a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект заседания клуба "Молодая семья"

Опубликовано: 0000-00-00 00:00:00

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Степановка Заседание клуба молодой семьи на тему: «Растим малыша здоровым» Руководитель клуба: Воспитатель Р. Ш. Аминева; Участники: родители и дети разновозрастной группы. Тема: «Растим малыша здоровым». Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей. Задачи: повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения; познакомить с книгой « Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»; объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования у детей полезных привычек. Добрый вечер, уважаемые родители! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Ведь, как говорили древние греки: «В здоровом теле- здоровый дух». Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом. О чем же они говорят, мы сейчас и узнаем. Разминка «Сложи пословицу». ( Родителям раздаются фрагменты пословиц, каждая из которых написана определенным цветом. Они должны собрать из частей пословицу о здоровье. ( Пословицы зачитываются) . Варианты пословиц. «Здоровье дороже золота». «Здоровье, ни за какие деньги не купишь». «В здоровом теле – здоровый дух». «Посеешь привычку- пожнешь характер». «Рано в кровать, рано вставать – горя и хвори не будете знать! » «Привычки – визитная карточка культуры человека». «Плохая привычка – это отсутствие хорошей». Здоровье детей являются абсолютной ценностью и включает в себя три уровня – биологичечкое, социальное и психологическое. В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей дошкольного возраста. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь около 10% от числа детей, поступающих в школу. И родители, и воспитатели хотят видеть детей здоровыми, веселыми, физически хорошо развитыми. Давайте будем решать эту проблему совместными усилиями. Как вы уже догадались, наш разговор сегодня пойдет о формировании у детей полезных привычек. У нашего здоровья немало добрых и верных друзей. Какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»? ( Рассуждения родителей) . «Привычка – образ действия, состояние, поведение и склонность, усвоенные кем- нибудь за определенный период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычным, постоянным для кого- нибудь»( Д. Ушаков. «Толковый словарь». ) . Привычка- это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течение жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого- то стало привычным заниматься спортом, читать книги, трудиться в огороде. Все это полезные привычки. Игра- упражнение «Сорняки и розы». Давайте поиграем в игру «Сорняки и розы». ( Родителям раздаются карточки с изображением цветов) . - Что помогает человеку быть здоровым? - Какие бы вы хотели вырастить полезные привычки у вашего ребенка? Подумайте и запишите полезные привычки на карточках с изображением цветов. - А теперь расскажите, что у вас получилось. Какие полезные привычки вы будете формировать у ваших малышей в первую очередь? ( родители называют свои варианты и наклеивают на лист формата А3 с изображением вазы, стебельков, листьев, создавая коллаж в виде букета. ) Итак, чтобы ребенок был здоровым, нужно: Заботиться о чистоте тела, стричь ногти; Учить его умываться и мыть руки с мылом перед едой, после прогулки, после посещения туалета; Учить чистить зубы; Приучать убирать свою комнату, заправлять свою кровать и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота – залог здоровья». - А что такое вредные привычки? Запишите их на карточках с изображением сорняков. Все полезные и вредные привычки человек выращивает в себе сам. Только полезные привычки требуют постоянного ухода- дело это нелегкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава. Но зато полезные привычки делают из своего хозяина настоящего человека. А сейчас мы с вами отправимся в путешествие по страницам книги Ольги Королевой «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья». Это небольшая книжечка о самом главном в нашей жизни – о наших детях. Но сначала небольшая разминка. Ниточка с иголочкой. Я прошу вас пройти на ковер. Становимся друг за другом, кладем руки на пояс впереди стоящему. Первый человек будет иголочкой, а все остальные – ниточка. Держимся крепко, чтобы ниточка не порвалась. Под музыку мы двигаемся по залу, иголочка должна догнать ниточку. Для поддержания здоровья нужны очень простые, известные всем условия, знакомые нам с детства: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Но для того чтобы эти простые условия работали на наше здоровье, нужен волшебный ключик. Его волшебные свойства тоже выглядеть простыми и очень обычными – это постоянство и систематичность. Но можно назвать их еще проще – это образ жизни. Получается, что здоровье – это состояние организма при определенном