a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа работы музея боевой и трудовой славы «Память»

Автор: Щербакова Оксана Раильевна Опубликовано: 2019-11-07 20:11:06

 

Наименование Программы

Программа деятельности музея Боевой и Трудовой Славы «Память» вМуниципальном бюджетном дошкольном образовательном     учреждении детский сад №9 «Малахитовая шкатулка»

Основание для разработки

·        Закон РФ от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·        Закон РФ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»

·        от 26. 05. 1996г. №54- ФЗ.

·        Закон ХМАО-Югры от 29.02.2008г. №17-оз «О регулировании отдельных вопросов в сфере музейного дела в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре»;

·        Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·        Приказ заведующего МБДОУ ДС №9«Малахитовая шкатулка» о разработке программы «Деятельность музея боевой и трудовой славы  на 2018 -2021 годы»;

Исполнитель программы

Педагогический коллектив МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка»

Целевая группа

· воспитанники

· педагоги

· родительская общественность

Наименование учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка»

Адрес

Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра,

г. Нижневартовск,  Северная, 66 а,

Телефон: (3466) 26-55-29, 26-87-07

Факс: (3466) 26-65-22,  эл. почта

Цель программы

Использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны

Задачи Программы

·        Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.

·         Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.

·        Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.     

·          Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения

Срок реализации программы

2018-2021 годы

Краткое содержание программы

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативувоспитанников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы. Музей является инновационной формой работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей  дошкольного возраста.

В программе раскрываются механизмы реализации целей и задач музея боевой и трудовой славы, формы и методы музейной работы, предполагаемые социальные и воспитательные результаты.

Ожидаемые конечные результаты

- Увеличится количество воспитанников, желающих участвовать в поисковой деятельности;

- Появится интерес к истории своей семьи, отечества и родного края;

- У воспитанников появится уважительное отношение к ветеранам войн и труда, к старшему поколению; Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

 - Воспитанники будут иметь представления по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения со сверстниками, навыки работы с историческими экспонатами; Воспитанники получат основы поисковой, исследовательской деятельности исторической направленности

 

  1. Пояснительная записка

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач современного образования. Именно дошкольный возраст один из самых благоприятных периодов воспитания любви к малой Родине, воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти дошкольнику человеком — гражданином своей страны, патриотом, умеющим ценить и беречь историческое и культурное наследие русского народа.  В мировой и отечественной истории есть события, имеющие непреходящее значение. Время с возрастающей силой подчеркивает их величие, выдающуюся роль в развитии цивилизации. К таким значимым событиям относится Победа в Великой Отечественной войне. Чтобы приблизить маленьких детей к истории своего народа, в нашем детском саду «Малахитовая шкатулка» был создан музей боевой и трудовой славы «Память сердца». Торжественное  открытие музея боевой и трудовой славы защитников Родины состоялось 19 января2016года. Задолго до этого велась работа по сбору экспонатов и материалов для музея. В музее Боевой Славы представлены такие экспонаты, как фронтовые газеты, документы, боевые награды и фотографии павших земляков, оружие и обмундирование времен Великой Отечественной войны.

В январе 2016 года для обеспечения музейной работы в учреждении были утверждены организационные документы:

  • программа деятельности музея боевой и трудовой славы (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года),
  • положение о музее (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 января 2016 года),
  • положение о Совете музея (Приказ заведующего МБДОУ ДС «Малахитовая шкатулка» №314 от 18 декабря 2016 года),
  • приказы по организации музейной работы в учреждении.

