Дополнительная общеразвивающая программа "Умелые ручки" для детей 3 - 4 лет
Документы для скачивания
1.Пояснительная записка
Данная программа направлена на овладение младшими дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с разным материалом.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. В.А.Сухомлинский писал, что «источники творческих способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев».
Цель программы - создание условий для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
- Формировать умение детей выполнять нетрадиционные виды аппликаций: из салфеток, ватных дисков, ниток, из полосок цветной бумаги, аппликаций с элементами оригами, аппликаций методом обрывания бумаги, из засушенных листьев, а также умение конструировать из тонированной бумаги и бросового материала, изготавливать оригинальные изделия из пластилина и соленого теста.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, а также внимание, память, мышление, воображение, речь, творческие способности.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе.
В реализации программы участвуют дети от 3 до 4 лет.
Срок реализации программы – 1 учебный год, 36 занятий.
Занятия проводятся в групповой форме: 1 раз в неделю в течение учебного года с сентября по май во вторую половину дня. Длительность занятия составляет 15 минут.
В ходе реализации программы воспитанники научатся изготавливать поделки в технике «аппликация» из разных материалов, лепить из пластилина, теста, пользоваться клеем, салфеткой, правильно держать кисть, карандаш.
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах: организация ежемесячных, тематических выставок детских работ.
- Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Пластилинография |
5 |
2 |
Аппликация из ватных дисков |
4 |
3 |
Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами |
3 |
4 |
Аппликация из салфеток |
6 |
5 |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
6 |
6 |
Аппликация из ниток, пряжи |
2 |
7 |
Аппликация методом обрывания бумаги |
2 |
8 |
Аппликация из засушенных листьев |
1 |
9 |
Конструирование из тонированной бумаги |
3 |
10 |
Конструирование из бросового материала |
1 |
11 |
Тестопластика |
3 |
Всего |
36 |
- Содержание дополнительной общеразвивающей программы
№ п/п |
Тема |
Техника исполнения |
Задачи |
||
Сентябрь |
|||||
1 |
«Грибочек» |
Пластилинография |
Формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать эстетический вкус. |
||
2 |
«Кленовый лист» |
Пластилинография |
Продолжать формировать навыки работы в нетрадиционной технике исполнения – пластилинографии. Развивать эстетические чувства. Воспитывать аккуратность |
||
3 |
«Яблоко румяное» |
Пластилинография |
Продолжать формировать навыки работы в технике пластилинографии. Развивать чувство цвета. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
4 |
«Подсолнух» |
Пластилинография |
Формировать умение закреплять кусочки пластилина на картоне способом расплющивания, закреплять семена подсолнечника на основе из пластилина.
|
||
Октябрь |
|||||
1 |
«Дождик, дождик кап-кап-кап…»
2.
|
Пластилинография |
Формировать умение детей отрывать от большого куска маленькие комочки пластилина, катать их между пальцами, затем аккуратно приклеивать на готовую форму. Создавать изображение дождя, передавая его характер (мелкий, капельками, сильный ливень). Использовать для этого точку (приклеить шарик) и линию (размазать пластилин) как средство выразительности. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность. |
||
2 |
«Волшебный комочек» |
Тестопластика |
Познакомить с лепкой из соленого теста, с его особенностями (соленое, мягкое). Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. |
||
3 |
«Улитка» |
Тестопластика |
Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Упражнять в умении раскатывать столбик. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. Воспитывать интерес к лепке из соленого теста. |
||
4 |
«Цыплята на лужайке» |
Аппликация из ватных дисков |
Формировать умение делать аппликацию, используя ватные диски; учить создавать сюжетную композицию. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику. Воспитывать доброе отношение к природе. |
||
Ноябрь |
|||||
1 |
«Красивая картинка»
|
Аппликация из сухих листьев |
Познакомить детей с новым для них видом творчества - аппликацией из сухих листьев. Учить составлять композицию из готовых элементов листиков и цветков: выбирать их по своему желанию и размещать на листе бумаги. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе. |
||
2 |
«Котенок» |
Аппликация из ниток |
Познакомить детей с новым методом аппликации – вклеивания силуэта мелко нарезанными нитками, передавать эффект «пушистой шерсти». Закреплять умение обводить трафарет. Развивать мелкую моторику рук. |
||
3 |
«Ветка рябины» |
Аппликация из салфеток |
Вызвать у детей радостное настроение от наступившей осени. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать интерес к живой природе, умение видеть её красоту и отображать это в своей работе. |
||
4 |
«Осеннее дерево»
|
Аппликация методом обрывания бумаги |
Формировать умение детей разрывать бумагу на мелкие кусочки и наклеивать их на лист бумаги. Развивать чувство цвета и композиции; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе. |
||
Декабрь |
|||||
1 |
«Первый снег»
|
Аппликация из салфеток. |
Формировать умение детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, пространственные представления. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе. |
||
2 |
«Угощение для зверят»
|
Тестопластика |
Формировать умение детей выдавливать (вырезать) из теста фигурки формочками для выпечки. Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику. Воспитывать добрые чувства. |
||
3 |
«Снежинка» |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги – снежинку. Развивать внимание, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
4 |
Елочка с игрушками |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги – ёлочку, украшать её игрушками (кружочками цветной бумаги) по своему усмотрению. Развивать внимание, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
Январь |
|||||
1 |
«Дед Мороз»
|
Аппликация из ватных дисков |
Продолжать формировать умение делать аппликацию, используя ватные диски. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
2 |
«Снеговик» |
Аппликация из ватных дисков |
Продолжать формировать умение выполнять сюжетную аппликацию, используя ватные диски. Развивать фантазию, воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
3 |
«Лебедь»
|
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги – лебедя. Развивать внимание, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
4 |
«Зайчик»
|
Конструирование из тонированной бумаги |
Формировать умение детей преобразовывать плоский лист бумаги в объемную поделку, приклеивать к ней недостающие детали, дорисовывать поделку. Развивать внимание, творчество, воображение, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
Февраль |
|||||
1 |
«Овечка»
|
Аппликация из салфеток |
Формировать умение детей аккуратно отрывать небольшие кусочки салфетки, аккуратно наклеивать на нарисованный фон. Развивать фантазию, творчество, пространственные представления, мелкую моторику. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе. |
||
2 |
«Самолетик» |
Конструирование из бросового материала |
Формировать умение конструировать самолет из «киндер – сюрпризов», пользоваться клеем, бумагой. Развивать у детей творчество, мелкую моторику пальцев рук. |
||
3 |
«Цыпленок» |
Аппликация из ватных дисков |
Продолжать формировать умение выполнять сюжетную аппликацию, используя ватные диски. Развивать фантазию, творчество, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. |
||
4 |
«Медвежонок» |
Конструирование из тонированной бумаги |
Формировать умение детей преобразовывать плоский лист бумаги в объемную поделку, приклеивать к ней недостающие детали, дорисовывать поделку. Развивать внимание, творчество, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе. |
||
Март |
|||||
1 |
«Мимоза» |
Аппликация из салфеток |