образе жизни. И, для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители. А мы, педагоги и медицинские работники, лишь немного поможем вам в этом. Рассказывать о здоровом образе жизни и просто, и сложно. Просто потому, что все его составляющие очень просты и всем известны, а сложны потому, что рецептов здоровья много и опять же они очень просты. Поэтому автор выделил главные и провозгласил 10 заповедей здорового образа жизни. Урок «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья». В поле зрения родителей находится стебель цветка с серединкой, на которой написано «Здоровый ребенок». Заповеди здоровья написаны на лепестках, которые постепенно, по мере ознакомления с ними родителей, прикрепляются к серединке. Название заповеди и информация о ней оформляются на специальных карточках( 10 штук) . Родители делятся на мини- группы, каждая из которых вытягивает одну карточку и в течение пяти минут знакомится с ее содержанием. Далее каждая группа рассказывает остальным родителям об этой заповеди. В процессе обсуждения приводятся примеры из собственного семейного опыта. Заповедь 1. Соблюдаем режим дня. Очень важно приучать ребенка просыпаться и засыпать, кушать, играть, гулять, трудиться в одно и то же время. Следует уделять особое внимание полноценному сну( своевременное засыпание – не позднее 21 00- 22. 00, минимальная длительность сна- 8- 10 часов) . Необходимо регламентировать просмотр телепередач как по времени( не более 40 минут- 1 часа) , так и по содержанию( вечером следует избегать возбуждающей тематики) . Все это вселяет чувство безопасности, уверенности и устойчивости. Это учит ребенка распределять и сохранять физические и психические силы в течении дня, делает его более спокойным и позитивным. ( Родителям выдаются рекомендации «Приучение к режиму детей трехлетнего возраста») . Заповедь 2. Регламентируем нагрузки. Очень важно регламентировать как физические нагрузки, так и эмоциональные и интеллектуальные. Другими словами, жить под девизом «Делу время – потехе час». Нужно внимательно следить за поведением ребенка. При этом необходимо ориентироваться на его состояние. Потеря внимания, капризы, истерики, отказ от деятельности, расторможенность являются сигналом перегрузок. При первых признаках этих проявлений следует прекратить или снизить интенсивность деятельности или общения. При первой возможности необходимо дать ребенку отдохнуть. Лучший отдых – двигательная активность на свежем воздухе. Внимание! Превышение даже эмоционально- положительных нагрузок( увлекательные игры, радостное общение) может привести к перегрузкам и как следствие к негативным результатам. Если мы, взрослые, вовремя не примем меры и не прекратим или не снизим нагрузки ребенка, за этим состоянием могут последовать истощение, недомогание, истерика, а затем и болезнь. Заповедь 3. Свежий воздух. Свежий воздух просто необходим детскому развивающемуся мозгу! Недостаток кислорода приводит к значительному ухудшению самочувствия. В непроветренном, душном помещении ребенок не может находиться в активном, бодром состоянии, а тем более выполнять какие- либо задания, требующие сосредоточения внимания. Нехватка кислорода приводит к быстрой утомляемости и истощаемости. Для хорошего самочувствия и успешной деятельности ребенку необходимо пребывание на открытом свежем воздухе минимум два часа в день и в проветриваемом помещении во время сна. Помните, для нормального функционирования детский мозг нуждается в большом количестве кислорода. Ежедневные прогулки – эффективный метод закаливания ребенка. Потребности растущего организма в кислороде более чем в два раза превышает потребность у взрослых. Под влиянием воздушных ванн не только повышается тонус нервной, дыхательной и пищеварительной систем, но и возрастает количество эритроцитов и гемоглобина в крови. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми. Заповедь 4. Двигательная активность. Даже у младших школьников еще не завершено формирование опорно- двигательного аппарата. Поэтому детям очень трудно находиться в статическом положении в течении длительного времени. Движение – это естественное состояние ребенка. Задача взрослых – создать условия для двигательной активности ребенка. Лучшая среда для этого – детская площадка, парк, так как они сочетают два важных условия для двигательной активности – пространство и свежий воздух. Интересно во дворе развеселой детворе: Прокатились детки с горки и берутся за ведерки, И к песочнице бегут, и куличики пекут. А куличики поспели, детки сели на качели… Пусть ваш ребенок как можно больше гуляет, играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, а, следовательно, и всего организма ребенка. ( Родителям предлагаются упражнения для выполнения дома вместе с детьми) . Заповедь 5. Физическая культура. Систематические занятия физкультурой очень полезны для здоровья. Они укрепляют не только физическое здоровье, но и психику ребенка, позитивно влияют на его характер, способствуют развитию волевых качеств, уверенности в себе, ответственности, умения дружить. Арсенал видов физической культуры очень широк. Утренняя зарядка – желательно с растяжками и прыжками. Физкультминутка. Сколько клеток у черты, Столько раз подпрыгни ты. Сколько елочек зеленых, Столько выполни наклонов. А присядем столько раз, Сколько бабочек у нас. Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз. Простые приемы массажа рук, ступней, ушных раковин, лица и других биологически активных точек тела. Спортивные секции – любые виды спорта, которые нравятся ребенку. ( Особенно благотворно влияют на психическое здоровье ребенка плавание, восточная гимнастика. ) Главное, чтобы выбранный вид физической культуры нравился ребенку, чтобы он занимался этим с удовольствием. В ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в семье, а значит, основой успеха является личный пример авторитетного для ребенка взрослого – родителя. Занятия физическим упражнениями с мамой или с папой доставляют детям большое удовольствие, а для родителей это прекрасная возможность пообщаться с ребенком, получить необходимую физическую нагрузку. Но особая ценность таких совместных занятий в тактильном воздействии, т. е. в соприкосновении частей тела родителей и детей, что необходимо для уравновешивания нервно- психического и душевного состояния. Заповедь 6. Водные процедуры. Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, лохани. В реке, в ручейке, в океане, - И в ванне, и в бане, Всегда и везде- Вечная слава воде! Всем людям с детства известны эти строки К. Чуковского. Значение водных процедур для здоровья человека известно издавна и подтверждено многовековым опытом. Они очень полезны для здоровья, хорошего самочувствия, прекрасного настроения. Вы можете выбрать любой, подходящий для ребенка вид водных процедур или же чередовать разные виды. Обливание утром после сна и вечером перед сном одним – двумя ведрами теплой, прохладной или холодной воды. Контрастный душ, контрастные ванны для рук и ног( три- семь контрастов, начиная с теплой или горячей воды и заканчивая холодной, продолжительность теплого или горячего душа вдва раза длиннее, чем холодного) . Обтирание мокрым полотенцем. Предварительно проконсультируйтесь с врачом- педиатром. Главное, пусть ваш ребенок получает удовольствие от этой процедуры. И вы радуйтесь вместе с ним! Заповедь 7. Простые приемы массажа биологически активных точек рук, ступней, ушных раковин, лица и тела. Массаж биологически активных точек, расположенных в области носа, глаз, ушей, у висков, на пальцах рук и ног, на кистях рук, на подошвах, путем надавливания, растирающих линейных и вращательных движений являются прекрасным средством улучшения регуляции деятельности всех систем организма. Таким образом, он нормализует работу всех органов и систем, в том числе и психики. Заповедь 8. Теплый, доброжелательный психологический климат в семье. Обстановка, в которой воспитывается ребенок, психологический климат в семье имеют огромное влияние на состояние физического и психического здоровья ребенка. В комфортной ситуации развитие ребенка идет быстрее и гармоничнее. Он впитывает в себя все позитивное, что его окружает. И это делает его сильным, счастливым и уверенным в себе человеком. И наоборот, если ребенок растет в неблагоприятной среде где присутствуют агрессия, раздражение, злость, тревога, страх, он заражается этими негативными эмоциями и чувствами, что приводит к расстройствам его здоровья и, следовательно, к задержке в развитии. Прикоснись ко мне добротой, Как целебной живой водой, И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой. Чтобы ваш ребенок рос здоровым и счастливым, мы предлагаем вам установить в семье кодекс чести, провозглашающий следующее: Позитивное, доброжелательное настроение всех членов семьи. Ровный, спокойный тон в процессе общения в семье. Единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи во всех ситуациях. Обязательное поощрение ребенка при минимальных успехах и даже при их отсутствии, если ребенок постарался. При любой возможности осуществление с ребенком телесного контакта( погладить, взять за руку, легкий массаж тела и. т. д. ) и визуального контакта( посмотреть ребенку в глаза, желательно на одном уровне с ним, т. е. присесть) . Никогда не отказывайте ребенку в общении! Установите в семье запрет: На бурные негативные( и даже позитивные) эмоции, особенно вечером, перед сном; На крик; На раздражение; На непонятное для ребенка наказание( особенно в жестких формах) ; На агрессию; На злость. Открою вам главный секрет: мудрость воспитания заключается в соблюдении баланса между запретами и разрешениями. Запретов должно быть немного, и они должны быть однозначными и постоянными. В