 

Для реализации программы музей обладает достаточными ресурсами. Для экспонирования музейной коллекции выделен кабинет. Изготовлены столы, стенды и прочие атрибуты. В центре музея, на стене, георгиевская лента с орденом «Отечественная война», чаша с имитированным Вечным огнем, стеновые экспозиции.  Многогранная деятельность музея является важной составляющей историко-патриотической, нравственно-воспитательной работы, проводимой в ДОУ. В его создании участвуют ветераны ВОВ и их родственники, сотрудники детского сада, а также родители воспитанников. Фонды музея постоянно пополняются документами из личных архивов ветеранов, фотографиями и другими материалами, рассказывающими о далеком героическом времени, о судьбах наших земляков — участников Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Патриотическое воспитание средствами музея Боевой славы является новой формой познания окружающей действительности, которое образно можно выразить словами: «подойди, потрогай, постарайся «войти» в ту историческую эпоху и понять, какими они были, люди, жившие в то время, о чем думали, о чем мечтали…».

 Немаловажным средством патриотического воспитания служит непосредственная деятельность детей, где каждый ребенок — активный участник. Главное условие — дошкольники должны видеть необходимость и важность своих усилий. Позиция ребенка в музейно-образовательной деятельности не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь. Поэтому дети принимают активное участие в оформлении музея, участвуют в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. Все это, зажигает в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории своей семьи. Особую значимость при решении задач патриотического воспитания приобретает тесный контакт с семьей. Родители — наши помощники и равноправные участники. С их помощью оформлены стенды, макеты. Большой интерес вызывает экспозиция «Память храня….». Ее основу составили различные предметы: боевые награды ветеранов, письма с фронта, г настоящая каска и многое другое. Особенно ценно, что примером высокого героизма для детей служат их прадеды, деды и отцы, которые достойно прошли через испытания и сражения локальных войн. Очень важно, чтобы детям было дорого все, что создано их дедами и отцами. Им предстоит сохранить и приумножить это. И хотя многие впечатления еще не осознаны глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Полученные знания, сформированные навыки помогают детям легко адаптироваться в школьной жизни. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.

 

Деятельность музея ведется по направлениям:

  1. Организационная работа;
  2. Научно-исследовательская работа;
  3. Выставочная деятельность;
  4. Просветительская работа;
  5. Издательская деятельность;
  6. Сотрудничество;
  7. Участие в конкурсах.

 

В настоящее время основной фонд музея боевой и трудовой славы  «Память сердца» представляет собой  небольшое собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор» центра «Патриот», с которыми нас связывает дружба и сотрудничество по разным направлениям работы. Среди представленных в музее коллекций  можно увидеть ценные экспонаты:

  • личные вещи бойцов рабоче-крестьянской Красной армии,
  • фрагменты вооружения советских и немецких солдат времен Великой Отечественной Войны.

Фонд научно-вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы, а также творческие семейные работы воспитанников учреждения.

Важное направление деятельности музея – просветительская работа и его популяризация. Посетителями музея являются воспитанники  и родители дошкольного учреждения, ветераны Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.

В настоящее время в музее функционируют зал и экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне, локальным войнам, достижениям ДОУ и т др.

Для каждой экспозиции  разработаны тематические тексты экскурсий.

В музее «Память сердца» ведется постоянная, углубленная и систематическая историко-краеведческая работа. Такой работой  занимается Совет музея. Он состоит из числа   сотрудников учреждения. Согласно утвержденному плану работы, члены Совета принимают участие в комплектовании, учете и хранении экспонатов, в создании экспозиций, оформлении зала и функционировании музея, в показе и пропаганде собранных материалов, в поисково-собирательной работе, встречаются с интересными людьми, осуществляют краеведческую деятельность, занимаются изучением традиционной культуры.

В рамках данной Программы, программы нравственно-патриотического воспитания ДОУ, учреждение принимает участие в различных мероприятиях городского, окружного и всероссийского уровней:

  • Городские семинары по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся;
  • Городской смотр музеев и уголков Боевой и Трудовой славы среди образовательных учреждений;
  • Городской конкурс творческих работ «Мы на севере живем»
  • Городской конкурс на лучшее оформление здания учреждения к дню Победы.