Вызывать интерес к созданию выразительного образа пушистой веточки мимозы. Формировать умение скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки. Развивать у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать художественный вкус. |
||
2 |
«Солнышко» |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги – солнышко. Развивать внимание, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
3 |
«Букет из ладошки» |
Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами |
Формировать умение детей обводить свою ладошку, составлять букет из получившегося стебля и цветов, аккуратно наклеивая их на основу, показать детям, как можно согнуть лепестки для придания объема цветам. Развивать чувство ритма, воображение, творчество, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать аккуратность. |
||
4 |
«Цветы в вазе» |
Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами |
Формировать умение детей складывать круг пополам и составлять из получившихся лепестков цветок, предварительно намазав лепестки клеем. Развивать воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
Апрель |
|||||
1 |
«Рыбка» |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги – рыбку. Развивать внимание, творчество, чувство ритма, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
2 |
«Петушок» |
Аппликация из полосок цветной бумаги |
Продолжать формировать умение детей выполнять объёмную аппликацию из полосок цветной бумаги. Развивать внимание, творчество, мелкую моторику рук. Воспитывать эстетические чувства. |
||
3 |
«Пасхальное яйцо» |
Аппликация методом обрывания бумаги |
Познакомить детей с символом Пасхи - яйцом; показать способы оформления пасхального яйца. Закреплять умение отрывать маленькие кусочки от бумаги и наклеивать их на шаблон. Развивать восприятие, фантазию, чувство композиции, умение удачно сочетать цвета. Воспитывать аккуратность в работе. |
||
4 |
«Любимая мягкая игрушка»
|
Аппликация из пряжи |
Формировать умение приклеивать пряжу на готовое изображение игрушки. Развивать координацию движений, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать аккуратность. |
||
Май |
|||||
1 |
«Солнышко лучистое» |
Аппликация из салфеток |
Продолжать формировать умение скатывать мелкие шарики из кусочков салфетки и наклеивать их на готовый контур. Развивать у детей чувство цвета и формы, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать художественный вкус. |
||
2 |
«Божья коровка» |
Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами |
Продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации, правильно использовать кисть и клей, салфетку, учить складывать круг пополам, располагать детали в определенном порядке. Развивать композиционные умения. |
||
3 |
«Бабочка» |
Аппликация из салфеток |
Формировать умение детей выполнять предметную аппликацию используя салфетки, умение располагать комочки по силуэту. |
||
4 |
«Гусеница» |
Конструирование из тонированной бумаги |
Вызвать желание мастерить. Продолжать формировать умение складывать бумажные круги пополам. Совершенствовать умение пользоваться клеем. Воспитывать аккуратность в работе, бережное отношение к материалам. |
||
Итоговая выставка работ |
|||||
- Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
В ходе реализации программы дети знакомятся со следующими видами аппликации и конструирования:
- Пластилинография
- Аппликация из ватных дисков
- Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами
- Аппликация из салфеток
- Аппликация из полосок цветной бумаги
- Аппликация из ниток, пряжи
- Аппликация методом обрывания бумаги
- Аппликация из засушенных листьев
- Конструирование из тонированной бумаги
- Конструирование из бросового материала
- Тестопластика
Пластилинография
Материалы: пластилин, основа (картон), доска для лепки, влажная салфетка.
Способ получения изделия: от брусочков пластилина следует отделить кусочки небольшого размера и, в соответствии с задумкой, нанести на основу. Затем размазать пластилин, не выходя за контур изображения.
Аппликация из ватных дисков
Материалы: основа (картон), ватные диски, цветная бумага, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Способ получения изделия: нанести клей на ватные диски и приклеить их на основу. Дополнить изображение необходимыми деталями из цветной бумаги.
Аппликация из цветной бумаги с элементами оригами
Материалы: цветная бумага, цветной картон для основы, клей, кисточка, салфетка, клеенка.
Способ получения изделия: круги или овалы (лепестки цветов, крылья божьей коровки) сложить вдоль пополам, нанести клей на детали, наклеить их на основу, расположив в соответствии с образцом, лишний клей удалить с помощью салфетки.
Аппликация из салфеток
Материалы: салфетки разных цветов, карандаш, основа (картон), клей, кисточка, салфетка.
Способ получения изделия: взрослый наносит карандашом изображение на основу, ребёнок отрывает небольшие кусочки от салфетки, делает из них комочки, окунает их в клей и приклеивает к основе, не выходя за контур изображения. Лишний клей удаляется салфеткой.
Аппликация из полосок цветной бумаги
Материалы: картон для основы (если нужно), цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, салфетка.
Способ получения изделия: При помощи линейки и простого карандаша начертить полосы на изнаночной стороне листа (длина полос - 10 см, ширина - 1 см). Разрезать полосы по намеченным линиям. Соединить концы полосок клеем, чтобы получилась петля, затем приклеить их к основе.
Аппликация из ниток или пряжи
Материалы: основа (картон), нарезанные нитки, трафарет, клей, кисточка, салфетка.
Способ получения изделия: контур изображения необходимо обвести клеем «ПВА» и выделить с помощью черной или темно-коричневой нити.
Чтобы нитки лучше держались, картинку необходимо намазать толстым слоем «ПВА». Заполнить изображение нарезанными ниточками. После этого ненужные кусочки ниточек стряхнуть.
Аппликация методом обрывания бумаги
Материалы: цветная бумага, клей, кисточка, основа (картон), салфетка.
Способ получения изделия: из коричневой бумаги вырезать и наклеить на картонную основу ствол с ветками. От бумаги красного, жёлтого, оранжевого цветов отрывать маленькие кусочки, смазывать их клеем и распологать в произвольном порядке на ветках дерева. Лишний клей удалить салфеткой.
Аппликация из засушенных листьев
Материалы: основа (картон), засушенные листья, клей, кисточка, салфетка.
Способ создания изделия: ребёнок смазывает клеем засушенные листочки и приклеивает их на основу в соответствии с образцом или по собственному замыслу. Лишний клей удаляется салфеткой.
Конструирование из тонированной бумаги
Материалы: тонированная бумага, ножницы, карандаш, клей, кисть, салфетка, фломастеры.
Способ создания поделки: на сложенном пополам листе картона вырезается круг и большое кольцо — голова и тело зверька. Далее голова приклеивается к туловищу, детали раскрашиваются пятнами, полосками и т.д. (в зависимости от вида животного), на круге рисуется мордочка.
Конструирование из бросового материала
Материалы: цветная бумага, картон, яйцо из под «киндер-сюрприза», линейка, карандаш, клей.
Способ создания поделки: из цветной бумаги вырезать два крыла длиной 12 см, шириной - 2.5см, из картона - пропеллер длиной 6 см, шириной - 2 см. Приклеивается сначала пропеллер, потом - с двух сторон крылья.
Тестопластика
Материалы: солёное тесто, стек для лепки, доска для лепки, клеёнка, кисти.
Способ создания поделки: замешивается тесто из 2 ст. муки, 1 ст. мелкой соли и неполного стакана воды. По желанию можно добавить гуашь. Готовое тесто раскатывается в пласт толщиной около 0,5 см и формочкой выдавливаются фигурки. В качестве формочки можно взять пластиковый стаканчик или специальные формы для печенья.
В ходе реализации программы педагог использует следующие методы и приемы:
- эмоциональный настрой: использование музыкальных произведений;
- практические: упражнения, моделирование, в процессе которого создается обобщенный образ предмета или явления;
- игровой метод: дети включаются в воображаемую ситуацию, соревнуются между собой или подражают другим, одновременно развлекаясь и обучаясь;
- словесные: рассказы, беседы, художественное слово, объяснение, пояснение;
- наглядные: наблюдения, рассматривание (использование натуры, образца и других наглядных пособий, рассматривание отдельных предметов), показ образца, показ способов выполнения, анализ детских работ.
Все методы используются в комплексе.
- Список использованной литературы
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273- ФЗ.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию
и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей". - Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - Самара: Издательский дом «Федоров» , 2009. – 416 с.
- Давыдова, Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн / Г.Н. Давыдова. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2017. - 80 с.
- Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. – 224 с.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. - М.: Владос, 2008. - 255 с.
- Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева.- М.: Просвещение, 1992. – 208
- И.М.Петрова Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009
- И.М.Петрова Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. Санкт – Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2009
- Лыкова И. А., Шипунова В. А. «Вкусная лепка для детей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2014г.
- Макарова М.К. Фигурки из соленого теста.- Харьков 2015г