Дошкольники с ОВЗ. Какие они?
Документы для скачивания
Дошкольники с ОВЗ, какие они? В настоящее время всё чаще педагоги дошкольных образовательных учреждений в своей практике сталкиваются с детьми, которые в силу каких- то своих особенностей выделяются в группе с верстников. Как правило, такие ребята с трудом усваивают основную общеобразовательную программу. Не так давно в педагогический словарь добавилось определение «инклюзивное образование», «дети с ограниченными возможностями здоровья», и уже сегодня воспитание, развития таких детей этих малышей стало очень актуально. Специалисты, занимающиеся изучением контингента детей в образовательных учреждениях, утверждают, что практически в каждой группе детского сада есть дети с ОВЗ. Что это такое, становится понятно после детального изучения особенностей современного ребёнка. В первую очередь, это дети, имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют успешному освоению ребёнком образовательной программы. Категория таких ребят достаточно разнообразная: в неё входят дети с нарушениями речи, слуха, зрения, патологиями опорно- двигательного аппарата, комплексными нарушениями интеллекта и психических функций. Кроме того, к ним относятся гиперактивные дети, дошкольники с выраженными эмоционально- волевыми нарушениями, фобиями и проблемами с социальной адаптацией. Перечень достаточно широкий, следовательно, и ответ на вопрос: «ОВЗ – что это такое? »- требует достаточно детального изучения всех современных отклонений от нормы в развитии ребенка. Особые малыши – кто они? Проблемы особенных детей, к ак правило, становятся заметны родителям и педагогам уже в дошкольном возрасте. Именно поэтому в современном дошкольном образовательном социуме всё большее распространение получает организация инклюзивного образования, т. е. включение детей с ОВЗ в социум. Как правило, дети нормально воспринимают не совсем здоровых сверстников, ведь малыши более толерантны, чем взрослые, поэтому в детском социуме практически всегда имеет место «общение без границ». При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение в первую очередь специалисты обращают внимание на степень выраженности отклонений. Если патологии развития выражены сильно, то помощь детям с ОВЗ становится приоритетной деятельностью соответствующих специалистов детского сада. В первую очередь, педагог- психолог планирует и проводит специальное изучение ребёнка, на основе результатов которого разрабатывается индивидуальная карта развития. В основу изучения малыша включаются такие направления, как индивидуальная беседа с родителями, изучение медицинской карты, обследование психического и физического развития ребёнка. К работе психолога подключаются специалисты определённого профиля, в зависимости от характера патологии. Воспитателя группы, которую посещает малыш с ограниченными возможностями здоровья, знакомят с полученными данными и индивидуальным образовательным маршрутом особого воспитанника. Адаптационный период для ребёнка, не имеющего патологий в развитии, как правило, протекает с осложнениями. Естественно, что дошкольники с ОВЗ привыкают к условиям детского социума намного сложнее и проблематичнее. Эти малыши привыкли к ежеминутной опеке родителей, постоянной помощи с их стороны. Вследствие отсутствия опыта полноценного общения с другими детьми, у становление социальных контактов со сверстниками проходит затруднительно Навыки продуктивных детских видов деятельности развиты у них недостаточно: аппликация, лепка, рисование и другие любимые дошкольниками занятия с особенными малышами проходят несколько медленнее и с затруднениями. Но все же, малышу будет комфортнее, если остальные дети, развивающиеся в норме, будут воспринимать его как равного, не замечая недостатков в развитии и не выставляя барьеров в общении. Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, обращают внимание на главную сложность- передачу особому ребёнку социального опыта. Сверстники, развивающиеся в норме, как правило, с лёгкостью принимают эти знания и умения от педагога, но к детям с выраженными патологиями в развитии нужен особый образовательный подход, ведь у них особые образовательные потребности. Индивидуальный образовательный маршрут этих д ошкольников включает в себя определение направления индивидуального подхода к малышу, дополнительные разделы, соответствующие особым образовательным потребностям. Она также включает в себя создание условий, возможности по расширению образовательного пространства для ребёнка за пределы образовательного учреждения, что особенно важно для детей с затруднениями в социализации. Самое главное условие реализации образовательной функции – это учёт особых образовательных потребностей ребёнка, обусловленных характером патологии и степенью её выраженности. Важная роль в достижении качества процесса воспитания, развития и социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья отводится семье. От того, насколько тесно налажено сотрудничество педагогов с родителями, напрямую зависит социализация и развитие ребенка. Родители детей с ОВЗ должны быть заинтересованы не только в усвоении ребенком основной или адаптированной образовательной программы, но и в установлении полноценного контакта ребёнка со сверстниками. Позитивный психологический настрой в полной мере будет способствовать достижению этих целей.