 

Таким образом, Музей является средством творческой самореализации, инициирует личностно-ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

 

2.Обоснование  и актуальность Программы

 

Главной задачей патриотического воспитания детей,  является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Основой патриотического воспитания являются примеры мужества и героизма советского народа во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Каждый гражданин должен знать историю своего Отечества. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, показывая, что и прежде были подобные бедствия, бывали еще ужаснее, но государство Российское не разрушилось, а, преодолевая все невзгоды, крепло и развивалось. Эти знания располагают человека к справедливости, которая является основой согласия в обществе.  Исторический подход формирует систему ценностных ориентаций на примерах героического прошлого страны, способствует осознанию детей места своей семьи как части общества в истории Отечества, уважительному отношению к ветеранам Великой Отечественной войны, к труженикам тыла, созидающим и сохраняющим историю.

Как показывают опросы общественного мнения героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию детей с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях образовательные учреждения остаются основным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию самых различных субъектов воспитания..

Деятельность музеев занимает большое место в образовании и воспитании подрастающего поколения. Известно, что приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Формирование личности ребенка, определенной духовно-нравственной позиции – это сложный педагогический процесс. В основе данного процесса лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности. Чувство, как эмоциональное отношение к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет моральное убеждение человека, его внутренний мир. Воспитание чувств тесно связано с развитием у детей эмоционального отношения к окружающему. Эмоциональная сфера играет важную роль в жизни детей, помогает воспринимать действительность и реагировать на нее. Ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ра­нее предметами обогащает свой опыт. Подобная работа стимулирует интерес де­тей к прошлому родного края, страны, побуждает задавать вопросы, рассуждать, сравни­вать, исследовать, а иногда самостоятельно находить объяснения.

Таким образом, музейная образовательная среда формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность обучающихся, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы.

В системе патриотического воспитания значение имеет воспитание культуры личности, полноценность которой определяется уровнем ее духовной связи с родным Отечеством. Однако многие явления современной культурной жизни получили негативную окраску, в том числе через театр, музыку, кино, живопись, скульптуру и другие виды искусства. Снижение уровня культуры, выхолащивание ее духовности, усиление функции ее негативного воздействия прежде всего на детей все более тотально и агрессивно проявляется в СМИ, Интернете, художественной литературе, современной моде. В этой связи посещение музея также оказывает огромное положительное влияние. Музей приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, к истории, формирует художественный вкус.

Участие музея в образовательном процессе способствует духовно-нравственному, патриотическому, художественно-эстетическому воспитанию и исследовательской деятельности воспитанников учреждения. Оно дает возможность обучающимся изучить историю родного края, страны, творчество учреждения, позволяет разнообразить культурный досуг детей, способствует знакомству ребят с интересными людьми.

4.Основной социальный эффект

Используя разнообразные формы и методы работы с музейным фондом, музей  будет содействовать развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы обучающихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

5.Цель деятельности музея:

  • использование потенциала музея в образовательной и воспитательной деятельности детского сада по формированию современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны

 

  1. Задачи программы

 Свою работу музей осуществляет в соответствии с решением воспитательных и образовательных задач, в органическом единстве со всей  воспитательной работой, проводимой дошкольным учреждением согласно основной образовательной программе.

Основные задачи музея:

  • Внедрять музейную педагогику, создающую условия для развития свободной, творческой, инициативной личности, путем включения воспитанников в многообразную деятельность музея детского сада.
  • Совершенствовать экспозиционно-выставочное пространство с использованием современных музейных технологий и эстетики, способствующих повышению привлекательности музея.
  • Активно использовать современные технические средства и информационные технологии, повышающие эффективность культурно-образовательной деятельности.     
  • Координировать и объединять деятельность участников образовательного процесса и социальных партнеров по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
  • сбор материалов (музейных экспонатов), имеющих научно-познавательное и воспитательное значение;
  • комплектование фондов и обеспечение их сохранности;
  • использование экспонатов на учебных занятиях по реализуемым в учреждении образовательным программам;
  • организация тематических и обменных выставок;
  • участие в проектно-исследовательской работе;
  • организация работы с ветеранами войны и труда;
  • организация просветительской работы.

