a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Познавательно-исследовательский проект «ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ»

Автор: Никифорова Лия Александровна Опубликовано: 2019-11-07 20:43:38

Документы для скачивания

 

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….2

Ход исследования …………………………………………………….………3

Заключение…………………………………………………………...……….5

Список литературы ……………………………………………………....…...5

Приложения …………………………………………………………………...6

Введение

Однажды у нас в группе возник спор. Моя подруга, София, утверждала, что вчерашний день был теплее. Я утром слушал по радио прогноз погоды и знал точно, что сегодняшний день на +4С теплее вчерашнего. А Тая спросила: «Интересно, а как узнаю погоду?»

Мы выдвинули гипотезу: что если у нас появятся инструменты для наблюдения за погодными условиями, то мы сможем делать собственные прогнозы погоды.

Цель проекта: создать условия для наблюдения за изменениями погоды.

Задачи:

- определить что такое «погода» и от чего она зависит;

-определить значение погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

-познакомиться с  профессией метеоролога;

-изучить метеорологические приборы и способы их использования;

- изготовить собственные приборы для наблюдения за погодой и провести эксперименты

Тип проекта: познавательно — исследовательский.

Участники проекта: Паша Е., София Б., Таисия З.

Методы исследования: наблюдения; элементарные опыты и эксперименты; изучение литературных источников и интернет – ресурсов; подумать самостоятельно; спросить у взрослого.

Практическая значимость: изучив элементарные представления о погоде и её значении  в жизни человека, мы сможем вести наблюдения, обобщать их и составлять прогноз погоды.

Ход исследования

Начали мы своё исследование с изучения энциклопедии. С воспитателем  прочитали о «Истории зарождения метеорологии как науки»; узнали «Что такое погода». Нам были показаны презентации «Метеорологические приборы на метеостанции»; «Что такое компас? Для чего его используют? Как пользоваться компасом?». Мы провели эксперименты  и  опыты: «Воздух вокруг нас»; «Откуда берётся радуга»; «Что такое ветер»; «Как увидеть ветер». Родители организовали выставку «Какие бывают термометры». Воспитатель провела с нами беседу «Откуда дикторы радио и телевидения узнают о погоде». Я с мамой подготовил сообщение об «Истории создания солнечных часов».

Читали художественную литературу: К. Паустовский «Поэзия дождя», «Какие бывают дожди»; М. Пришвин «Живительные пузыри», «Сытые пузыри»; А. Лукина «Сказка про дождь»; К. Ушинский «Солнце и ветер»; Н. Трушкова «Облако»; М. Бойков «О том, как появились Воздух и Огонь, Земля и Вода и многое другое», познакомились со стихотворениями: А. Майков «Летний дождь»; И. Бунин «Как дымкой»; П. Вяземский «Чудо радуги».

Для того чтобы поближе познакомится с профессией метеоролога, мы с ребятами и их родителями побывали на экскурсии на местной метеостанции, где  познакомились с приборами для изучения метеорологических явлений: осадкомере, различных видах термометров, флюгере, гелиографе, дозиметре. (Приложение 1.)

После посещения метеостанции родители помогли нам оборудовать на участке мини — метеостанцию. Для наблюдения за погодой были использованы приборы — компас, термометр, и приборы, изготовленные самостоятельно — ветряной рукав, дождемер, ловец облаков. И мы погрузились в мир исследований и открытий, которые отмечали в дневнике наблюдений.

Ряд увлекательных экспериментов помог нам открыть тайны природных явлений.

Экспериментальная деятельность (опыты).

 «Изменчивая температура». Мы все по - разному ощущаем температуру. Именно поэтому у нас есть термометры, которые точно показывают температуру. Для того чтобы провести этот эксперимент, София предложила один термометр прикрепить в тени, а второй разместить на солнце. Вывод: температура на термометре, расположенном на солнце выше, чем температура на термометре в тени, потому что на него не попадают прямые солнечные лучи. ( Приложение 2.)

«Как ориентироваться по компасу?». Тая выяснила, что  чтобы ориентироваться с помощью компаса, необходимо расположить его  на ровную поверхность, дождаться, пока указательная стрелка остановится и покажет сторону света.  Куда показывает острая часть стрелки компаса, будет север, а позади юг, слева будет запад, а справа восток. Вывод: с помощью компаса и вертушки можно определить направление ветра.

«Наблюдение за осадками». Летом выпадают осадки в виде дождя, редко когда идёт град. Чтобы увидеть, сколько выпало осадков,  на своей метеостанции применили прибор в виде пластмассовой кружки. Вывод: после небольшого дождя выпадает 350мл осадков. После ливня осадков больше 1 литра.

Паша, решил узнать, какие бывают «Солнечные часы» и как они работают. Солнечные часы состоят из плоскости и часового стержня называемого гномон. Они бывают с вертикальным, горизонтальным циферблатом и экваториальные. На нашей площадке установлены горизонтальные солнечные часы. Вывод: солнечные часы необходимо устанавливать в солнечном месте, где нет высоких зданий и деревьев. Они показывают солнечное время, а не местное. Пользоваться ими можно только днём и при наличии солнца. ( Приложение 3.)

«Воздух вокруг нас». Перед нами стала трудная задача: узнать, что такое воздух, как  его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Проведя опыты мы сделали выводы: воздух -не твёрдое тело; воздух -не жидкое тело; движение воздуха мы може ощущать; воздух, находящийся в груше, мешает её сжать.

«Ветер, ветер ты могуч!». Что такое ветер? Землю окружает воздух, который постоянно перемещается. Это происходит от того, что солнышко прогревает её неравномерно. Тёплый поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Вывод: движение воздуха над Землёй называется ветром.

«Каким бывает ветер?» С помощью «ветерка», установленном на нашей метеостанции, Тая  выяснила что, ветер различают по силе, скорости и направлению. По силе он бывает слабым, умеренным и сильным. Вывод: ветры дуют везде. Ветер, который дует с севера, приносит нам холод, а южный – тепло. ( Приложение 4.)

Каждый день мы наблюдали за облаками. Энциклопедия нам подсказала, что облака – это белые или серые образования в земной  атмосфере. Состоят они из капель влаги или кристалликов льда и образуются благодаря конденсации водяного пара. Если влаги слишком много, то облака приобретают тёмно-серый цвет. Такие облака содержат осадки в виде дождя или града. (Приложение 5.)

Так мы почувствовали себя настоящими исследователями. Все свои знания мы закрепляли в игре «Прогноз погоды». Каждое новое утро мы объявляли по радио в нашем детском саду прогноз погоды. (Приложение 6.)

А в группе появилась коллекция народных примет о  погоде в рисунках.

Заключение

Мы узнали о том, что для того чтобы составить прогноз погоды нужно изучить такую науку как метеорология.  

Прогноз погоды – это предсказание погоды, которое  включает:

– показание температуры воздуха;

 – силу и направление ветра;

 – наличие осадков;

 – состояние неба и солнца;

 – влажность воздуха.

Наша гипотеза подтвердилась. У нас значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности. У нас появились умения анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий мы брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей.

Литература.
1. Интернет-ресурсы.

  1. Полная хрестоматия для детского сада. Издательство: "РОСМЭН" (2015).
  2. Борисов С.П. Может ли человек изменить климат М., Наука 1998 г.
  3. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21

  1. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

 

 Приложение 1. Экскурсия на метеостанцию.

 

Приложение 2.  «Изменчивая температура».

 

Приложение 3. . Солнечные часы состоят из плоскости и часового стержня называемого гномон.

 

Приложение 4. «Ветер, ветер ты могуч!».

 

Приложение 5. Наблюдение за облаками.

Приложение 6. «Прогноз погоды» с метеорологом Поповой Анастасией.

 

 

Оставить комментарий: