a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс «Народная игрушка как средство патриотического воспитания."

Автор: Сивкова Евгения Тимофеевна Опубликовано: 2019-11-10 21:17:21

Слайд №1

«Народная игрушка как средство патриотического воспитания. Приобщение детей к истокам народной культуры, расширение кругозора через долгосрочный проект «Кукла как предмет детской субкультуры, хранитель традиций и берегиня семьи».

Последнее время большое внимание в детском саду уделяется вопросам нравственно-патриотического воспитания. Реализовать подобные задачи возможно разнообразными путями, один из них – приобщение ребенка к культуре своего народа. А, как известно самый действенный способ – это игра.

Слайд №2

Основной атрибут игровой деятельности – это игрушка. В словаре Даля понятие "игрушка" толкуется как "вещь, сделанная для забавы, для игры или потехи, особенно детям".

Игрушки известны с самой глубокой древности. Нет ни одного народа, в культуре которого игрушка не занимала бы своего заметного места. 

Слайд №3

Согласно легенде, сам Сергей Радонежский - наиболее чтимый русский святой - не только благословил игрушку как разумную детскую забаву, но и собственноручно делал деревянные игрушки.

Слайд №4

Народная игрушка, в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения.

Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия.

Народные игрушки – бесценное сокровище. Это истоки детства и культуры. Игрушка дает ребенку первые жизненные и культурные ориентиры.

И целесообразно использовать игровую деятельность для ознакомления с историей и культурой русского народа. Необходимо восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

Слайд №5

Важно донести до сознания дошкольников, что народные игрушки являются носителями русской народной культуры, воспитать ребят в национальных традициях, обратиться к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к народной игрушке, в том числе и рукотворной кукле.

Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Опираясь на свой педагогический опыт, я считаю, что русская народная игрушка - это одно из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она способствует патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Практика работы показывает нам, что изготовление народной куклы в дошкольных учреждениях практически не встречается в качестве предмета изучения, ей не уделяется должного внимания и в программах обучения.

Слайд №6

Исходя из актуальности проблемы, мною был разработан долгосрочный проект  для детей старшего дошкольного возраста: «Кукла как предмет детской субкультуры, хранитель традиций и берегиня семьи»

Изначально был разработан перспективный план работы , который  строился на обучении детей изготовлению кукол от простого к сложному.

Слайды  №7-9

Приобщение детей к традиционной тряпичной кукле предусматривает решение следующих воспитательно –образовательных задач:

Обучающие:

познакомить с традициями русского народа;

познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;

познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;

научить грамотно подбирать цветовую гамму материалов для изготовления народных кукол.

формировать умение  использовать  инструкционно-технологических карты при работе по изготовлению народных кукол.

Развивающие:

способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;

формировать эстетический и художественный вкус;

побуждать к самостоятельному созданию игрушек, содействовать в экспериментировании с тканью;

предоставлять максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;

воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;

прививать основы культуры труда;

способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.

Слайд №10

Интеграция ОО:

 ОО «Социально-коммуникативное развитие» - не единственная область, с которой происходит интеграция. Дети  узнают о профессии прядильщицы и ткачихи, которые  выполняют практическую работу по изготовлению ткани (здесь вводятся понятия: станок, ткань) и взаимосвязях между ними, с содержанием труда в соответствии с общей структурой трудового процесса: материалы, инструменты, оборудование. Дети узнают о правилах безопасного обращения с режущими инструментами.

ОО «Познавательное развитие» - фиксируется внимание на названии геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг – составных частях куклы и ее одежды. Дети оперируют числами («Сколько всего деталей нам понадобится»); самостоятельно сравнивают кукол, выделяя признаки отличия и сходства; решают интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждают и высказывают свое мнение по поводу их решения.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»- приобщаясь к изобразительному искусству, дети узнают о единстве эстетического (красота) и утилитарного (польза), связи декора с назначением предмета, о символичности узоров (символы солнца, поля (вспаханного и засеянного, давшего всходы), символичности образа коня и птицы.

Технические умения отрабатываются в конструировании, дети осваивают приемы сгибания ткани определенной формы (квадрат, прямоугольник, треугольник, пополам, совмещая углы, противоположные стороны), умение работать с тканью путем закручивания ее, учатся одному из способов крепления – креплению нитками.

ОО «Речевое развитие»- дети в основном играют в современные куклы, которые могут говорить, плакать, несут в себе образ малыша. А вот   русская народная кукла для многих открытие!   Обыгрывая народные куклы,  обогащается речь детей,  они учатся  употреблять в речи народные обороты, ласковые уменьшительные обращения ( доченька, голубушка, золотинка моя, сходи по водицу, травушка - муравушка, и др. фразами). Колыбельные песенки позволяют запоминать слова и словосочетания, а напевность, их особый ритм помогает   плавному произношению фраз, предложений, развивает фонематический слух.

Слайд №11

В работе с детьми я использовала различные формы: занятия, экскурсии-путешествия в историю отдельных кукол и традиционных праздников,  инсценировок – «посиделки в горнице». Вместе с детьми мы беседовали, играли в народные игры, читали и обыгрывали произведения устного народного творчества, занимались рукоделием, создавали мини-выставки. В работе по данной теме постоянно присутствовал ручной труд  

Слайд №12

При изготовлении куклы осуществляется не только совместная деятельность педагога с детьми, но и  совместная  деятельность со сверстниками: работа парами («Сделал сам, помоги другому»)

Комплексный подход к выбору методов – необходимое условие оптимизации процесса приобщения к народным куклам.

Выбор осуществляется с учётом возрастных, психофизических возможностей детей.

В процессе деятельности  я использовала следующие методы и приемы:

-рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

-показ;

-объяснение;

наблюдение;

-импровизации;

-чтение художественных произведений;

-рассказ педагога и рассказы детей;

-сочинение историй;

-анализ и самоанализ.

Слайд №13

Структура занятий по работе над тряпичной куклой представляет собой алгоритм педагогических действий, т.е последовательность реализации педагогических задач на занятии.

Действия провожу по разработанному алгоритму:

1.Вводная часть( сформулирована цель работы)

2.Объяснение нового материала (знакомство с историей и традициями)

3.Определение последовательности работы

4.Изготовление основы куклы

5.Создание костюма куклы

6.Оформление куклы

7.Итог занятия (выставочная деятельность).

Слайд №14

Вначале дети знакомились с народным костюмом; с обычаями и традициями народа,  раскрашивали сарафаны, кокошники.

Затем знакомились с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол, а так же дети делали  кукол по собственным замыслам.

Слайды № 15-17

Художественно-творческая деятельность была организована в виде «Народной мастерской», в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. Мальчики одинаково охотно участвуют, как и девочки.

В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д

Слайд №18

В процесс знакомства с русской народной куклой   вовлекала родителей. Сначала я не увидела активности с их стороны, а позже объясняя им значимость народной куклы в развитии ребенка, формировании у него нравственных качеств, развития речи, познания – все это сделало их моими помощниками.

С этой целью использовались как традиционные формы работы: беседы, консультации («Народная кукла в воспитании детей», «Играем вместе с детьми»), организация совместных календарных праздников («Масленица»,  «Светлая пасха»),  так и нетрадиционные: подбор художественной литературы. участие в тематических конкурсах, посещение музеев, привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол, к совместному изготовлению поделок, где совершенствовалась  взаимовыручка при работе в паре со своим ребёнком.

Слайд №19

Тряпичная кукла играет важную роль в воспитании ребёнка:

- процесс изготовления куклы приносит радость;

- работа с мягким материалом дает ощущение тепла, нежности

- при изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, развивается мышление, происходит массаж рук , пополняется словарный запас речи

- играя с куклой, ребенок осваивает различные социальные роли

- застенчивый ребенок в игре часто заменяет куклой себя.

Вывод:

Народная игровая кукла является необходимым традиционным элементом воспитательного процесса, это игрушка с ценными воспитательными качествами, которые культивируются в этнопедагогике.

Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Кукла служит своеобразным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире, а так же символических и мифологических знаний.

Это великолепный эталон рукоделия, художественного труда и творчества, декоративно прикладного и текстильного дизайна. В кукольных играх дети непроизвольно постигают традиционное искусство одевания.

Куклы выступают атрибутом детства, детской субкультуры и имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла– заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей.

Изготавливая куклу своими руками, ребенок получает ценнейший опыт позитивных достижений: «я – старался, делал и у меня получилось!»

Занятия с детьми с тряпичной куклой помогают  воспитанию патриотических чувств,  установлению  психологически комфортного контакта  взрослого с ребенком, при котором каждый из участников творческого процесса получает желаемый результат.

МАСТЕР-КЛАСС

Северная Берегиня - очень интересная, необычная и непохожая на традиционную куклу.Это мощный оберег для дома, привлекающий благополучие и удачу. Кукла отвечала за безопасность всех живущих в доме людей.

Заметьте, что по форме эта куколка напоминает метёлочку и трещотку. Первыми славяне выгоняли нечисть из дома, а вторыми отпугивали злых духов. Таким образом наши предки использовали Северную Берегиню в трудные времена. Читая заговор или молитву, обходили избу, а куклой в руке выметали всё зло, желающее навредить семье.

Кукла «Северная берегиня» изготавливалась из небольших лоскутов ткани, ярких расцветок, от ношеной одежды, впитавшей в себя энергетику хозяина. Личико скручивали из двух тканей: красной и белой (жизнь и смерть). Спираль - это древний символ плодородия и блага, символ накопления положительной энергии.

Получается, что все члены семьи собрались вместе и прочно соединены друг с другом. Защищён каждый. Вот вам и Семейная Берегиня.

Основанный на объединении духовных сил всех домочадцев,такой тряпичный оберег мог справиться с любой бедой.

Её ставили в северный угол избы. Многослойность этой куклы указывала на множество тел человека, множество миров, множество воплощений души.

( сказать о современном «прочтении» куклы)

Считалось, чем ярче лоскутки ткани, тем сильнее кукла и ее магическая сила. Куколка Берегиня дарится к любому случаю, оберегает дом, семью.

Её можно укрепить в машине, у кровати ребёнка, можно положить в сумочку или украсить ею елочку. Яркая цветная берегинюшка принесет вам хорошее настроение и счастье!

Обереговую куклу можно разместить в окне Радости. Окно радости делалось после уборки урожая и подвешивалось на главной балке дома. Это два квадрата из рогожи, деревянных палочек, соломы, льна и других природных материалов. Украшались ленточками, колокольчиками. Через год окно Радости сжигали.

 

 

Оставить комментарий: