Игровой стретчинг 6-7 лет
Документы для скачивания
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3
- Характеристика физического развития детей 6 - 7 лет с ОВЗ (ЗПР) 4
- Характеристика детей с ОВЗ (ЗПР) 5
- Принципы занятий игровым стретчингом 6
- Структура занятия игрового стретчинга 7
- Календарно-тематическое планирование 8
- Характеристика разделов Программы 10
- Мониторинг физического развития и физической подготовленности
дошкольников 6-7 лет с ОВЗ 11
Пояснительная записка
Игровой стретчинг - оздоровительная методика, основанная на естественных растяжках.
Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т.к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Программа для кружковой работы спортивно - оздоровительной направленности «Быстрее, сильнее, выше» разработана в соответствии с:
- Образовательной программой МБДОУ ДС № 9 «Малахитовая шкатулка»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
Программа «Игровой стретчинг» разработана на основе методического пособия Вавиловой Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать», рекомендованной Министерством образования и науки РФ, методических рекомендаций А.Г. Назаровой «Танцевать могут все», «Игровой стретчинг», инструктором по физической культуре, в спортивном зале муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №9 «Малахитовая шкатулка» для детей дошкольного возраста 6 -7 лет посещающих дошкольное учреждение.
Количество детей в группе – 8 человек, продолжительность занятий 30 минут, 2 раза в неделю.
Цель: оздоровление и развитие физических качеств детей 6-7 лет с ОВЗ через систему естественных растяжек посредством игрового стретчинга.
Задачи:
- Обучение различным видам имитационных движений игрового стретчинга.
- Развитие мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости, старательности.
- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.
- Формирование положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.
Ожидаемые результаты:
- Точное выполнение движений, передачу характерных особенностей образов.
- Развитие координации, ловкости, быстроты, гибкости, силы, общей выносливости.
- Увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, выносливость.
- Формирование положительного активного настроения, потребности в ежедневной двигательной активности, открытость в общении со взрослыми и детьми.
Итоговые результаты деятельности оказываемой услуги предоставляются для родителей (законных представителей) на открытых спортивных мероприятиях, участие детей в спортивных соревнованиях, спартакиадах среди дошкольных учреждений, легкоатлетических кроссах, лыжных гонках, губернаторских соревнованиях среди дошкольных образовательных учреждений.
- Характеристика физического развития детей 6 - 7 лет с ОВЗ (ЗПР)
Продолжается рост тела, окостенение. Скелет в основном крепок, можно давать больше упражнений для упругости и силы. Усилен рост ног. Руки и ноги окрепли, а пальцы рук более подвижны.
Возросла и координация движений, их точность. У некоторых детей встречается импульсивный характер движений, стремление обратить на себя внимание. Хорошо координирована походка, отсутствуют лишние движения. Действия уже подконтрольны сознанию и могут регулировать силу упражнений, подчинять их своей воле. Дети уже интересуются, почему надо выполнять так, а не иначе, понимают их пользу, связь между способом выполнения упражнения и конечным результатом. Они более настойчивы в преодолении трудностей, многократно повторяют упражнения.
Дети могут уже работать дружно, хорошо понимают команду, сохраняют исходное положение, выделяют главное в осанке и позах. Хорошо сохраняют пространственную ориентацию, более организованны и дисциплинированны. Умеют анализировать свои успехи и успехи других, даже стремятся помогать друг другу.
Многие из детей выполняют упражнения дома по своей инициативе - их уже привлекает результат упражнений.
Уже можно добиваться пластики движений, их красоты, четкости. Словесные указания при том важнее показа упражнения.
В основном эти дети хорошо чувствуют музыкальный ритм, подчиняются ему. Можно также на вербальном (словесном) уровне работать с дыханием, объясняя, когда делать вдох, а когда выдох. В этом возрасте важно воспитывать интерес у детей к ежедневным занятиям дома.
- Характеристика детей с ОВЗ (ЗПР)
Физические и моторные особенности. Дети с ЗПР, как правило, позже начинают ходить, имеют более низкий вес и рост по сравнению со своими сверстниками, затруднения в координации движений, недостатки моторики, особенно мелкой.
Уровень работоспособности снижен, отличается быстрой истощаемостью и утомляемостью, вследствие чего быстро утомляются, что в совокупности с другими особенностями и является препятствием к усвоению знаний, умений и навыков.
