"Слово. Предложение"
Документы для скачивания
Цели: актуализировать знания детей о слове и предложении.
Задачи: Дифференцировать понятия «предложение» от набора слов,
учить детей подсчитывать количество слов в предложении, определять их последовательность; дополнять, а затем и сокращать предложение.
Развивать слуховое внимание, слуховую память, логическое мышление(загадки), творческое воображение, быстроту реакции, умение анализировать
Воспитывать интерес, любознательность, желание учиться и познавать.
Оборудование:
- Игрушка Буратино
- Карточки с цифрами 2,3,4,5 на каждого ребенка
- Зеленые полоски, обозначающие слова при составлении схемы предложения
- Мяч
Воспитатель представляет гостя- игрушка Буратино.
Педагог. К нам сегодня пришел Буратино, Давайте ему напомним, о чем мы говорили на прошлом занятии! Что интересного вы узнали?
Наша речь состоит из ... (слов, предложений). Если слова подружатся и встанут рядом, то получится …(предложение). В предложении может быть разное количество …(слов).
Как мы будем обозначать слова при составлении схемы предложений? (Зелеными полосками.) Как лучше подсчитывать количество слов в предложении? (Можно «бросать» каждое слово, как мяч, можно выкладывать счетные палочки, приготовленные фишки.)
А вот Буратино говорит, что можно подсчитать, сколько слов в предложении, шагами: сколько шагов, столько и слов. Давайте, проверим, так это или нет.
Взрослый называет предложение «Буратино пришел учиться.
Ребята считают количество шагов.
Педагог. Я прочитаю вам стихотворение «Что такое слова?»:
Всему названию дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что видеть может глаз-
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас,-
Обозначай словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно – давно привычно нам,
Другое – незнакомо.
А. Шибаев
Педагог. Вам понравилось стихотворение? Придумаем про это предложение?
Педагог: Сколько здесь слов?
Давайте назовем первое слово, второе, третье. Значит, в этом предложении три слова. А есть ли здесь законченная мысль?
Педагог: Предлагаю поиграть.
“Найди предложение”
Хлопаем , если прозвучит предложение; просто сидим, если набор слов.
Цель упражнения: коррекция логического мышления, слухового внимания.
Педагог: Я говорю: «Птица летитеть”.
Дети: Просто два разных слова.
Педагог: «Птица летит».
Дети: Это предложение, потому что слова здесь дружат
Динамическая разминка
“Над волнами чайки кружат”
“Буратино потянулся”
Педагог: Дети, в нашем языке длинные слова, а есть очень короткие слова. Например: «в детский сад» - это два слова. «На стуле» - два слова. «Я гуляю» - тоже два слова. И каждое короткое слово надо выделять отдельно от других слов и обозначать его зеленой полоской при составлении схемы предложений.
Педагог. Работа по карточкам.
Подними ту карточку, сколько слов в предложении.
Воспитатель называет предложения с разным количеством слов.
Дети слушают сказанное предложение и поднимают карточки с цифрами.
Педагог: Игра: «Закончи предложение»
На улице… У Миши… Вечером будет…. Завтра….
Педагог. Слушаем загадки, а с отгадкой придумываем предложение, считаем, сколько слов, выкладываем схему слов.
Солнце, дождь, гриб, зонтик.
Дети составляют предложения, педагог записывает на доске схему.
Педагог: “Составь цепочку”.
Мы сейчас с вами будем составлять очень длинное предложение. Начинаем с одного слова-дом. И присоединяем к нему все остальные (большой, высокий, кирпичный, красивый ).
Итог занятия:
Педагог: -Ребята, что нового вы узнали, о чем мы говорили сегодня на занятии? Для чего в нашей речи нужны предложения?
Использованная литература:
Бондарева Л.Ю «Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день» Ярославль: Академия развития, 2008.