Проект "Здоровый дошкольник"
Документы для скачивания
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Педагогический коллектив нашего ДОУ давно занимается проблемой формирования валеологически культурной личности дошкольника, проявляющего интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. Проект «В здоровом теле- здоровый дух» помог создать радостное настроение в зимнюю каникулярную неделю, помог в пропаганде здорового образа жизни среди всех субъектов образовательного процесса, позволил проведение каникулярной недели, посвященной ЗОЖ стать традицией детского сада.
Основной целью проекта является:
Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни через традиции и ценности культуры в области здоровья.
Мы считаем, что главное помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье, быть нравственно и эмоционально отзывчивым.
Объектом проекта являются:
заинтересованность всех субъектов и каждого в активной популяризации здорового образа жизни.
Задачи:
1.Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни путем национальных, семейных и иных традиций в оздоровлении детей.
- Привитие навыков профилактики и личной гигиены детей.
3.Создание эмоционального настроя .
Для реализации проекта основной деятельностью должно быть:
Освоение и накопление знаний в сфере воспитания и развития детей у педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, углубление социально значимых представлений у детей.
Основные педагогические принципы:
1.Принцип культуросообразности – формирование здорового образа жизни должно основываться на ценностях и традициях национальной культуры, строиться в соответствии с ценностями и нормами, присущими в данной семье.
2.Принцип гуманистической ориентации – ребенок главная ценность, осознание ребенком социальной защищенности, уважительное отношение к нему.
3.Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка – требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на действиях и поступках.
- Принцип дифференциации – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Методы:
1.Наглядная пропаганда – сочетание различных видов наглядности, оформление тематических выставок, стендов.
- Консультирование родителей специалистами ДОУ (ст. медицинская сестра, старший воспитатель, логопед).
3.Организация досугов, посвященных здоровому образу жизни.
Условия, необходимые для реализации цели:
- Заинтересованность педагогов и родителей в реализации проекта.
- Эффективное взаимодействие между участниками проекта и руководителем.
3.Материально – финансовое обеспечение.
Для уверенности педагогов и родителей в полезности своего участия в реализации проекта были созданы мотивационные условия:
наличие системы вознаграждения за участие в реализации проекта.
Для обеспечения эффективности и целостности организации проекта мы выдвигаем ряд важнейших принципиальных требований.
Технологическая карта проекта.
В рамках работы ДОУ детям в течение шести дней необходимо каждый день находить по одной букве таинственного слова здоровье. Педагогу в группе необходимо было спланировать так свою работу с детьми, чтобы название деятельность с детьми в течение дня отражала данную букву.
День первый:
Задача педагогов состояла в дом, чтобы подготовить материалы различных видов деятельности работы с детьми, которые отражали букву «З»
Так в этот день были проведены комплексы утренней гимнастики «Зима», «Зимний лес», «Заячья зарядка». Беседа « Здоровые зубы», «Как растут зубы», «Как правильно чистить зубы».
Проведены соревнования «Кто быстрее задует мячик в ворота»
Чтение сказок «Про больные зубки», «Золотой гусь», «Золушка». Рисование «Зимние забавы», «Зимнее звездное небо», «Зима», «Зимующие птицы», аппликация «Как звери зимуют». Подвижная игра: «Затейники», дидактическая игра: «Золотая рыбка», «Найти, где спрятался звук «з».
Вечером в группе появилась буква «З», которую дети вместе с воспитателем сложили в папку.
День второй
В этот день наши воспитанники вспомнили «Правила дорожного движения», участвовали в «Дорожных стартах», повторили пословицы о доброте, стихи, песни о дружбе, узнали «Что такое девиз», понятие крылатого выражения, его суть, беседовали о «Дыхательной системе», «Как вести себя при встрече с дикими и домашними животными»
Чтение «Дикие лебеди», игры «Два Мороза», «Да – нет».
А вечером все на Дискотеку
Вечером в группе появилась буква «Д»
День третий
В этот день был проведены беседы « Детский организм»,
«Органы человека», «Осанка», «Отдых», «Один дома».
Опыты с водой и ее значение в жизни человека, чтение «Огниво», «Оле- Лукое», игры «Один – много», «Охотники и зайцы»,», «Найди звук «О» в группе», «Острый- тупой».
Детям детского сада была показана “зимняя” сказка «Зайка, Медвежонок и Снежный Барс спешат на Олимпиаду».
В старшей группе была проведена гимнастика для профилактики нарушений осанки
Вечером в группе дети обнаружили букву «О»
День четвертый
Дети были приглашены на развлечения «Рыцарский турнир», старшей группы- на развлечение во время прогулки «Забавы с клоуном Машей».
А также были проведены: беседа «Руки», чтение «Русалочка», игры «Ребусы», «Ручеек», «Радио».
Вечером в группе дети обнаружили букву «Р»
День пятый
Этот день был связан с буквой «В», а это веселье.
Всех детей приглашает Веселая Коляда.
В этот день дети беседовали на темы «Волосы», «Время года», слушали сказку Г.Х Андерсена «Воротничок», играли в игры «Волк во рву», провели викторину «Узнай сказку»
Изготовили «Веселые маски», устроили волшебные гадания . Вечером в каждой группе дети обнаружили букву «В»
День шестой
Этот день был связан с полезной и вкусной едой.
Проведена беседа «Как ты ешь», прочитана книга «Книга о вкусной и здоровой пище людоеда», « Правила приема пищи». Были составлены любимые рецепты салатов детей подготовительной группы, проведена викторина «Ешь на здоровье», вспомнили пословицы и поговорки о хлебе, о правилах поведения за столом, о еде, загадки о продуктах питания, лепили полезную еду.
Проведена дегустация приготовленных блюд.
После появления последней буквы слова Здоровье все воспитанники были приглашены в зал. Каждому желающему была представлена возможность высказаться, как сохранить своё здоровье, здоровье близких людей. Все дети были награждены вкусными и полезными овощами и фруктами.
Новизна и значимость проекта
1.Ставиться цель: Формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, через традиции и ценности культуры в области здоровья.
- Отвечает основным принципам: культуросообразности, гуманистической ориентации, опоры на эмоционально - чувственную сферу ребенка, дифференциации.
- Опирается на системно – деятельный подход к участникам образовательного процесса.
Данный проект предполагает определенные риски:
- Отсутствие интереса к проекту педагогов и родителей.
- Проблемы со здоровьем участников проекта.
Предполагаемые результаты:
- Каждый педагог, родитель, ребенок - активный участник проекта в силу своих возможностей.
- Каждый участник проявляет инициативу.
- Ребёнок приобретает новые знания, повышает свой уровень, компетенцию детей.
- Проведение каникулярной недели, посвященной здоровому образу жизни становится традицией детского сада.
Выводы
Этот проект позволяет:
- Сравнить эффективность различных форм работы с детьми.
- Оценить качество педагогической работы по формированию здорового образа жизни воспитанников ДОУ.
- Сделать качественный анализ текущих, конечных результатов реализации проекта.
- Создавать новые проекты, здоровьесберегающей направленности.