. 2. Изучить литературу: Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошкольное воспитание» Н.А.Ветлугина, И.Л.Дзержинская, Л.Н.Комиссарова и др. |
1.Консультация для воспитателей. 2. Доклад для педагогического совещания. |
Февраль |
1. Игра на детских музыкальных инструментах. 2. ««Использование игровых технологий на музыкальных занятиях». |
1. Разучить с детским оркестром «Зимнее Рондо», Марш С.Прокофьева. 2. Изучить обобщение опыта по данной теме муз.рук-ля Герасимовой В.В., г.Озеры, 2011 г. |
1. Выступление детского оркестра на общепоселковом концертном мероприятии, посвященному 23 февраля. 2. Конспект. |
Март |
«Основные виды музыкально-дидактических игр» |
Принять участие в педагогическом Интернет-форуме на Maam.ru, обобщить материал. Изготовить пособия для проведения муз-но-дидактических игр: «Где чьи детки?», фланелеграф, «Сколько нас поет?», «Карточки для обозначения частей музыки и длительности нот» и т.д. |
Картотека музыкально-дидактических игр. Пособия для проведения муз-но-дидактических игр. |
Апрель |
1. «Музыкальное воспитание в семье» |
1. Использовать образовательные интернет-ресурсы, конспектировать полученный материал. |
Папка-передвижка по данной теме. |
Май |
1. «Среда ДОУ как место музыкальной деятельности» 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. |
1. Использовать образовательных интернет-ресурсов, конспектировать полученный материал. 2. Провести мониторинг. |
1. Выступление с теоретическим сообщением на педагогическом совете. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
2019-2020 уч. год «Развитие творческих способностей через восприятие музыки, песню, движение» |
|||
Месяц |
Содержание работы |
Форма работы |
Практические результаты |
Сентябрь |
1. Анкетирование родителей по теме: «Факторы, влияющие на активность вашего ребенка в музыкальном развитии» 2.Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. |
1.Разработать анкету, провести анкетирование родителей (средние - подготовительные группы) 2. Провести мониторинг. |
1. Анализ результатов анкетирования. 2. Анализ результатов мониторинга, построение диаграмм. |
Октябрь |
1.«Педагогические технологии в организации процесса восприятия музыки». 2. «Пойте своим детям колыбельные» - консультация для родителей. |
1.Изучить литературу: Гогоберидзе А. Г. «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста», выделить материал, соответствующий теме, составить конспект. 2. Используя интернет-ресурсы выделить материал, определяющий актуальность данной проблемы, её значимость. |
1.Конспект по изученной теме. 2. Папка-передвижка для родителей (все возрастные группы) |
Ноябрь
|
1. «В гости к музыке». 5 правил по восприятию музыки – консультация для родителей. |
1. Изучить материал из опыта работы Герасимовой В.В. – муз.рук-ля 1 кв.категории, г. Озеры, 2011 г. |
1. Выступление с сообщением на родительском собрании (все возрастные группы). |
Декабрь |
1. Новогодние праздники во всех возрастных группах (сценарии) |
1. Разработать сценарии для всех возрастных групп для проведения новогодних праздников. |
1.Праздники: «Новый Год» 2-я.гр р.возр; «Заюшкина избушка»мл.группа; «Ёлочкин сон» - средняя группа; «Новый Год в Африке» - старшая группа; «Под Новый Год в гости сказка к нам придет» подг.гр. |
Январь |
1. «Мир музыки и цвета» (конспект занятия). 2. «Вокальное развитие дошкольников» |
1. Разработать конспект тематического занятия в средней группе по соотнесению прослушанной музыки с цветовой гаммой. 2. Подобрать, изучить литературу, составить конспект. |
1. Конспект занятия в средней группе «Мир музыки и цвета». 2. Конспект. |
Февраль |
1. «Развитие песенного творчества детей дошкольного возраста». |
1. Подобрать методы, приемы, упражнения для развития песенного творчества детей из опыта коллег. Обобщить, законспектировать. |
1. Консультация для воспитателей. |
Март |
1. «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей». 2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях». |
1. Обобщить опыт работы коллег, составить конспект. 2. Разработать конспект фольклорного занятия в старших, подготовительных группах. (импровизация движений под знакомую музыку, концерт соревновательного характера). |
1. «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей».Конспект. 2. «Двигательное творчество на музыкальных занятиях».Конспект |
Апрель |
1. «Занимательные звуки» - Мастер-класс для воспитателей ДОУ по экспериментальной деятельности. |
1. Разработать план-конспект мероприятия. |
1. Мастер-класс - «Занимательные звуки». |
Май |
1. Выпускной праздник (сценарий) 2. Проведение мониторинга развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. |
1. Разработать сценарий к выпускному празднику. 2. Провести мониторинг. |
1. Выпускной праздник. 2. Анализ результатов мониторинга в сравнении с началом года. |
Работа над программой профессионального самообразования поможет мне в течение отведенного времени:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
- Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
- Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
- Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
- Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
- Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Литература
1 Агамова Н.С., Слепцов И.С., Морозов И.А. Народные игры для детей. – М.,1995. – 174 с.
2 Аникин В.П. Традиции русского фольклора. – М., 1986.
3 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Л., 1980.
4 Белов В.И. Лад // Очерки о народной эстетике. – М., 1989.
5 Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. – Иркутск, 1930.
6 Камаева Т.Ю. «Русский фольклор. Детские музыкальные праздники».
- Кисловская А. Хороводные игры с пением. – М., 1987.
- Колпакова Н. Заплетайся, плетень! Народные игровые песни. – Л., 1961.
- Комовская Н. Вася-гусеночек: Русские народные игры и считалки. – М., 1962.
- «Материалы к занятиям по детской, бытовой, народно-обрядовой культуре и фольклору».
- Мухлынин М. Игровой фольклор и детский досуг: Метод. пособие. – М., 1985.
12. Мястцев В.Н. Психология отношений. – М., 1995.
13. Панкеев И.А. От крестин и до поминок. – М.: Яуза, 1997. 253 с.
14. Радынова О.П. «Баюшки-баю».
- Сохор А. «Воспитательная роль музыки». Ленинград, 1962. - 64 с.
- Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М., 1990.
- Щербакова О.С. Музыкальный фольклор и дети / Под общ. ред. Л.В. Шаминой. – М., 1997. – С. 21-24.
18. Энциклопедия обрядов и обычаев/Сост. Л.И. Брудная, З.М.Гуревич, О.Л.Дмитриева. – СПб.: «Респекс», 1996. – 560 с.