Решение указанных задач предполагается осуществлять путем реализации мероприятий Программы.

6.содержание программы

 

1.Организационная работа

  • Сбор материалов (музейных экспонатов), имеющих научно-познавательное и воспитательное значение:

 

Пополнение фондов в результате спонсорских пожертвований,  работа с жителями города, Нижневартовского района, округа.

  • Комплектование фондов и их сохранность:

Прием и оформление новых поступлений; ведение книг учета книга поступлений основного и вспомогательного фондов (книга учета экспонатов, книга списания экспонатов, акты приема-выдачи на постоянное и временное хранение, акты внутримузейной и внешней передачи, инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций); научное описание вещественных, документальных, видео-аудио и фотоматериалов; контроль над соблюдением режима хранения материалов (экспонатов), своевременная их консервация и реставрация; осуществление профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранность фондов;     

2.Проектно-исследовательская работа

  • Проекты (социальные, научно-исследовательские):

Согласование с педагогами тем проектов, научно-исследовательских работ воспитанников, связанных с экспонатами и экспозициями музея боевой и трудовой славы; участие в городской научно-практической конференции, участие в городских, окружных, всероссийских конкурсах; подготовка материалов для сборника проектов и научно-исследовательских работ обучающихся; подготовка публикаций и статей.

  1. Выставочная деятельность
  • Подготовка музейных предметов к экспонированию:

Подбор экспонатов для экспозиции и выставок; аннотация музейных предметов, предназначенных для экспозиции и выставок.

  • Разработка тематико-экспозиционных планов экспозиций и выставок и их реализация:

Разработка научных концепций экспозиций и выставок; подготовка дизайнерского проекта экспозиций и выставок; размещение в экспозиции  и на выставках необходимых музейных предметов (экспонатов).  

  1. Просветительская работа
  • Организация и проведение экскурсий (обзорных, тематических, интерактивных):

Экскурсии «Сталинградская битва – коренной перелом в войне»,  «История оружия», «Мой край родной», «Родина моя - Югория», «Быт и обычаи коренных народов Севера», «Игры  и  игрушки  детей  ханты», «Авиатехника периода Великой Отечественной войны», «Вечная им память!», «История Государства Российского в наградах и знаках»,  «История Нижневартовска», «История военного обмундирования», «Жить, чтобы помнить» и др. для воспитанников и родителей  дошкольного  учреждения.

  1. Учебно-воспитательная работа
  • Реализация образовательных программ «История в лицах»

Экскурсии, занятия Мужества, тематические часы; демонстрация музейных материалов во время  воспитательной беседы педагога; подготовка докладов и сообщений на основе материалов музея; представление музейного предмета.

  • Работа с ветеранами

Организация встреч, круглых столов с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и тружениками тыла, ветеранами боевых действий в Афганистане и Чеченской республике.

  1. сотрудничество

 

С Центром «Патриот» по ведению музейной работы, Центральной детской библиотекой.

 

  1. Издательская деятельность

Выпуск и распространение информационных буклетов, методических рекомендаций о деятельности  музея; издательство сборника проектов и научно-исследовательских работ обучающихся и т.п.

  1. Участие в конкурсах
  • Городской смотр-конкурс музеев и уголков боевой и трудовой славы

Заведующий МБДОУ ДС №9 «Малахитовая шкатулка»

Организационная структура деятельности музея

 

РУКОВОДИТЕЛЬ МУЗЕЯ

СОВЕТ МУЗЕЯ (педагоги,)

ПОЛОЖЕНИЕ, концепция развития МУЗЕЯ

ПРОГРАММА «Организация работы музея боевой и трудовой славы «Память сердца» на 2016-2018г.г. годы»

Организационная

работа

 

Проектно-исследовательская работа

 

Выставочная деятельность

 

Просветительская работа

 

Учебно-воспитательная работа

 

Сотрудничество

 

Издательская деятельность

 

Участие в конкурсах

 

 

  1. Тематическая структура экспозиций музея

 

Тематическая структура выставочных зала и экспозиций, оформление музея соответствуют  цели и задачам деятельности музея.

  • Зал «Великая Отечественная война»

В зале представлены исторические экспонаты времён Великой Отечественной войны:

  • Личные вещи солдат Советской Армии (ложки,   мундштук, зажигалки и др.);

 

  • Каска солдата  советской армии периода Великой Отечественной войны;
  • Личные вещи и предметы вооружения солдат немецкой армии;
  • Предметы быта довоенного и послевоенного времени;
  • Фотогалерея «Герои Советского Союза»; «Расстрелянное детство»
  • Стендовые материалы о жителях города Нижневартовска, участвовавших в Великой Отечественной войне;
  • Форменная одежда;
  • Фрагменты снарядов, гранат, оружия, найденных участниками межрегиональной экспедиции «Вахта памяти» при раскопках;
  • Советские знамена;

 

  • Фотогалерея «Вахта Памяти»

На столах зала располагаются находки поискового отряда «Самотлор», переданные нам в дар: осколки мин и снарядов, личные вещи военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны, фрагменты оружия советских солдат, саперные лопаты

 

  • Выставочная экспозиция «Солдат войну не выбирает»

В зале собраны материалы участников войны в Афганистане и локальных конфликтов: форменная одежда воинов-интернационалистов, личные вещи, документы, письма, фотографии, награды. На постоянном хранении в музее боевой и трудовой славы находятся фотоальбомы и материалы погибших солдатах, переданные их родственниками.

  1. Фонд музея

Использование материалов фондов в выставочной, просветительской, образовательной деятельности является  главным в  работе музея боевой и трудовой славы «Память сердца». Поэтому формирование фондов музея должно носить системный и целенаправленный характер. Основными документами учета музейных фондов являются:

- книга поступлений основного и вспомогательного фондов;

- книга учета экспонатов;

- книга списания экспонатов;

- акты приема-выдачи на постоянное и временное хранение;

- акты внутримузейной и внешней передачи;

- инструкция по учету и хранению музейных предметов и музейных коллекций.

Листы документов пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью учреждения и подписываются заведующим ДОУ.Запись ведется от руки. После регистрации в книге поступлений экспонат определяется в зал музея.  Поступивший экспонат заносится в книгу под определенным порядковым номером, который является одновременно его инвентарным номером. Научное описание музейного предмета включает в себя правильное наименование экспоната, легенду и характеристику, исключающую его подмену. Во время выездных, обменных, совместных выставок заполняется карточка выдачи экспонатов под роспись обеих сторон, с указанием срока продолжительности  выставки.

Основной фонд музея представляет собой собрание музейных предметов, соответствующее профилю музея, а именно: подлинные памятники истории и культуры, вещественные и документальные памятники, переданные поисковым отрядом «Самотлор», жителями города и самими участниками боевых действий.

Фонд научно-вспомогательного материала составляют копии, макеты, модели, муляжи, диорамы, схемы, репродукции, другие материалы экспозиционной и пропагандистской работы.

Фонд музея боевой и трудовой славы «Память сердца»:

  • Подлинные экспонаты и копии предметов времен Великой Отечественной войны
  • Документы, письма, дневники времен Великой Отечественной войны;
  • Карты, схемы периода Великой Отечественной войны;
  • Военная форма одежды разных родов войск;
  • Личные вещи советских солдат, участников войны в Афганистане;
  • Письма, фотоальбомы участников локальных конфликтов;

 

  • Предметы быта времен Великой Отечественной войны;
  • Стендовые материалы: «Все для фронта, все для Победы», «Песни фронтовые, награды боевые», «Память храня…», «Герои войны», «Расстрелянное детство », «Непокоренные города», «Крепость – герой», «Мужество города-героя», «Афганская хроника», «Военные будни», «И верю я, что только так и стоит жить на земле», «И подвигу теперь одна цена. Жизнь, отданная без остатка», «Солдат войну не выбирает»;
  • Иллюстрированная литература по материалам Великой Отечественной войны;
  • Фотогалерея «Хроника Победы»;
  • Сборники стихов, книги, музыкальные диски участников войны в Афганистане и локальных конфликтов;

 

  • Поделки обучающихся, отражающие быт и традиции коренных народов Севера.

 

Условия реализации программы

 

     Для успешной реализации Программы должны быть выполнены следующие условия:

  • формирование нормативно-правовой базы для обеспечения реализации целей и задач музейной деятельности;
  • пропаганда поисковой деятельности;
  • оформление экспозиций музея.

 

Ожидаемые результаты реализации Программы

 

        Постоянный анализ музейной работы является важнейшим условием эффективности Программы.

       Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных критериев и показателей, включающих целенаправленность музейной работы и учебно-воспитательного процесса, их системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.    

Тезаурус

Музей (от греч. museion – дом муз) – учреждение, занимающееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией и экспонированием свидетельств развития природы и материализированных ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Экскурсовод – человек, на профессиональном уровне осуществляющий экскурсионную деятельность.

Коллекция (от лат. collectio - собрание)  - систематизированное собрание каких-либо предметов.

Коллекция музейная – совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес.

Музейно-педагогическая программа – научно и педагогически выверенная последовательность педагогических действий, учитывающих специфику музея и возрастные особенности аудитории. Музейно-педагогические программы имеют комплексный характер и могут включать в себя блоки учебных курсов, обеспечивающих поэтапное и последовательное развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.

Педагогика музейная – отрасль педагогической науки и построенная на ее основе педагогическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Педагогика художественного музея – направление музейной педагогики, формирующееся на пересечении музееведения, педагогики, психологии, искусствоведение как междисциплинарное научное знание и построенная на его основе специфическая практическая деятельность, ориентированная на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Образовательная деятельность музея – специфическая форма музейной активности, характеризующаяся педагогической направленностью на развитие, воспитание и обучение личности музейными средствами.

Музейный педагог – специалист, осуществляющий педагогическую (образовательную) деятельность в музее. Он организовывает музейно-педагогический процесс и, на основе субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений, обеспечивает в рамках заданной этим процессом программы непосредственное общение зрителя с музейным памятником.

Аудитория музейная – группа людей, объединенных познавательным интересом к музею, характеризующаяся по следующим основным признакам: возраст, образовательный уровень, профессиональная принадлежность и место жительства.

Выставка – отбор, оформление, размещение разного рода предметов, в том числе художественных произведений, с целью показа, просмотра, обсуждения.

Коммуникация музейная – процесс общения посетителя с музейными памятниками, условиями успешности которого являются: 1) его способность понимать «язык» музейных предметов; 2) способностью музейных сотрудников создать условия для этого понимания.

Памятник– материальный объект или художественное произведение, созданное человеком в прошлом и не утратившее своей ценности, сохранившееся в памяти.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Музейные экспонаты – вещественные, документальные, видео- и фотоматериалы, рукописи, дарственные предметы и т.д.

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №9

 «Малахитовая шкатулка»

 

 

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ  

музея «Память сердца»

МБДОУ ДС №9

на 2018-2021уч. год

г. Нижневартовск

 

План работы   музея «Память» МБДОУДС № 9

«Малахитовая шкатулка»

на 2018-19уч. год

 

№ п/п

Сроки проведения

Содержание работы

Формы работы

Ответственный

Возрастные

группы

1.      

Сентябрь

1.«Мы пришли в музей».

2. «Что такое музей, какие  бывают  музеи».

Обзорная экскурсия по музею

Рассказ педагога

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

2.      

Октябрь

1. Символы России

 

2. Символы ХМАО-Югра, города Нижневартовска.

 

 

 

 

 

Обзорная экскурсия

Рассказ педагога

 

Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Презентация «Символы России»

«Символы родного края»

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

3.      

Ноябрь

1.Вставай, страна огромная!

(просмотр фильма, плакат – родина мать…)

 

2. Неизвестный герой  Вечная слава павшим…

Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы»

Рассматривание экспозиции, иллюстраций

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

4.      

Декабрь

1.«Они защищали Родину»

2.«Города – герои»

Презентация«Города – герои»

Чтение стихов о Москве

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

5.      

Январь

1. Непокоренный Ленинград:

блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) Немецкими войсками во время Великой Отечественной войны. Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня

Рассказ  педагога

 

Беседа с детьми

Рассматривание экспозиции

ознакомление с выставочными экспонатами музея

Рассматривание карт сражений

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

6.      

Февраль

1.« Воины-интернационалисты»

15 февраля 1988 день начало вывода советских войск из Афганистана

 

2.«Есть такая профессия – Родину защищать!»

23 февраля - день Защитника Отечества

Встреча с ветераном

Рассматривание экспозиции

Чтение рассказов о войне.

А.В.Митяев «Шестой -неполный», «Землянка «Куриная слепота», «Треугольное письмо».

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

7.      

Март

1.«Награды и звания Великой отечественной  войны»

 

2. «За что даются награды».

 

 

Презентация «Награды»;

 

 

Тематическое занятие

Лепка «Наградной орден»;

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

8.      

Апрель

1."История военной техники времен Великой Отечественной войны",

 

2. Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы

Мультимедийная презентация

 

Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций.

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

9.      

Май

1."Этот День Победы"

Встреча с ветеранами

«Поклонимся великим тем годам» - концерт для ветеранов войны, тружеников тыла, детей войны

 

2.Операция «С Днем Победы, ветеран!» (поздравление с праздником ветеранов ВОВ);

 

 

3.Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов

Беседы о подвигах воинов в годы войны

 

Изготовление праздничных открыток.

Чтение произведений о войне, подвигах

 

Заучивание стихов, песен на военную тематикуМультимедийные презентации «День Победы»

Экскурсовод

музыкальный руководитель

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

 

  

План работы   музея «Память сердца» МБДОУДС № 9

«Малахитовая шкатулка»

на 2019-20уч. год

 

№ п/п

Сроки проведения

Содержание работы

Формы работы

Ответственный

Возрастные

группы

1.      

Сентябрь

1.Почему вещи  попадают в музей

 

Обзорная экскурсия по музею

Рассказ педагога

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

2.      

Октябрь

1.«Государственный флаг, герб, гимн РФ».

 

2."Москва — столица нашей Родины"

Страшное  слово  «Война»,«Что такое война?» начало Великой Отечественной  войны.

Запись  голоса  Левитана  об  объявлении  войны

Обзорная экскурсия

Рассказ педагога о назначении, символике цветов и их взаиморасположении

Занятие Просмотр документального  фильма о войне

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

3.      

Ноябрь

1.«Письмо в прошлое»

 

2.«Детство, опаленное войной»

 

Тематическое занятие

Изготовление

треугольников со словами благодарности защитникам Родины

Рассматривание экспозиции, иллюстраций

Рассказ педагога

Чтение рассказов о детях войны

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

4.      

Декабрь

1.     5 декабря – «Битва под Москвой»

2.     "Оборона Москвы",

 

Чтение стихов о Москве

Рассматривание карт-сражений

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

5.      

Январь

 

 1.Труженики тыла во время ВОВ

 

Рассказ  педагога

Беседа с детьми

Рассматривание экспозиции

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

6.      

Февраль

1.«России верные сыны» (встреча с работниками военкомата,

ветеранами войны, воинами – «афганцами»)

 

2.23 февраля - день Защитника Отечества

Спортивный праздник

Встреча с ветераном

Рассматривание экспозиции

Чтение рассказов о войне.

Л.Кассиль «Твои защитники»; А.Твардовский «Рассказ танкиста»,

Чтение стихов о войне;

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

7.      

Март

1.«Как они защищали Родину»

 

2.За что даются награды

 

 

Презентация «Награды»;

 

Тематическое занятие

 

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

8.      

Апрель

1.«Рода войск

2.«Форма военных лет»

Мультимедийная презентация

Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

9.      

Май

"Этот День Победы"

Встреча с ветеранами

концерт для ветеранов войны, тружеников тыла

 

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов

 

Спасибо прадеду за Победу

Участие в параде

Беседы о подвигах воинов в годы войны

Изготовление праздничных открыток.

Чтение произведений о войне, подвигах

Заучивание стихов, песен на военную тематикуМультимедийные презентации «День Победы»

Экскурсовод

музыкальный руководитель

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

 

План работы   музея «Память» МБДОУДС № 9

«Малахитовая шкатулка»

на 2020-21 уч. год

 

№ п/п

Сроки проведения

Содержание работы

Формы работы

Ответственный

Возрастные

группы

1.      

Сентябрь

1.Подлинники  и копии, их  место в жизни  и музее.

Рассматривание экспонатов музея;

Рассказ педагога.

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

2.      

Октябрь

1.Боевые знамена Великой Отечественной  войны

 

2.Грамзаписи  песен  о  войне «Катюша», «В землянке», «День Победы», «Три танкиста», «Прадедушка»

Информационный стенд

Рассказ педагога о истории возникновения знамени;

Слушание песен о войне.

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

3.      

Ноябрь

 

1.«Дети – герои войны»

2.Герой нашей семьи.         Презентации и семейные рассказы о родственниках -  участниках войны.

Тематическое занятие Фотогалерея «Хроника Победы»;

Рассматривание экспозиции, иллюстраций

Рассказ педагога; Чтение рассказов о детях войны.

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

4.      

Декабрь

1.«Они защищали Родину»

2. «Никто не забыт, ни что не забыто»    

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

5.      

Январь

1. «Все для фронта, все для победы!» Труженики тыла во время ВОВ

 

2.«Женщины войны»  

Рассказ  педагога

Беседа с детьми

Рассматривание экспозиции.

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

6.      

Февраль

1.2 февраля - Сталинградская битва

 

 

2.23 февраля - день Защитника Отечества

Спортивный праздник

Рассматривание экспозиции, карт сражений;

Чтение стихов о войне;

Конкурс чтецов.

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

7.      

Март

1.Дело для настоящих мужчин»; «О людях военной профессии (танкист, летчик, пограничник)»

 

2. История одного солдата

Тематическое занятие.

 

 

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

8.      

Апрель

1.«Великие русские полководцы»         Знакомство с русскими полководцами - Александром Невским, Суворовым, Кутузовым

2.Конкурс рисунков к празднованию Дня Победы. Изготовление подарка для ветеранов.

конкурс «Лучший макет военной техники»

фотогазета «Защитники Отечества»

создание коллажа «День Победы»

Рассматривание экспонатов музея, иллюстраций

Экскурсовод

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

9.      

Май

1.«Мой главный праздник – день Победы» (беседы).

«Мы в мире и дружбе будем жить»

 

2.«Салют тебе, Победа!» (рисование, лепка)

Встреча с ветеранами –

Концерт, посвященный празднованию 73-летия ВОВ

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов

Участие в параде . «Над нашим городом салют»

Беседы о подвигах воинов в годы войны

Изготовление праздничных открыток.

Чтение произведений о войне, подвигах

Заучивание стихов, песен на военную тематику.Мультимедийные презентации «День Победы». Музыкально-литературная композицияЗанятие по рисованию.

Экскурсовод

музыкальный руководитель

воспитатели

Средняя, старшая и подготовительная группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: