Конспект выступления, презентация на Педагогическом салоне . «Проектный метод, как средство приобщения старших дошкольников к художественной литературе»
Документы для скачивания
Вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня. |
Слайд 1 |
В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. |
Слайд 2
|
И одним из ожидаемых результатов реализации программы является увеличение доли населения, вовлеченного в эффективные мероприятия популяризации чтения. |
Слайд 3
|
В работе по данной проблеме мы используем парциальную программу Е.Ф. Купецковой «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе» и методическое пособие «День книги в детском саду» |
Слайд 4 |
- Кто же вводит дошкольника в мир книги? Конечно же, взрослый. Ребенок, не умеющий читать, полностью зависит от взрослого человека и не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы до тех пор, пока взрослые не введут его в этот мир, т. е. вводят ребенка-дошкольника в мир книг родители и педагоги детских садов. Значит, чтобы повысить авторитет книги нужно работать с воспитателями и родителями. |
Слайд 5 |
Следующий вопрос: - Какой метод по приобщению дошкольников к художественной литературе является наиболее эффективным? |
Слайд 6
|
Отвечая на этот вопрос, мы учитывали несколько факторов: - основные принципы приобщения детей к художественной литературе - естественная потребность детей старшего дошкольного возраста к поисковой деятельности - разнообразие приемов и форм работы по приобщению дошкольников к художественной литературе. Проанализировав факторы, повышающие интерес дошкольника к художественной литературе мы пришли к выводу, что все они укладываются в рамках проектного метода. |
Слайд 7 |
Проектный метод педагоги в практике с воспитанниками используют часто, но в приобщение детей к художественной литературе данный метод вызвал у педагогов затруднения. |
Слайд 8 |
Выявив трудности и запросы педагогов, я, как старший воспитатель, поставила цель реализовать содержание программы Е.Ф. Купецковой через проектный метод. Работа начиналась со знакомства с содержанием программы и методического пособия Е.Ф.Купецковой. |
Слайд 9
|
На следующем этапе был составлен перспективный план проектной деятельности на год. На экране вы видите план проектной деятельности за 2017-2018 уч. год. Названия проектов определили из программы «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»: по сказкам Корнея Ивановича Чуковского, по творчеству Валентины Александровны Осеевой и Сергея Владимировича Михалкова. Вы видите, что проекты разные по длительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; по видам: творческие, исследовательские, познавательные, еще мне захотелось, чтобы проекты были разными по форме организации, чтобы в одном проекте было задействовано несколько групп (межгрупповым проектом стал проект «Сказка за сказкой» в октябре. |
Слайд 10
|
Далее мы составляли схемы взаимодействия воспитателей, педагогов дополнительного образования и специалистов различных служб в процессе работы над проектом. |
Слайд 11 |
Затем подбирали методическую, справочную, энциклопедическую и художественную литературу по выбранной тематике проекта. |
Слайд 12 |
Составляли и обсуждали со всеми участниками проекта поэтапный план работы. |
Слайд 13 |
Консультирование и практические тренинги помогли педагогам постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменило их мировоззрение. |
Слайд 14
|
Сейчас педагоги не допускают шаблонных действий и находятся в постоянном творческом поиске. |
Слайд 15 |
Работа в данном направлении реализовывалась не только через обучение педагогов, но и через просветительскую работу с родителями. В ходе проектной деятельности развивались детско-родительские отношения. Ребенок был интересен родителям, поскольку он выдвигал различные идеи, открывал новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием. |
Слайд 16 |
В конце года подведены итоги и обобщен опыт работы внутри ДОО.
|
Слайд 17 |
В выборе проектов для перспективного плана нам помогли запросы родителей и пожелания детей, которые были выявлены при анкетировании: «Использование художественной литературы в семье», «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге», «Домашняя библиотека». |
Слайд 18 |
На экране вы видите формы и методы работы с детьми, которые мы использовали в рамках реализации проектного метода |
Слайд 19 |
А это формы работы с родителями. |
Слайд 20 |
Первым проектом стал исследовательский проект о книге, в котором дети вместе с бабушкой Книгой совершили путешествие в прошлое книги и узнали об истории её создания (идею выбора героев для путешествия мы позаимствовали в программе Елены Федоровны). В совместной деятельности познакомились из каких частей состоит книга и как создают современные книги.Во время экскурсии в библиотеку выяснили, где и как хранятся книги и получили знания о том, какие бывают книги |
Слайд 21 |
Совместно с родителями в группе были организованы выставки: «Умные книжки», «Книжки-малышки», «Моя любимая книга» |
Слайд 22 |
Итогом проекта стала презентация «Моя любимая книга». Успешно справиться с презентацией книги помог прием «Моделирование обложки», предложенный в методическом пособии Елены Федоровны. |
Слайд 23 |
Этот проект планировался как краткосрочный, но в процессе исследования возник подпроект «Книги Юбиляры». Дети с большим удовольствием изучали какие произведения стали юбилярами в этом году, сколько им исполнилось лет. Завершился подпроект выставкой-презентацией «Книжки-малышки». |
Слайд 24 |
Заметив интерес детей к театрализованной деятельности мы организовали творческий проект «Сказка за сказкой», так как народные сказки наиболее близки с самого детства. Проект стал межгрупповым (в нем участвовали дети средней, старшей и подготовительной группы). |
Слайд 25 |
В этом проекте максимально были задействованы родители: они стали участниками практикума «Домашний театр», |
Слайд 26 |
мастер-класса по изготовлению костюмов «Мастерим вместе», |
Слайд 27 |
театральной гостиной «Сказки для малышей», где они сами стали артистами . |
Слайд 28 |
В заключении проекта был организован «Фестиваль сказок», где свои сказки представили каждая группа- участница, |
Слайд 29,30,31 |
были сказки совместно с родителями, |
Слайд 32 |
а также сказка, где играли только взрослые артисты. |
Слайд 33 |
Следующие три проекта про которые я хотела бы рассказать «Сказки дедушки Корнея», «Путешествие по творчеству С. В. Михалкова», «Лучик добра» по творчеству В.А. Осеевой были познавательно-творческими, среднесрочными. |
Слайд 34 |
При организации проектов мы использовали разные приемы: так при осуществлении проекта по сказкам К.И.Чуковского в группу к детям пришла посылка с книгами из библиотеки, интерес к творчеству С.В. Михалкова помогла вызвать незаконченная постановка кукольного театра про Зайку-зазнайку. А проект «Лучик доброты» мы начали с метода «трёх вопросов». |
Слайд 35 |
Хорошей традицией группы во время проекта «Сказки дедушки Корнея» стала «Литературная гостиная», в которой дети знакомились с произведениями писателя и с удовольствием декламировали отрывки из сказок Чуковского. Во время проекта по творчеству С.В. Михалкова были организованы «Стихотворные минутки», |
Слайд 36 |
совместно с родителями создали иллюстративный каталог книг С.В. Михалкова, |
Слайд 37 |
а также в рамках проекта проходили встреча с интересными людьми: инспектором ГИБДД ( стих. «Дядя Стёпа милиционер» ), изготовление и показ малышам кукольного театра «Три поросенка». |
Слайд 38 |
Ценностью проекта «Лучик доброты» стали акция «Подари книгу» и «Копилка добрых дел», где за каждое доброе дело, поступок дети получали солнышки -благодарилки. |
Слайд 39 |
Театрализованные игры на протяжении всех проектов остаются любимым занятием: «Друзья в походе», «Волшебное слово», сценки по рассказам Осеевой, «Муха-Цокотуха», «Мини сценки по произведениям К.И. Чуковского» (Развлечение «Герои книг К.И.Чуковского в гостях у детей из программы Е.Ф. Купецковой) |
Слайд 40 |
Результатами проектов стали квест-игра «По следам сказок К.Чуковского» |
Слайд 41 |
и конкурс рисунков (проект «Сказки дедушки Корнея»), |
Слайд 42 |
викторина «Путешествие по творчеству С.В. Михалкова» (по сценарию из программы «Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе»), |
Слайд 43 |
лэпбук «Творчество В.А. Осеевой» |
Слайд 44 |
и викторина по творчеству писательницы- юбиляра, куда был приглашен журналист из городской газеты. |
Слайд 45 |
Был спланирован и долгосрочный проект «Зима в произведениях поэтов и писателей». В рамках этого проекта были разработаны познавательно- творческие подпроекты «Зимняя сказка», «Такая разная зима в творчестве поэтов» и исследовательский «Кто такая Снегурочка?». |
Слайд 46 |
В рамках этого проекта дети стали участниками и победителями IV городского творческого семейного конкурса «Новогодний сувенир» в номинации «Новогодняя сказка» в возрастной группе дошкольники, |
Слайд 47 |
музыкальной сказки «Новогоднее приключение трёх поросят». Итогом проекта стал поэтический вечер, где дети не только декламировали стихи поэтов о зиме, но и читали стихи собственного сочинения. |
Слайд 48 |
Для реализации проекта в группе был создан центр «Читающая семья». В этом центре два раза в месяц я размещала рекомендации для родителей по чтению детям определённых художественных произведений, входящих в перечень программы Е.Ф.Купецковой. |
Слайд 49 |
Далее родителям предлагалось вместе с детьми ответить на вопросы по прочитанным произведениям. Родители опускали ответы в специальный почтовый ящик. В конце месяца подводился итог - какая семья была самой активной. |
Слайд 50 |
В результате проведённой работы дети проявляют стремление к постоянному общению с книгой, испытывают удовольствие при слушании литературных произведений. |
Слайд 51 |
На этом наша работа не закончилась у нас много идей для воплощения дальнейших замыслов по работе в данном направлении. |
Слайд 52 |
Спасибо за внимание |
Слайд 53 |
Вопросы |
Слайд 54 |