большинстве ситуаций необходимо избегать слова «нельзя», следует дать ребенку правильную программу поведения( не нужно говорить «не беги», нужно сказать «давай пойдем шагом» и. т. д. ) . В то же время не должно быть вседозволенности. Ограничения воспитывают волю и способность регламентировать свои желания и действия, таким образом они тренируют мозг. Стремитесь быть мудрыми в воспитании ребенка! Позитивно общаясь с ребенком, вы заряжаетесь его энергией. Наш негатив( крик, раздражение) разрушает неокрепшую психику ребенка, дезориентирует его и, следовательно, в конечном счете ослабляет его здоровье. Заповедь 9. Творчество. В творчестве ребенок может выразить себя: свои мысли, чувства, эмоции. Он может создать мир по своим законам, почувствовать радость и удовлетворение. В творчестве ребенок может проявить негативные чувства и переживания и освободиться от них. Через творчество ребенок постигает прекрасное, гармонию мира. Дети – творцы. Взрослым необходимо создать условия для их творческой активности. Помогите ребенку увидеть прекрасное в мире, влюбиться в красоту и подержите его желание созидать. Для этого подходят различные виды деятельности: Рисование; Лепка( из пластилина, глины, теста) ; Изготовление поделок из бумаги; Шитье, вязание, плетение; Прослушивание классической и детской музыки, звуков природы; Занятия музыкой и пением; Занятия танцами, артистической деятельностью. Все это и многое другое дает возможность эмоционального выражения, учит ребенка любить труд, гордиться собой. Заповедь 10. Питание. Детям для полноценного роста и развития необходимо рациональное питание. В организации питания ребенка следует придерживаться простых, но очень важных правил: Питание по режиму( выработать у ребенка привычку есть в строго отведенные часы) . Для приготовления пищи использовать только натуральные продукты, не содержащие консервантов, синтетических добавок; Включать в рацион питания ребенка богатые витаминами и минеральными веществами продукты, особенно в весенний период; Важно, чтобы питание было хорошо сбалансировано: в пище должно быть достаточное количество белков, жиров и углеводов; Ежедневно на столе должны быть фрукты и овощи; Аппетит ребенка зачастую зависит от внешнего вида еды. Малыш будет есть с большим удовольствием, если творчески оформить блюдо, создавая из продуктов какие- либо узнаваемые им фигурки. Важно помнить, что иногда дети хотят ту или иную еду потому, что это потребность их организма. ( Игра с родителями «Вопрос – ответ». ) . Наше заседание заканчивается – сегодня нам было приятно работать с вами. Прислушивайтесь к потребностям ребенка! Будьте здоровы! Успехов вам! До свидания Игра «Вопрос – ответ». К сожалению, в настоящее время продолжает наблюдаться тенденция к ухудшению здоровья детей дошкольного возраста. Очень часто врачи констатируют наличие у детей проблем с желудочно- кишечным трактом. Как вы считаете, с чем это связано? Безусловно, состояние желудочно- кишечного тракта зависит от выбора продуктов. По каким критериям вы оцениваете их качество? Учитываете ли вы при составлении меню сбалансированность всех основных пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов? Составляют ли овощи и фрукты основу рациона вашей семьи? Заботитесь ли вы о разнообразии блюд? Удается ли вам в каждый прием пищи подавать свежеприготовленное блюдо? Кто из членов семьи участвуют в составлении домашнего меню? Очень часто нелюбимые блюда являются наиболее полноценными и питательными. На ваш взгляд, надо ли приучать ребенка к этому блюду, воспитывать вкус к здоровой полноценной пище? Имеет ли место в традициях вашего дома семейный ужин? В какой атмосфере проходит прием пищи в вашей семье, и какое значение вы в это вкладываете? Блицтурнир по здоровому питанию. Этот витамин чуть ли не важнейший из всех в формировании костной системы организма ребенка. Какой это витамин? Ответ. Витамин D. Все знают, что витамин «А» – витамин красоты, он влияет на состояние кожи и укрепляет зрение. Большое его количество содержится в моркови. другом – его полезнее употреблять? В каком виде: сыром, вареном или каком- либо Ответ. Для здоровья полезнее вареная измельченная морковь с добавлением растительного масла или сметаны, так витамина «А» усваивается в 10 раз больше, чем из очищенной сырой. Это заболевание издавна было известно врачам. Даже некоторые художники изображали детей с явными симптомами этого заболевания. Лечит его нужно солнечным светом, так как ультрафиолетовые лучи, попадая на кожу, готовят в ней собственные лекарства – витамин D. О каком заболевании идет речь? Ответ. О рахите. Где, по вашему мнению, возможно наибольшее скопление нитратов – в моркови? В капусте? В яблоке? Ответ. Морковь – середина, капуста – кочерыжка, яблоко – кожура. Почему пищу, богатую белками( мясо, рыбу, бобовые) , нужно принимать в первую половину