a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Содержание выступления на мастер-классе по использованию мини-робота.

Автор: Рязанова Надежда Алексеевна Опубликовано: 2019-11-06 07:11:25

Документы для скачивания

Компьютерные информационные технологии все увереннее проникают в различные сферы жизнедеятельности человека. Воспитание и образование детей сегодня невозможно представить без использования технических и компьютерных средств. В настоящее время компьютер — это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективности образовательного процесса.

Чем раньше ребенок станет осваивать основы работы в информационной среде, тем проще ему освоить все тонкости и премудрости информационных средств, что в ряде случаев становится основой успешности человека. Для маленьких детей лучшее средство познания и обучения – игра. Именно она способна превратить  не всегда лёгкий процесс обучения детей в динамичное, увлекательное действо.

- Сегодня я познакомлю вас с  возможностями использования мини-робота Bee-bot  для формирования у дошкольников основ начального программирования и покажу некоторые приемы работы с ним. 

«Жила – была пчелка. Звали ее Полосатик. Она жила в улье, вместе со своими сестрами. Полосатик вместе с другими пчелами собирала нектар с цветов, но у нее всегда было желание исследовать огромный мир за пределами улья, и однажды она решилась и улетела из своего домика. Во время своего путешествия Полосатик, увидела и узнала много интересного, завела дружбу с другими насекомыми и вместе с ними преодолела различные опасности. Например, она даже попала в плен к шершням, главным врагам пчел. А сегодня пчелка Полосатик прилетела в гости к нам. Познакомимся с ней поближе».

Программируемый напольный робот «Умная пчела» используется с детьми  3-7 лет. Он прост в управлении и имеет дружелюбный дизайн, свободно перемещается в пространстве, не зависит от источника питания и безопасен  с точки зрения здоровья детей.

На спинке и брюшке «пчелы» расположены элементы управления роботом. Стрелками показаны направления движения робота: вперед, назад, поворот направо на 90 градусов, поворот налево на 90 градусов, пауза, продолжительностью 1 секунда, кнопка очистки памяти и запуска программы. На «брюшке пчелы» находятся кнопки: «гнездо для зарядки (USB)», «ОТКЛ. / ВКЛ.», «Электропитание» и «Звук» робот издает звуковые и световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая игру ярче.

Как же следует использовать ее в работе с детьми дошкольного возраста?

Воспитатель в начале должен  сам освоить игру с роботом. Предлагая поиграть ребенку, взрослый в этот момент помогает малышу, а не делает вместе с ним ошибки. Когда первый шаг сделан, взрослый освоил все хитрости и премудрости, предлагаем «пчелку» ребенку.

«Умная пчела» может использоваться как в индивидуальной, так и групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельная игра.
Дошкольники играют с игрушкой-роботом первоначально под руководством взрослого. А затем, когда они освоят приемы управления роботом, игра может принимать самостоятельный характер. В этом случае воспитатель только наблюдает и при необходимости корректирует ход игры.

Место организации игры является важной составляющей ее эффективности. С «Умной пчелой» можно играть в помещении, и на улице, например, на участке детского сада в теплое время года. Но следует помнить об условии ровной поверхности.

Если у малыша не получилось с первого раза точно выполнить задание, дайте ему еще один шанс исправить свои ошибки. Помогите ему спланировать маршрут.

Работа с «Умной  пчелой» учит детей структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает массу возможностей для изучения причинно-следственных связей. Дети учатся составлять алгоритмы. Процесс программирования, даже самый элементарный, предполагает проведение логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, формирует логическое мышление.

По сравнению с традиционными формами обучения мини-робот обладает рядом преимуществ – предъявление информации в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движение, звук надолго привлекают внимание ребенка; робот несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении являются стимулом познавательной активности детей; позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни. Решая несложные развивающие игровые задания, дети радуются своим результатам и достижениям. А хорошее настроение – это залог успешного развития!

 

Для тех, кто освоил простейшие действия с роботом, предлагаются тематические коврики. Коврики делают игры с «Умной  пчелой» сложнее и разнообразнее.

Показ практических действий

Коврик «Ферма» знакомит детей с жизнью на ферме, разными видами животных и сельскохозяйственных культур.

Тематический коврик «Цвета и формы» знакомит детей с геометрическими формами, цветом, размером и положением на плоскости. Позволяет в увлекательной игровой форме повторять основные признаки геометрических объектов. Коврик разделен на 16 квадратных сектора размером 15х15см, с геометрическими фигурами (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник) 4 основных цветов (красный, зеленый, желтый, синий) и 2 размеров.  

Каждый коврик предназначен для контроля прохождения роботом «Умная пчела» заданных точек на карте. Коврики выполнены из винила и ПВХ, что обеспечивает использование его даже на улице, а также имеют различный дизайн:

Составляя план действий для робота, ребенку необходимо просчитать количество «шагов» на плоскости.
Этот процесс связан с пониманием и активным употреблением дошкольником словесных обозначений пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления (понятия «вперед», «назад», «направо» или «налево» «посередине» и «между»).

Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что позволяет создавать сложные алгоритмы. Когда программа действий задана, нажмите кнопку «Запустить программу». После того, как робот выполнит поставленные ему задачи, нажмите кнопку «Очистить память», в противном случае игруш­ка будет повторять ранее заданную программу.

Робот может «переодеваться». Для этого предлагаются украшения-шлемы, позволяющие использовать разнообразные сюжеты во время игры.

Использование различных тематических ковриков позволяет ребенку расширить и систематизировать ранее полученные знания по темам игры.

Можно «поселить» на плоскости несколько роботов и сделать так, что каждый из них будет «жить своей жизнью». На одном коврике могут размещаться до 4 роботов. В этом случае в игре могут принимать участие несколько детей. Для того чтобы игра состоялась, малышам придется взаимодействовать друг с другом, договариваться и решать совместно игровые задачи. Все это будет способствовать развитию коммуникативных навыков детей, созданию дружеских взаимоотношений в группе.

Качество использования мини-робота должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело не развлекательный, а развивающий эффект. Поэтому мини-роботов целесообразно использовать в комплексе с традиционными формами обучения, стандартным наглядным материалом, реальными объектами, которые стимулируют полноценное развитие дошкольников. Даже непродолжительное их применение позволяет мотивировать детей.

Дети могут совершенствовать игры, показанные взрослым, а могут самостоятельно придумывать разнообразные «бродилки», задания друг для друга.

Практика

Для использования мини-робота «Умная пчела» можно организовывать различные игры на логическое мышление, математические действия, обучение чтению:

  • «Собери слово»;
  • «Прямой, обратный счет»;
  • «Соседи числа»;
  • «Дорожные знаки» (запрещающие, предупреждающие и т.д.);
  • «Собери фигуры с тремя углами» и т.д.;
  • «С какого дерева лист»;
  • «Кто, где живет»
  • «Волшебные звуки»;
  • «Волшебные слоги» и многое другое.
  • «Составь натюрморт».

 

Помогает в решении задач:

  • Развитие логического мышления у дошкольников;
  • Развитие умения составлять алгоритмы;
  • Развитие пространственной ориентации дошкольников;
  • Закрепление счетных навыков;
  • Освоение правил дорожного движения;
  • Формирование речи детей;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Развитие коммуникативных навыков детей, создание дружеских взаимоотношений в группе.

 

Оставить комментарий: