Консультация для педагогов
Документы для скачивания
Валеология - наука о здоровье.
Термин, объединяющий такие традиционные науки, как анатомия, физиология, медицина, гигиена, профилактика болезней и др. Он отражает все стороны единого направления работы по формированию взглядов на здоровый образ жизни.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о здоровом образе жизни направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным условиям жизни и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижение психического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания и образа жизни.
Валеологическое воспитание тесно связанно с познавательным развитием детей, что помогает обогащать знание детей новым содержанием, систематизировать полученные и накопленные знания детей, развивает логическое мышление, творческие способности и положительные эмоции к здоровому образу жизни.
В дошкольном возрасте наиболее правильно прививать детям основы здорового образа жизни, т.к. у детей активно развиваются психологические процессы, формируется память произвольное внимание, воображение, появляются новые чувства; забота, бережливость, ответственность и т. д. Дети учатся управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающим, следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму. Негативно относится к вредным привычкам.
Здоровый образ жизни благотворно влияет на психические и эмоциональные процессы ребенка, так, как ребенок становится более уравновешенным, рассудительным и спокойным. Положительное отношение к своему здоровью, интерес к здоровому образу жизни будь то гимнастика, прогулки на свежем воздухе, или исследовательская деятельность поможет ребенку выплеснуть свое эмоциональное напряжение.
Игра в жизни ребенка становится существенным компонентом развития личности, ведь игра всегда деятельность совместная, где определен всегда конечный результат.
В процессе валеологических игр, дети познают мир, исследуя его – проявляют активность, становятся инициативными, начинают сами распределять между собой роли, осознанно начинают играть в игры с правилами, становятся настойчивыми в достижении результатов, появляется стремление и самовыражение.
Соединяя в игре серьезно интеллектуальные занятия и игры забавы, педагог способствуют развитию у детей гибкости мышления, умение создавать образы и оперировать ими, рассуждать, и отстаивать свою точку зрения. Между тем, рассматривая разнообразное содержание детских валеологических игр, их свойство и характер, следует подчеркнуть, что общим во всех играх является творчество детей. Но при этом необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, при котором невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным условием для любой творческой деятельности ребенка.
Валеологические игры находятся в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Практикой подтверждено, что уровень развития речи находится от прямой зависимости от психических и физических качеств ребенка.
Методы и приемы, используемые при проведении занятий
Методы
Практические
- Создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.
- Демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка.
- Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность.
- Создание лаборатории для исследовательской деятельности детей.
Словесные
- Беседы.
- Чтение художественной литературы.
- Заучивание стихотворений.
- Дидактические игры.
- Сюжетно - ролевые игры.
- Подвижные игры
- Развлечения.
- Моделирование ситуаций.
- Консультации.
- Наблюдение.
Наглядные
- Организация выставок, конкурсов.
- Сбор фотоматериалов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Аудиовизуальная техника.
- Информационно-агитационные стенды.
- Театрализованная деятельность.
- Личный пример взрослых.
Исследовательский
- Самостоятельное придумывание игр, игровых сюжетов, опытов, различений.
Информационно - рецептивный
- Словесная деятельность педагога и ребенка.
Проблемного обучения
- Творческое использование готовых знаний, в игровой и повседневной жизни.
Рекомендации по проведению занятий
Условие 1. Формирование сознательного отношения к своему здоровью у дошкольников должно осуществляться на основе теории развития понятий.
Условие 2. Специфика ознакомления дошкольников с валеологией заключается в том, что присущему детям наглядно – образному мышлению они не способны усваивать знания в словесной форме. В виде готовых обобщений.
Условие 3. На занятиях в детском саду следует практиковать решение логических задач, провидение экспериментов, проводить праздники и конкурсы, работать с моделями, создавать проблемные ситуации, а также использовать иные формы работ. Которые способствуют развитию его познавательных способностей.
Условие 4. Объем знаний так интересен и велик, что не может быть полностью реализован на специально организуемых занятиях. Для этого не хватила бы никакого времени. На занятии выносятся только узловые вопросы; основная же масса сведения сообщается в играх, наблюдениях, экспериментах.
Условие 5. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись исподволь, легко и незаметно, ненавязчиво. Но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны взрослого так и ребенка.
Условие 6. Занятия должны даваться детям малыми дозами.
Условие7. Большую роль в формировании сознания и общей направленности личности играет практическая деятельность ребенка по реализации принципов здорового образа жизни.