Преодоление трудностей при организации познавательной деятельности в разновозрастной группе
Трудность, прежде всего, в организации занятий, т. к. дети разного возраста. На занятиях постоянно приходится в индивидуальном порядке помогать младшим детям, т. к. материал дается по старшему возрасту. Чтобы младшим детям было легче усваивать материал, мы часто выбираем упрощенный вариант. Например, если взять закрепление знаний о геометрических фигурах, то дети среднего возраста находят эти фигуры (квадрат, круг и др., старшего возраста нужно отыскать и назвать еще и ромб, при этом уметь выделять стороны и углы, подготовительный возраст – уже сравнивать эти фигуры, находить сходство и различие, описывать геометрические фигуры. Т. е. задания на занятиях в соответствии с возрастом усложняются.
Но также, чтобы решить те или иные проблемы, необходимо, прежде всего, создать условия, использовать еще индивидуальный подход. Т. к. у детей наглядно-образное мышление, то соответственно необходим наглядный материал.
Положительный момент тоже есть в разновозрастной группе, что дети среднего возраста обучаются быстрее от старших детей.
В своей группе мы выявили ряд проблем по познавательному развитию.
1 проблема – причинно-следственная связь. Один из вариантов решения этой проблемы – изготовление игры «Что сначала, что потом». Подобрать ряд картинок: зерно – росток – стебель – колос – комбайн – мельница – мука – печка – хлеб. Дети должны разложить, что за чем следует и что в итоге получается. Хорошим вариантом для решения данной проблемы могут послужить опыты, эксперименты. Например, взять два стаканчика, в каждый посадить зернышко. Как прорастут зерна, то один поливать, а другой – нет. Что произойдет? – не политый росток завянет. Можно сделать вывод, растениям без воды не обойтись.
2 проблема – многообразие стран и народов мира, их традиции и праздники.
Решение – работа с картой мира. Игра «Рассели животных» (картинки животных помещают на определенную территорию и т. п., тоже с национальными костюмами. Рассказ детям историй праздников, традиций народов сопровождать показом на карте. Тем самым дети будут знакомиться не только с историей, традициями, но и местонахождением страны на карте, соответственно и материал будет усваиваться лучше.
3 проблема – пространство и время.
Для знакомства с пространством – использование цветных палочек Кюизенера: вверху, внизу, слева, справа в соответствии с возрастом.
Чтобы лучше усвоился материал «Части суток», мы планируем сделать большие часы со стрелкой. И в течение дня менять стрелку в соответствии с временем суток (ссылаясь на картинки).
Для закрепления материала «Дни недели» - использовать игру по цветам (с человечками).
Чтобы устранить данные проблемы, мы планируем изготовить различные игры по разным темам и использовать их на занятиях и в свободной деятельности.