дня? Ответ. Такая пища повышает возбудимость нервной системы, поэтому перегружать организм белками и жирами перед сном нежелательно: это не помогает засыпанию и глубокому сну. Почему не рекомендуется пить во время обеда? Ответ. Вода значительно заполняет желудок, и чувство голода притупляется. Какие продукты нежелательно использовать в питании детей? Ответ. Продукты, содержащие синтетические ароматизаторы, пищевые красители, газированные напитки, копчености, майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, натуральный кофе, острые соусы, а также чипсы, жевательную резинку. Приучение к режиму детей трехлетнего возраста. Ребенок 3 лет способен соблюдать правила гигиены, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки; общаться со взрослым, устанавливать контакт со сверстниками; следовать простым полученным инструкциям. Ребенок может одеваться( полностью или частично) , рисовать простые фигуры, различать некоторые цвета. Как правило, трехлетние дети знакомы с режимом, предложенным им родителями. Приучая детей к режиму, следует предупреждать их, чем они будут заниматься. Для обозначения того или иного режимного момента можно выбрать музыку( песенка из мультфильмов, детских фильмов) или обозначать действия стихами. Моем руки дружно, Нам обедать нужно, С аппетитом мы едим, Большими вырасти хотим. Вот сейчас, вот сейчас Наступает тихий час. Надо тихо лежать, Никому не мешать. Детям трех лет приходится часто напоминать о том или ином режимном моменте, о правилах поведения. Если малыш не соблюдает режим( отказывается от еды, на занятиях не следует полученным инструкциям – не танцует, в тихий час не спит) , этому может быть несколько причин. Ребенок медленно адаптируется к коллективу, новым правилам. Следует несколько раз объяснить ему правила и режимные моменты, убедиться в том, что он вас понял. Ребенок не привык ориентироваться на опорные моменты дня, поскольку родители предпочитают свободный режим. Таким детям следует напоминать о том, что теперь они живут вместе с другими детьми и есть, играть, отдыхать днем надо вместе со всеми. Если ребенок плохо вступает в контакт с другими детьми, ведет себя обособленно, следует помогать ему общаться, поручать какие- то задания. Если ребенок постоянно нарушает режим, не обращает внимания на запреты и замечания воспитателя, мешает другим детям спать, есть, заниматься, следует проконсультироваться с психологом и выявить причины такого поведения. В целях сохранения позитивного психологического климата в группе следует работать с таким ребенком индивидуально, привлекая психолога и родителей. Если поведение ребенка не меняется, следует посоветовать отдать ребенка в сад позже, подготовив его к соблюдению режимных моментов и правил. Упражнения для выполнения дома детьми вместе с родителями. «Птичка» Цели: развивать умение совершать прыжки, укреплять мышечный корсет позвоночника. Способ выполнения. Взрослый предлагает поиграть в птичку. Ребенок сидит на ковре, скрестив ноги, согнув руки в локтях и касаясь пальцами плеч( « крылышки») . Взрослый помогает ему выпрямить спину, поглаживая по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребенок встает и прыгает на месте, как воробышек( 3 раза) . «Ласточка» Цели: тренировать вестибулярный аппарат, развивать координацию движений, укреплять мышечно- связочный аппарат, туловище, руки. Способ выполнения. Взрослый показывает, как делают « ласточку». Ребенок встает на одну ногу, вторую отводит назад, руки расставляет в стороны, туловище чуть наклоняет вперед, голову поднимает. Взрослый держит ребенка за руки( В дальнейшем – за одну) и контролирует, выпрямлены ли позвоночник и поднятая нога. Поза вначале удерживается не более 1 секунды, затем опорная нога меняется( 3 раза) . «Ежик вытянулся – свернулся» Цели: укреплять мышечный корсет позвоночника. Способ выполнения. В положении лежа( на спине) ребенок поднимает руки за голову и максимально вытягивается. Затем, верхнюю половину туловища к коленам, группируется, обхватывает ноги под коленями( 2- 6 раз) . Между повторениями упражнения надо полежать и расслабиться « Полетел самолет» Цели: развивать навыки бега, укреплять мышцы туловища, осваивать глубокое дыхание. Способ выполнения. Взрослый говорит ребенку, что самолеты, прежде чем взлететь, разбегаются по взлетной полосе, и предлагает «полетать». Для этого ребенок должен подбежать к взрослому, тот подхватывает его под мышки, поднимает, делает несколько кругов и ставит на ноги. «Самолеты гудят – перед разбегом набери побольше воздуха через нос, на выдохе говори «у- у- у» и беги ко мне», - говорит взрослый. При каждом следующем «полете» он отходит все дальше. Следует обратить внимание, что если кружение вызывает у ребенка негативную реакцию, то достаточно приподнять его или, прижав к себе, пройти несколько шагов( 2 раза) .

Оставить комментарий: