Познавательно-исследовательский проект «ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»
Документы для скачивания
Содержание:
Введение……………………………………………………………………….2
Ход исследования …………………………………………………….………3
Заключение…………………………………………………………...……….5
Список литературы ……………………………………………………....…...5
Приложения …………………………………………………………………...6
Введение
Однажды у нас в группе возник спор. Моя подруга, София, утверждала, что вчерашний день был теплее. Я утром слушал по радио прогноз погоды и знал точно, что сегодняшний день на +4С теплее вчерашнего. А Тая спросила: «Интересно, а как узнаю погоду?»
Мы выдвинули гипотезу: что если у нас появятся инструменты для наблюдения за погодными условиями, то мы сможем делать собственные прогнозы погоды.
Цель проекта: создать условия для наблюдения за изменениями погоды.
Задачи:
- определить что такое «погода» и от чего она зависит;
-определить значение погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
-познакомиться с профессией метеоролога;
-изучить метеорологические приборы и способы их использования;
- изготовить собственные приборы для наблюдения за погодой и провести эксперименты
Тип проекта: познавательно — исследовательский.
Участники проекта: Паша Е., София Б., Таисия З.
Методы исследования: наблюдения; элементарные опыты и эксперименты; изучение литературных источников и интернет – ресурсов; подумать самостоятельно; спросить у взрослого.
Практическая значимость: изучив элементарные представления о погоде и её значении в жизни человека, мы сможем вести наблюдения, обобщать их и составлять прогноз погоды.
Ход исследования
Начали мы своё исследование с изучения энциклопедии. С воспитателем прочитали о «Истории зарождения метеорологии как науки»; узнали «Что такое погода». Нам были показаны презентации «Метеорологические приборы на метеостанции»; «Что такое компас? Для чего его используют? Как пользоваться компасом?». Мы провели эксперименты и опыты: «Воздух вокруг нас»; «Откуда берётся радуга»; «Что такое ветер»; «Как увидеть ветер». Родители организовали выставку «Какие бывают термометры». Воспитатель провела с нами беседу «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде». Я с мамой подготовил сообщение об «Истории создания солнечных часов».
Читали художественную литературу: К. Паустовский «Поэзия дождя», «Какие бывают дожди»; М. Пришвин «Живительные пузыри», «Сытые пузыри»; А. Лукина «Сказка про дождь»; К. Ушинский «Солнце и ветер»; Н. Трушкова «Облако»; М. Бойков «О том, как появились Воздух и Огонь, Земля и Вода и многое другое», познакомились со стихотворениями: А. Майков «Летний дождь»; И. Бунин «Как дымкой»; П. Вяземский «Чудо радуги».
Для того чтобы поближе познакомится с профессией метеоролога, мы с ребятами и их родителями побывали на экскурсии на местной метеостанции, где познакомились с приборами для изучения метеорологических явлений: осадкомере, различных видах термометров, флюгере, гелиографе, дозиметре. (Приложение 1.)
После посещения метеостанции родители помогли нам оборудовать на участке мини — метеостанцию. Для наблюдения за погодой были использованы приборы — компас, термометр, и приборы, изготовленные самостоятельно — ветряной рукав, дождемер, ловец облаков. И мы погрузились в мир исследований и открытий, которые отмечали в дневнике наблюдений.
Ряд увлекательных экспериментов помог нам открыть тайны природных явлений.
Экспериментальная деятельность (опыты).
«Изменчивая температура». Мы все по - разному ощущаем температуру. Именно поэтому у нас есть термометры, которые точно показывают температуру. Для того чтобы провести этот эксперимент, София предложила один термометр прикрепить в тени, а второй разместить на солнце. Вывод: температура на термометре, расположенном на солнце выше, чем температура на термометре в тени, потому что на него не попадают прямые солнечные лучи. ( Приложение 2.)
«Как ориентироваться по компасу?». Тая выяснила, что чтобы ориентироваться с помощью компаса, необходимо расположить его на ровную поверхность, дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света. Куда показывает острая часть стрелки компаса, будет север, а позади юг, слева будет запад, а справа восток. Вывод: с помощью компаса и вертушки можно определить направление ветра.
«Наблюдение за осадками». Летом выпадают осадки в виде дождя, редко когда идёт град. Чтобы увидеть, сколько выпало осадков, на своей метеостанции применили прибор в виде пластмассовой кружки. Вывод: после небольшого дождя выпадает 350мл осадков. После ливня осадков больше 1 литра.
Паша, решил узнать, какие бывают «Солнечные часы» и как они работают. Солнечные часы состоят из плоскости и часового стержня называемого гномон. Они бывают с вертикальным, горизонтальным циферблатом и экваториальные. На нашей площадке установлены горизонтальные солнечные часы. Вывод: солнечные часы необходимо устанавливать в солнечном месте, где нет высоких зданий и деревьев. Они показывают солнечное время, а не местное. Пользоваться ими можно только днём и при наличии солнца. ( Приложение 3.)
«Воздух вокруг нас». Перед нами стала трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Проведя опыты мы сделали выводы: воздух -не твёрдое тело; воздух -не жидкое тело; движение воздуха мы може ощущать; воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.
«Ветер, ветер ты могуч!». Что такое ветер? Землю окружает воздух, который постоянно перемещается. Это происходит от того, что солнышко прогревает её неравномерно. Тёплый поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Вывод: движение воздуха над Землёй называется ветром.
«Каким бывает ветер?» С помощью «ветерка», установленном на нашей метеостанции, Тая выяснила что, ветер различают по силе, скорости и направлению. По силе он бывает слабым, умеренным и сильным. Вывод: ветры дуют везде. Ветер, который дует с севера, приносит нам холод, а южный – тепло. ( Приложение 4.)
Каждый день мы наблюдали за облаками. Энциклопедия нам подсказала, что облака – это белые или серые образования в земной атмосфере. Состоят они из капель влаги или кристалликов льда и образуются благодаря конденсации водяного пара. Если влаги слишком много, то облака приобретают тёмно-серый цвет. Такие облака содержат осадки в виде дождя или града. (Приложение 5.)
Так мы почувствовали себя настоящими исследователями. Все свои знания мы закрепляли в игре «Прогноз погоды». Каждое новое утро мы объявляли по радио в нашем детском саду прогноз погоды. (Приложение 6.)
А в группе появилась коллекция народных примет о погоде в рисунках.
Заключение
Мы узнали о том, что для того чтобы составить прогноз погоды нужно изучить такую науку как метеорология.
Прогноз погоды – это предсказание погоды, которое включает:
– показание температуры воздуха;
– силу и направление ветра;
– наличие осадков;
– состояние неба и солнца;
– влажность воздуха.
Наша гипотеза подтвердилась. У нас значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. У нас появились умения анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий мы брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей.
Литература.
1. Интернет-ресурсы.
- Полная хрестоматия для детского сада. Издательство: "РОСМЭН" (2015).
- Борисов С.П. Может ли человек изменить климат М., Наука 1998 г.
- Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании
дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного
учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.
Приложение 1. Экскурсия на метеостанцию.
Приложение 2. «Изменчивая температура».
Приложение 3. . Солнечные часы состоят из плоскости и часового стержня называемого гномон.
Приложение 4. «Ветер, ветер ты могуч!».
Приложение 5. Наблюдение за облаками.
Приложение 6. «Прогноз погоды» с метеорологом Поповой Анастасией.