Мастер-класс «Народная игрушка как средство патриотического воспитания."
Документы для скачивания
Слайд №1
«Народная игрушка как средство патриотического воспитания. Приобщение детей к истокам народной культуры, расширение кругозора через долгосрочный проект «Кукла как предмет детской субкультуры, хранитель традиций и берегиня семьи».
Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. А, как известно самый действенный способ – это игра.
Слайд №2
Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям".
Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места.
Слайд №3
Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки.
Слайд №4
Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.
Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.
Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры.
И целесообразно использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Слайд №5
Важно донести до сознания дошкольников, что народные игрушки являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.
Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка - это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.
Слайд №6
Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста: «Кукла как предмет детской субкультуры, хранитель традиций и берегиня семьи»
Изначально был разработан перспективный план работы , который строился на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному.
Слайды №7-9
Приобщение детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно –образовательных задач:
Обучающие:
познакомить с традициями русского народа;
познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
научить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.
формировать умение использовать инструкционно-технологических карты при работе по изготовлению народных кукол.
Развивающие:
способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
формировать эстетический и художественный вкус;
побуждать к самостоятельному созданию игрушек, содействовать в экспериментировании с тканью;
предоставлять максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
прививать основы культуры труда;
способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
Слайд №10
Интеграция ОО:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» - не единственная область, с которой происходит интеграция. Дети узнают о профессии прядильщицы и ткачихи, которые выполняют практическую работу по изготовлению ткани (здесь вводятся понятия: станок, ткань) и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Дети узнают о правилах безопасного обращения с режущими инструментами.
ОО «Познавательное развитие» - фиксируется внимание на названии геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составных частях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нам понадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия и сходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают и высказывают свое мнение по поводу их решения.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»- приобщаясь к изобразительному искусству, дети узнают о единстве эстетического (красота) и утилитарного (польза), связи декора с назначением предмета, о символичности узоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы), символичности образа коня и птицы.
Технические умения отрабатываются в конструировании, дети осваивают приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны), умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному из способов крепления – креплению нитками.
ОО «Речевое развитие»- дети в основном играют в современные куклы, которые могут говорить, плакать, несут в себе образ малыша. А вот русская народная кукла для многих открытие! Обыгрывая народные куклы, обогащается речь детей, они учатся употреблять в речи народные обороты, ласковые уменьшительные обращения ( доченька, голубушка, золотинка моя, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др. фразами). Колыбельные песенки позволяют запоминать слова и словосочетания, а напевность, их особый ритм помогает плавному произношению фраз, предложений, развивает фонематический слух.
Слайд №11
В работе с детьми я использовала различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников, инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создавали мини-выставки. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд
Слайд №12
При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и совместная деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»)
Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам.
Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.
В процессе деятельности я использовала следующие методы и приемы:
-рассматривание иллюстраций, образцов кукол;
-показ;
-объяснение;
наблюдение;
-импровизации;
-чтение художественных произведений;
-рассказ педагога и рассказы детей;
-сочинение историй;
-анализ и самоанализ.
Слайд №13
Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т.е последовательность реализации педагогических задач на занятии.
Действия провожу по разработанному алгоритму:
1.Вводная часть( сформулирована цель работы)
2.Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)
3.Определение последовательности работы
4.Изготовление основы куклы
5.Создание костюма куклы
6.Оформление куклы
7.Итог занятия (выставочная деятельность).
Слайд №14
Вначале дети знакомились с народным костюмом; с обычаями и традициями народа, раскрашивали сарафаны, кокошники.
Затем знакомились с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, а так же дети делали кукол по собственным замыслам.
Слайды № 15-17
Художественно-творческая деятельность была организована в виде «Народной мастерской», в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. Мальчики одинаково охотно участвуют, как и девочки.
В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д
Слайд №18
В процесс знакомства с русской народной куклой вовлекала родителей. Сначала я не увидела активности с их стороны, а позже объясняя им значимость народной куклы в развитии ребенка, формировании у него нравственных качеств, развития речи, познания – все это сделало их моими помощниками.
С этой целью использовались как традиционные формы работы: беседы, консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), организация совместных календарных праздников («Масленица», «Светлая пасха»), так и нетрадиционные: подбор художественной литературы. участие в тематических конкурсах, посещение музеев, привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, к совместному изготовлению поделок, где совершенствовалась взаимовыручка при работе в паре со своим ребёнком.
Слайд №19
Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:
- процесс изготовления куклы приносит радость;
- работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности
- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , пополняется словарный запас речи
- играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли
- застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя.
Вывод:
Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса, это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые культивируются в этнопедагогике.
Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире, а так же символических и мифологических знаний.
Это великолепный эталон рукоделия, художественного труда и творчества, декоративно прикладного и текстильного дизайна. В кукольных играх дети непроизвольно постигают традиционное искусство одевания.
Куклы выступают атрибутом детства, детской субкультуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла– заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.
Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»
Занятия с детьми с тряпичной куклой помогают воспитанию патриотических чувств, установлению психологически комфортного контакта взрослого с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат.
МАСТЕР-КЛАСС
Северная Берегиня - очень интересная, необычная и непохожая на традиционную куклу.Это мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Кукла отвечала за безопасность всех живущих в доме людей.
Заметьте, что по форме эта куколка напоминает метёлочку и трещотку. Первыми славяне выгоняли нечисть из дома, а вторыми отпугивали злых духов. Таким образом наши предки использовали Северную Берегиню в трудные времена. Читая заговор или молитву, обходили избу, а куклой в руке выметали всё зло, желающее навредить семье.
Кукла «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Личико скручивали из двух тканей: красной и белой (жизнь и смерть). Спираль - это древний символ плодородия и блага, символ накопления положительной энергии.
Получается, что все члены семьи собрались вместе и прочно соединены друг с другом. Защищён каждый. Вот вам и Семейная Берегиня.
Основанный на объединении духовных сил всех домочадцев,такой тряпичный оберег мог справиться с любой бедой.
Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души.
( сказать о современном «прочтении» куклы)
Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила. Куколка Берегиня дарится к любому случаю, оберегает дом, семью.
Её можно укрепить в машине, у кровати ребёнка, можно положить в сумочку или украсить ею елочку. Яркая цветная берегинюшка принесет вам хорошее настроение и счастье!
Обереговую куклу можно разместить в окне Радости. Окно радости делалось после уборки урожая и подвешивалось на главной балке дома. Это два квадрата из рогожи, деревянных палочек, соломы, льна и других природных материалов. Украшались ленточками, колокольчиками. Через год окно Радости сжигали.