Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
Документы для скачивания
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие слухового восприятия и обучение произношения» для слабослышащего дошкольника ________________________ разработана на основе:
- ФЗ № 273 от 29.12. 2012 г «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 03. 07. 2016г).
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования № 65/23-16 от 14.03.2000г. «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13;
- Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей КГБОУ «Минусинская школа-интернат».
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношения являются одной из важных организационных форм обучения слабослышащего дошкольника, позволяющие проводить специальную (коррекционную) работу по развитию восприятия и воспроизведения устной речи с учетом фактического состояния слухоречевого развития, индивидуальных особенностей ребёнка.
Целью программы является формирование и развитие у ______________________________ навыков восприятия (на слухозрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. Работа по развитию остаточного слуха и обучению произношению направлена, прежде всего, на овладение устной речью как средством общения.
Основные задачи по развитию слухового восприятия следующие:
формирование и совершенствование слуховой функции;
обогащение представлений о мире неречевых звуков;
обучение произношению – формирование у ребёнка внятной, членораздельной, естественной речи.
Развитие слухового восприятия и обучение произношения осуществляется на основе дифференцированного подхода к ребёнку с учётом его индивидуальных возможностей, характера и степени нарушения слуха, резервов развития слуховой функции, состояния восприятия и воспроизведения устной речи. Формирование речевого слуха и формирование произносительной стороны устной речи слабослышащего дошкольника тесно связаны между собой. Формирование устной речи происходит на слуховой и слухозрительной основе. В свою очередь, навыки восприятия речи на слух совершенствуются в процессе обучения произношения. Развитие слухового восприятия речи происходит при реализации слуховых резервов ребёнка. Обучение произношению строится на основе данных о состоянии произносительных навыков, полученных при обследовании.
Коррекционно-развивающая работа состоит из двух взаимосвязанных разделов: развитие слухового восприятия и обучение произношению. Время, отведенное на работу по этим разделам, распределяется равномерно в течение рабочей недели: половина времени отводится на работу по развитию слухового восприятия, половина времени – на работу по обучению произношения.
Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении дошкольника восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой на речевом материале: звукоподражания, отдельные слова, фразы. В случае необходимости они членятся на более мелкие элементы с обязательным последующим возвращением к целостному восприятию и воспроизведению слова, фразы.
В процессе работы над произносительной стороной речи реализуется аналитико-синтетический, концентрический, полисенсорный методы обучения произношению.
Обучение произношению проводится на речевом материале различной степени сложности с использованием разных видов речевой деятельности. Основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы, при этом работа ведётся над такими элементами речи, как слоги и фонемы. На занятиях используются основные способы постановки, автоматизации и дифференциации звуков на основе подражания (на слуховой, зрительной или слухозрительной основе) механический или смешанный способы.
Программный материал рассчитан на 2 часа в неделю, из них 1 час на развитие слухового восприятия и 1 час на обучение произношению.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
- реагирование на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука;
- различение на слух при выборе из 3—5 звучащих игрушек;
- различение на слух и воспроизведение громкости звучания;
- различение на слух и воспроизведение темпа звучания;
- различение на слух и воспроизведение слитных и прерывистых звучаний;
- различение на слух и воспроизведение количества звучаний в пределах трех;
- различение и опознавание на слух знакомых слов, словосочетаний и простых фраз;
- различение при выборе из 5—7 слов, словосочетаний;
- желание ребёнка к устному общению на уровне его произносительных возможностей;
- формирование навыка воспроизведения слова слитно, в естественном темпе, с соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии и звуко-слогового состава с учетом индивидуальных особенностей дошкольника
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Работа по развитию слухового восприятия проводится по четырем направлениям:
- выработка условно-двигательной реакции на звук;
- знакомство со звуками окружающего мира;
- обучение восприятию на слух неречевых с речевых сигналов;
- обучение восприятию на слух речевого материала.
Работа по обучению произношения включает в себя работу над речевым дыханием, голосом, словом, звуками и их сочетаниями.
Разделы программы |
1 полугодие |
2 полугодие |
Работа над речевым дыханием |
учить правильно пользоваться дыханием; учить произносить протяжно гласные звуки |
учить правильно пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы в 2 – 5 слогов |
Работа над голосом |
учить пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменять силу голоса в сопряженной и отраженной речи (на материале гласных звуков и слогосочетаний) |
совершенствовать умение пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменять силу голоса в сопряженной, отраженной и самостоятельной речи |
Работа над темпо-ритмической стороной речи |
учить произносить речевые единицы в разном темпе; формировать умение воспроизводить равноударные, двухсоставные и трехсоставные ритмы |
|
Слово |
формировать навык воспроизведения слова слитно, в естественном темпе, с соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии и звуко-слогового состава с учетом индивидуальных особенностей ребенка |
|
Фраза |
учить выделять логическое ударение в сопряженной с педагогом речи; обучать ребенка выражению вопросительной и восклицательной интонации в сопряженной и отраженной речи; |
|
Звуки и их сочетания |
воспроизводить в речи близко к норме 10 – 13 звуков и их сочетаний |