Уровень психического развития не соответствует возрасту. Инфантильны. Это приводит к замедлению развития эмоционально-волевой сферы, что выражается в эмоциональной незрелости, несформированности произвольной регуляции поведения, снижении познавательной активности, мотивации поведения (в частности, учебной), низкому уровню самоконтроля.
Уровень развитие интеллекта не соответствует возрасту ребенка. Отставание в развитии всех форм мышления (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Однако наглядно-действенное мышление развито лучше, чем наглядно-образное и словесно-логическое.
Имеются затруднения в определении причинно-следственных связей и отношений между предметами и явлениями. Это легко выявляется при предъявлении им теста на составление рассказов по серии сюжетных картинок. Как правило, не могут выявить отличительные признаки сходных явлений и предметов (им легче определить различия явлений противоположного характера).
Представления бедны и схематичны. Недостаточен объем общих знаний.
Уровень развития речи выражено снижен: речь бедна и примитивна. Дети с ЗПР позже начинают говорить. Как правило, имеют дефекты произношения, например, аграмматизм.
Внимание неустойчиво, имеет низкую концентрацию и распределяемость. Как следствие, дети легко отвлекаются и быстро утомляются.
Восприятие имеет низкий уровень: недостаточность, фрагментарность, ограниченность объема. Например, дети с ЗПР с трудом выделяют объект из фона. На уровень восприятия также влияют условия восприятия, например, нестандартное или непривычное для них положение объекта восприятия.
Память отличается малым объемом, непрочностью и низкой продуктивностью произвольной памяти. Непосредственное запоминание легкого материала (запоминание
однозначных чисел, знакомых слов, элементарного текста) близко к норме, но при отсроченном воспроизведении то, что было выучено, забывается полностью или отличается неточностью и трудностью воспроизведения. Основным приемом заучивания является механическое многократное повторение (зубрежка). Запоминание сложного материала, требующего понимания и логических приемов переработки информации, значительно снижено. Непроизвольное запоминание также ниже границы нормы.
Вывод: дети с ЗПР к началу школьного возраста отличаются отставанием во всех сферах психической деятельности и неравномерностью проявлений данных отставаний, но своевременная организация коррекционно-развивающего обучения позволяет детям с ЗПР достигнуть уровня потенциального развития.
- Принципы занятий игровым стретчингом
- Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ, подражание, имитация известных детям движений.
- Доступность. Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка.
- Систематичность. Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их выполнения.
- Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
- Индивидуальный подход. Учет особенностей возраста, особенностей каждого ребенка. Воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
- Сознательность. Понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях.
- Структура занятия игрового стретчинга
Занятие состоит из трех частей. Структура занятий разработана в соответствии с требованиями физиологии и гигиены физических упражнений и обусловлена закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.
В содержание вводной части занятия входят упражнения игровой ритмики, упражнения на внимание, танцевальные упражнения.
Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым упражнениям, закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, фантазий, когда дети сами придумывают встречи с различными животными, и по заранее подготовленному на основе сказки сценарию, по ходу которого дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказки.
В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности. Проводятся игровые танцы, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, релаксация.
На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений на различные группы мышц. Сюжет игры строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребенка. За одно занятие дети делают: 2-3 упражнения для мышц живота, 2-3 упражнения для мышц спины, 2-3 упражнения для укрепления позвоночника, 2-3 упражнения для укрепления плечевого пояса, 2-3 упражнения для укрепления мышц ног, 2-3 упражнения для развития стоп, 1-2 упражнения для развития равновесия. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку.
Все упражнения выполняются ритмично, без рывков и чрезмерных усилий. Нагрузка регулируется количеством повторений упражнения, амплитудой движения.
- Календарно-тематическое планирование
Месяц |
№ занятия |
Тема |
Содержание |
Ноябрь |
1 |
Физическое обследование |
1. Правила поведения на занятии 2. Ходьба 3. Бег (10 м.) 4. Челночный бег (3х10 м.) 5. Прыжок в длину с места 6. Бросок набивного мяча (1 кг.) 7. Тест на гибкость |
Декабрь |
1, 2 |
«Кто поможет воробью?» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Подвижная игра 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Волшебные яблоки» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Лесовички» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
Январь |
1, 2 |
«Рябинка» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Воробей и карасик» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игрогимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Близко и далеко» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
Февраль |
1, 2 |
«Хвастунишка» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Подвижная игра 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Лягушка и лошадь» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Верный слуга» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
7, 8 |
«Чижики» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игрогимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
Март |
1, 2 |
«Как медведь себя напугал» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Подвижная игра 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Белая змея |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Как море стало холодным» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
7, 8 |
«Ежики» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игрогимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
Апрель |
1, 2 |
«О трех блинах |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Подвижная игра 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Змей и принцесса» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Живая вода» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
7, 8 |
«На зеленой иголке» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игрогимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
Май |
1, 2 |
«Как зайца волка напугали» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Подвижная игра 4. Игра на релаксацию |
3, 4 |
«Ворона и канарейка» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Игровой самомассаж 4. Игра на релаксацию |
|
5, 6 |
«Кто я?» |
1. Игровая разминка 2. Игровой стретчинг 3. Пальчиковая гимнастика 4. Игра на релаксацию |
|
7 |
Физическое обследование |
1. Ходьба 2. Бег (10 м.) 3. Челночный бег (3х10 м.) 4. Прыжок в длину с места 5. Бросок набивного мяча (1 кг.) 6. Тест на гибкость |
- Характеристика разделов Программы
Раздел «Игровая разминка» является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры.
Раздел «Игровой стретчинг» основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются упражнения стретчинга в игровой сюжетной форме.
Раздел «Пальчиковая гимнастика» в Программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.
Раздел «Подвижные игры» содержит упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, ролевые ситуации, образные сравнения, соревнования.
Раздел «Игрогимнастика» служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков. В раздел входят строевые, общеразвивающие упражнения, а также на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.
Раздел «Игры на релаксацию» включает игры на мышечное расслабление, релаксационное дыхание, эмоциональное расслабление.
- Мониторинг физического развития и физической подготовленности
дошкольников 6-7 лет с ОВЗ
Уровень двигательных умений и навыков определяется по модифицированной методике оценки физического развития и физической подготовленности дошкольников
Н. Лесковой, Л. Ноткиной.
Результаты диагностики интерпретируются следующим образом: преобладание оценок «высокий уровень» свидетельствует о высоком уровне физического развития ребенка. Если преобладают оценки «средний уровень» - средний уровень физической подготовленности, «низкий уровень» - низкий уровень физической подготовленности.
Периодичность мониторинга 2 раза в год - в ноябре (вводный) и в мае (итоговый).
- Ходьба
- Хорошая осанка.
- Свободное движение рук от плеча со сгибанием в локтях.
- Шаг энергичный, ритмичный, стабильный.
- Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп.
- Активное сгибание и разгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая).
- Умение соблюдать различные направления, менять их.
- Бег на скорость (10 метров)
возраст |
пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5 |
М |
< |
3,1 |
> |
Д |
< |
3,3 |
> |
|
6
|
М |
< |
2,9 |
> |
Д |
< |
3,1 |
> |
|
7
|
М |
< |
2,8 |
> |
Д |
< |
2,9 |
> |
- Челночный бег (3*10 м)
возраст |
пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5 |
М |
< |
12,0 |
> |
Д |
< |
12,2 |
> |
|
6
|
М |
< |
11,2 |
> |
Д |
< |
11,3 |
> |
|
7
|
М |
< |
9,7 |
> |
Д |
< |
10,1 |
> |
- Прыжки в длину с места (см)
возраст |
пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5 |
М |
95,0 и > |
75,0-87,0 |
80,0 и < |
Д |
92,0 и > |
72,0-80,0 |
77,0 и < |
|
6 |
М |
101,0 и > |
87,0-100,0 |
85,0 и < |
Д |
100,0 и > |
88,0-99,6 |
84,0 и < |
|
7 |
М |
113,0 и > |
100,0-112,7 |
99,0 и < |
Д |
114,0 и > |
98,0-113,4 |
97,0 и < |
- Бросок набивного мяча (1 кг.) из - за головы, стоя (см.)
возраст |
пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5 |
М |
> |
200,0 |
< |
Д |
> |
150,0 |
< |
|
6 |
М |
> |
210,0 |
< |
Д |
> |
170,0 |
< |
|
7 |
М |
> |
240,0 |
< |
Д |
> |
209,0 |
< |
- 6. Тест на гибкость
возраст |
пол |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
5 |
М |
> |
3,0 |
< |
Д |
> |
5,6 |
< |
|
6 |
М |
> |
3,9 |
< |
Д |
> |
7,6 |
< |
|
7 |
М |
> |
5,1 |
< |
Д |
> |
7,9 |
< |