НОД по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе
Документы для скачивания
Цель: совершенствовать способы создания знакомого образа (синички) посредством пластилина на горизонтальной плоскости.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять ранее освоеннные приемы пластилинографии: придавливание, примазывание, разглаживание, скатывание;
- продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – портретом;
- обобщать и систематизировать знания детей о зимующих и перелетных птицах.
Развивающие:
- развивать умение детей самостоятельно выбирать способы выполнения работы;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, диалогическую речь;
- развивать навыки общения и взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками;
- способствовать развитию познавательного интереса к народным праздникам, к миру птиц.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, умения позитивно оценивать работы сверстников.
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Виды деятельности детей: игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке, за их поведением возле кормушки.
- Беседы «Зимующие и перелетные», «Синичкин день».
- Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, уточнение внешнего строения птиц.
- Составление описательных рассказов о птицах, разгадывание загадок.
- Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Узнай птицу по описанию», настольно-печатная игра «Наши соседи».
- Чтение произведений художественной литературы: В. Бианки «Лесные домишки», М. Пришвин «Журка», «Лесной доктор», Н. Сладков «Синичкина кладовая», В. Жуковский «Жаворонок», С. Есенин «Воробышки», А. Барто «Ворона», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
Материалы:
- «волшебное» колечко с запиской;
- предметные картинки с изображением птиц: соловей, грач, ласточка, скворец, дрозд, кукушка, дятел, снегирь, сорока, синица, голубь, воробей;
- маски Солнышка и Снежинки;
- mp 3 запись «Пение синицы», магнитофон;
- 3 портрета синицы, выполненных разными способами пластилинографии;
- пластилин;
- картон с контурным изображением синицы;
- стеки и доски для лепки по количеству детей;
- влажные салфетки;
- корзинка с печеными орешками.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель приветствует вошедших в группу детей:
- Доброе утро, мои милые друзья.
Всех вас рада видеть я!
Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей!
Давайте поприветствуем их поскорей.
Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что это на ковре блестит? (Дети поднимают кольцо). Откуда же оно у нас взялось? Может, кто – то из гостей его потерял? Посмотрите, в кольцо бумажка вставлена. Сейчас я посмотрю, что в ней написано. Читает: «Если веришь в чудеса, повторяй волшебные слова» Ой, ребята, а колечко это не простое, а волшебное! А вы верите в чудеса? Садитесь на стульчики, закрывайте глаза, а я буду повторять волшебные слова:
«Ты катись-катись колечко
На осеннее крылечко
И с осеннего крылечка
Молви чудное словечко» (Звучит фонограмма «Пение синицы»).
Воспитатель: - Это что за чудеса, что за чудо голоса? (Ответы детей) А вы знаете как называется эта птица? (Дети высказывают свои предположения).
Воспитатель: - Давайте с вами опять обратимся к колечку. Вы запомнили волшебные слова? Закрывайте скорее глаза и повторяйте их вместе со мной:
«Ты катись-катись колечко
На осеннее крылечко
А с осеннего крыльца
Покажи нам чудеса!» (По окончании слов в группу влетает девочка – синичка)
Основная часть.
Синичка: - Здравствуйте, детишки и присутствующие здесь взрослые!
Я – маленькая птичка, ростом невеличка,
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Черненькая шапочка и полоска шарфика.
Вы догадались кто я? (ответы детей)
Синичка: - Правильно, я – синичка, птичка – невеличка, но свой праздник знаю! И называется он Синичкин день! Ребята, а вы слышали о нем? (Да)
Воспитатель: - Ребята, расскажите нашей гостье о ее любимом празднике (Ответы детей: Этот праздник отмечается с давних пор на Руси 12 ноября. В этот день люди готовятся к встрече зимующих птиц. Они мастерят и вывешивают кормушки, готовят для птиц угощение, читают о птицах стихи и играют в игры. В случае затруднения воспитатель стимулирует ответы детей наводящими вопросами)
Синичка: Я тоже хочу с вами поиграть!
Воспитатель: Ребята, во что бы нам с Синичкой поиграть? (ответы детей) Может нам научить нашу гостью играть в игру «Передай другому»? Приглашаю всех к столу (Дети становятся вокруг стола).
Воспитатель: - Кто может гостье рассказать, как в игру играть? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Играющий берет со стола карточку изображением вниз, передает ее соседу справа. Тот, кому дали карточку переворачивает ее, называет изображенную на ней картинку и кладет на стол перед собой. Потом он берет другую карточку и передает ее соседу справа и игра продолжается.»)
Синичка: - Ребятки, какие вы молодцы! Вы правильно назвали моих пернатых друзей.
Воспитатель: - Синичка, да ты послушай, как ребята умеют на мои вопросы быстро отвечать:
- Птиц называют «пернатыми», потому что туловище птицы покрыто… (перьями).
- Птицы, которые улетают осенью на юг, называются … (перелетные).
- Осенью птицы улетают на юг, потому что… (боятся холода и голода).
- Птицы, которые не улетают осенью на юг и птицы, прилетающие к нам зимой с севера называются … (зимующие).
- Люди подкармливают птиц зимой, чтобы они … (не погибли от холода и голода).
- Воробей, сорока, снегирь, синица – это … (зимующие птицы).
- Ласточка, грач, скворец, соловей – это … (перелетные птицы).
Воспитатель: - Синичка, тебе понравились ответы детей?
Синичка: - Да, ребята просто класс! Мне так нравится у вас! Я хочу вам предложить поиграть в мою любимую игру «Зимующие и перелетные». Кто хочет быть Солнышком и Снежинкой? (Воспитатель предлагает выбранным детям надеть маски Солнышка и Снежинки, а всем другим детям взять картинки с изображением птиц.)
Воспитатель: - Ребята, мы же с вами в эту игру тоже играли. Кто помнит правила игры? (Один из детей рассказывает правила игры, а в случае затруднения другие дети ему помогают: «Во время звучания музыки Солнышко, Снежинка и птицы бегают врассыпную по группе, не наталкиваясь друг на друга. Когда музыка перестает звучать, Солнышко и Снежинка останавливаются на месте, а птицы – собираются в стаи: зимующие около Снежинки, а перелетные около Солнышка. Затем каждая стая проверяет, нет ли чужих.»)
Воспитатель: - Друзья, как славно вы играли! Зимующих и перелетных птиц вы правильно назвали! А теперь я предлагаю вам на стульчики сесть и немного отдохнуть.
Воспитатель: - Ребята, понравилась вам сегодняшняя встреча с Синичкой? Тогда я предлагаю вам на память об этой встрече нарисовать ее портрет. Вы согласны? Что такое портрет?
Воспитатель: Правильно, портрет – это изображение кого - то на картине или фотографии. Рисовать мы сегодня будем не красками, а пластилином. Но почему – то наша гостья загрустила? Что случилось, Синичка?
Синичка: - Я не умею рисовать пластилином.
Воспитатель: - Не грусти. Ребята тебя сейчас научат!
Воспитатель предлагает детям рассмотреть 3 портрета синички, выполненных разными способами пластилинографии (с использованием «мазка», «шариков», «жгутиков») и обсудить методику выполнения каждого из них. После этого воспитатель спрашивает у каждого ребенка каким способом он хотел бы выполнить свою работу и предлагает занять места за соответствующим столом (Дети делятся на группы в соответствии с выбранным способом выполнения работы).
Воспитатель: - Ребята, какие правила работы с пластилином вы знаете? (Ответы детей:
- Во время работы надо следить, чтобы пластилин не падал на пол.
- Нельзя брать пластилин в рот.
- Для работы от целого куска пластилина необходимо отрезать стеком небольшой кусочек.
- В ходе работы необходимо вытирать руки от прилипшего пластилина влажной салфеткой.
- На рабочем месте и в коробке с пластилином поддерживать чистоту и порядок.
- После окончания работы надо очистить доску и стеку от пластилина, привести рабочее место в порядок, вытереть руки салфеткой.
Воспитатель: - Прежде, чем работу начать, надо пальчики размять.
Пальчиковая гимнастика «Птичка».
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку.
Птичка зернышки клюет,
Деткам песенку поет:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Ждут синичку пять птенцов —
Голосистых молодцов.
Детки в гнездышке сидят
И, конечно, есть хотят.
Воспитатель: Теперь можно и к работе приступать.
Практическая часть.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям свободу в творчестве, оказывая индивидуальную помощь.
Заключительная часть.
По окончании работы педагог предлагает детям разместить работы ребят на одном столе и посмотреть, что же получилось.
Воспитатель: - Ребята, какие замечательные работы получились у вас! Какая синичка понравилась больше всех? Почему? Что вам сегодня понравилось больше всего? Что для вас было трудным? Вы все сегодня молодцы! Синичка, а ты, что молчишь?
Синичка: - Да, да! Работы очень хороши! Я вижу, что все старались от души!
Поэтому, мои друзья, я орешки вам из леса принесла (отдает корзинку с печеными орешками воспитателю, дети благодарят Синичку). До свидания, друзья, ждет меня моя семья! (Синичка забирает свою поделку и улетает.)
Воспитатель: - Ребята, а вам с гостями надо попрощаться, к друзьям своим поспешить и орешками их угостить.