a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Доклад для выступления на методическом объединении на тему «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с сенсорным эталоном (величиной)»

Автор: Черемина Марина Борисовна Опубликовано: 2019-11-13 20:51:21

Документы для скачивания

 При ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с сенсорным эталоном (величиной) я предлагаю развивать через все виды деятельности и использовать игровые технологии в педагогическом процессе для наиболее эффективного усвоения детьми. (сл.1)

 (сл.2) Я поставила перед собой цель, которую вы видите на экране ( формировать представления о величине предметов у детей старшего дошкольного возраста при условии систематического использования игровых упражнений в соответствии с предметно-развивающей средой, используя все области развития.) Как вы видите знакомство с величиной я провожу через все области развития

(сл.3)Обогащённая предметно-пространственная среда является непременным условием при знакомстве ребёнка с величиной, а также применение  игр  для активного проявления познавательной самостоятельности у детей. В своей группе я создала центр «занимательной математики», который соответствует всем требованиям и содержание его постоянно обновляется, поэтому центр, активно используется в организации самостоятельной деятельности ребят и способствует развитию логического мышления детей. Особенно привлекает внимание лэпбуки  «Все о величине» и игра –квест «Веселая математика» , где дети выполняют разные задания. Среди заданий -  логические  блоки  «Дьенеша», палочкам «Кюизенера». Эти игры помогают устанавливать тождество, проводить мыслительные операции, работать с символами.

(сл.4)Приобретенные на организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений знания и навыки измерения следует закреплять на других видах деятельности: рисовании, аппликации, конструировании, в процессе труда, в быту и т.д.  (сл.5)

Например:

В познавательно-исследовательской деятельности дети проводят опыты и узнают, что при одинаковой форме и одинаковом размере предметов их масса может быть различной. Например, взвесить на весах коробку, наполненную ватой, и такаю же, но наполненную песком. Сравнить предметы одинакового объема, но разной массы или, наоборот, разного объема, но одинаковой массы. Данные упражнения способствуют возникновению представлений о независимости массы от объема и размера предмета.  (сл.6)Этот эксперимент можно провести на руках, где дети в одной руке держат в корзине вату, в другой песок , на прогулке  (лед тяжелее снега).

Таким образом, формируются представления о том, что каждый предмет обладает той или иной массой, происходит знакомство с рациональными приемами обследования и сравнения предметов путем взвешивания на руках и весах. 

(сл.5)При ознакомлении с миром природы я использую измерение и сравнение высоту деревьев, толщину стволов, длины веток, глубину сугробов. (сл.7)

(сл.8)Хочу отметить, что социально коммуникативное развитие проходит через все образовательные области,  например:

(сл.9)потребность в простейших измерениях возникает у детей в трудовой деятельности: сделать одинаковые по длине и ширине грядки, в ремонте книг (процесс ручного труда), чтобы не испачкать стол (при рисовании), надо постелить клеенку. Клеенка должна покрыть весь стол и не свисать с него, надо померить одной ленточкой ширину стола, другой – длину, и с помощью двух мерок отрезать клеенку нужного размера.

(сл.10)В процессе обучения измерению использую разные формы организации деятельности детей: коллективная и индивидуальная. Они зависят от степени сформированности измерительных навыков и умений, характера привлекаемого материала. Когда сформированы некоторые навыки, выполнение одного задания поручаю нескольким детям. В распределение групп использую разнообразные фишки с символами.

(сл.11)Особая роль уделяется игровой деятельности, как ведущая в дошкольном возрасте. Дети имеют некоторое представление о том, как выбирается одежда или обувь нужного размера. Измерение объема жидких и сыпучих веществ они наблюдают, когда покупают сами или вместе с родителями разнообразные продукты в магазине. Так, постепенно складывается общее представление о значении измерительной деятельности. Этому способствуют экскурсии в магазины, которые проводятся целенаправленно, а также самостоятельные наблюдения детей, отражая труд взрослых в сюжетно-ролевых играх «Ателье», «Магазин тканей», «Гастроном» и др., дети воспроизводят и действия измерения. Игра помогает им делать умозаключения и отождествлять предметы, а измерительная деятельность обогащает содержание детских игр.

          (сл.5)  Решаем задачу и через физкультурную деятельность, например: встать друг за другом по росту, кто дальше  прыгнул, использование спортивного инвентаря (большой мяч, поменьше, маленький) и т. д.

          (сл.5)Знакомство с понятием величина, прослеживается в изодеятельности через работы детей.

          (сл.5)А в музыкальной деятельности развиваю эстетическое восприятие  чувство ритма: короткие и длинные хлопки.

Наиболее часто требуется произвести измерение для выполнения различных заданий конструктивного характера, в строительных играх.

(сл.12) Например, чтобы построить на полу дом такой же высоты, как образец на столе у воспитателя, необходимо померить высоту дома палочкой и пользоваться ей при строительстве, контролируя высоту дома меркой. При постройке моста необходимо учитывать высоту машин, которые будут под ним проезжать, чтобы не проверять машиной, надо померить ее высоту и пользоваться меркой при строительстве.

(сл.13)Само слово величина непонятно многим детям, так как они редко слышат его. Когда внимание детей обращается на размер предмета, мы предпочитаем пользоваться словами (одинаковый, такой же) которые многозначны (например, одинаковый по цвету, форме, величине). Поэтому я предлагаю дополнять словами, обозначающие признаки, по которым сопоставляются предметы (найди такой же по величине: длине, ширине, высоте и т. д.). Постепенно приучаю детей давать словесный отчет о выполненном измерении, самостоятельно характеризуя объект, средство и результат, запоминая их количественные характеристики, используя словесные игры (игра с залом «Продолжить»):

Ствол бывает тонкий – (ответ толстый, высокий - низкий)

Дом высокий – (низкий, большой - маленький)

Волосы короткие – (длинные)

Коридор широкий – (узкий)

Очень часто дети вместо слов узкий и низкий употребляют слово маленький.

(сл.14)С целью закрепления навыков даю рекомендации родителям, чтобы они проводили совместно с детьми  измерения объектов. Предварительно знакомлю их с возможностями дошкольников в этом плане, доказываю, что практическая и игровая деятельность детей, и хозяйственная деятельность взрослых – основа для ознакомления с простейшими способами измерения. Чтобы этот прием не был формальным, я всегда интересуюсь  в выполнении задания. 

       В повседневной жизни детского сада и в домашних условиях возникают самые разнообразные по характеру ситуации, требующие элементарных навыков измерительной деятельности. Чем лучше ребенок овладеет ими, тем результативнее и продуктивнее протекает эта деятельность.

Для того, чтобы придать деятельности дошкольников определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь конкретную направленность на результат.

 

 

 

 

Оставить комментарий: