Конспекты НОД
Документы для скачивания
Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира у дошкольников средней группы с презентацией «Матрешка в гостях у малышей» Чеккуева Тамара Казбековна, воспитатель младшей группы Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познаватель ное развитие», «Художественно- эстетическое развитие » Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовател ьская, изобразительная музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструктивная Цель: Приобщение детей к национально- культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства. Задачи: - Продолжить знакомство детей с творчеством русского народного промысла, историей создания матрешки, техникой рисования ватными палочками; - Приобщение детей к эстетическим понятиям, к культуре родной страны. - Развитие интереса к народным игрушкам, чувства композиции, воображения, мышления, исследовательских умений. - Развивать эмоциональную отзы вчивость на музыку народного ха рактера. - Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам, уважение к творчеству народных умельцев, художественный вкус, доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности. - Воспитывать желание самостоятельно творить по мотивам русского народного творчества. Планируемые результаты: активен при создании индивидуальной композ иции в рисунке « матрешка », участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом во время обсуж дения возникновения матрешки, приемов рисования матрешки, с интересом слушают рассказ педагога, с правильной интонацией рассказывает стихотворение про матрешку, владеет основными танцевальными движ ениями при участии в хороводной игре «Мы веселые матрешки». Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Русская изба». Материал и о борудование: и ллюстрации с изображением матрешек; презентация в электронном виде «Матрешки в гостях у малышей»; книжка С. Маршака «Матрешки»; корзинка; матрешки; магнитофон; силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги; гуашь; ватные палочки; салфетки. Предварительная работа: Беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; чтение и разучивание стихов о матрешках; загадывание загадок о матрешках; рассматривание и раскрашивание узоров в книжках раскрасках; обследование и рассматривание русских расписных кукол, материал( дерево) . Содержание организованной образовательной деятельности детей Начало НОД. Психологический настрой Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках. I I. Основная часть НОД Отправка в путь Воспитатель: Здравствуйте детишки, Девчонки и мальчишки! Рада видеть всех вас я В группе у меня. Дети. Здравствуйте! Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости? Дети. Да, любим! Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская ……… Дети. Матрёшка. Воспитатель: Правильно, матрёшка! Путь не близкий будет, что же, не беда! С музыкой нам весело, хорошо всегда! Ну что, готовы в путь дорогу? Дети. Да. Воспитатель: А вот на чём мы поедем в гости? Дети. На паровозе! Воспитатель: Все за мною становитесь, Друг за другом повернитесь! Я – ваш новый паровоз, Ничего, что нет колёс! Друг за другом мы пойдём, За вагончиком вагон. Под музыку песни «Поезд»( CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально- ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка. 2. В гостях у матрешки Матрёшка. Здравствуйте, дети! Дети. Здравствуй, матрёшка! Матрёшка. Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая А на голове платок, словно яркий цветок. Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши. Матрёшка. Не одна я в домике была, а с подружками своими. Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку. 3. Чтение стихотворений Воспитатель Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек? Дети. Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать. Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол. Воспитатель Ребята, а давайте посчитаем, сколько еще подружек у нашей матрешки? ( дети считают матрешек) Воспитатель Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка? 1 ребёнок. Матрёшка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрёшке Как в доме деревянном. 2 ребёнок. Очень любят все матрёшки Разноцветные одёжки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво. 3 ребёнок. Они игрушки знатные, Складные и ладные. Матрёшки всюду славятся Они нам очень нравятся. Воспитатель Молодцы, ребятки! Матрешка: Ребята, а вы знаете, как я родилась? Хотите узнать об этом? ( Ответы детей) . Воспитатель: Садитесь поудобнее и внимательно смотрите. ( Рассказывает об истории матрешки) Воспитатель: А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку- большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. ( Слайд 3 презентации «Японец ») Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. ( Слайд 3 презентации «Русская матрешка ») Матрешка- русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных куколок может быть разным от трех и больше. Они состоят из двух частей – верхней и нижней. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку любят и знают во всем мире. Матрешка стала символом нашей Родины. Воспитатель: Посмотрите, как рождается матрешка. ( СЛАЙД) Я вам покажу матрешку только что выточенную еще не расписанную. Она выглядит вот так. ( Показывает деревянную заготовку) . Воспитатель: Затем, художник начинает расписывать матрешку. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Вы обратили внимание, что Матрешки разные: одни расписаны одним рисунком, другие по- другому. Каждый художник придумывает свой рисунок, поэтому Матрешки не похожи друг на друга. Эти матрешки называются авторскими. ( Слайд презентации « Русская матрешка Матрешки» Физкультминутка 4. Хороводная игра «Мы веселые матрешки» Мы веселые матрешки, Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку, ладонь левой руки приставлена к локтю правой. Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши. На ногах у нас сапожки, Показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат «каблучками». Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши. В сарафанах наших пестрых, Кружатся. Ладушки, ладушки, Хлопают в ладоши. Мы похожи, словно сестры, Кружатся. Ладушки, ладушки. Хлопают в ладоши. Рисование матрешки Матрешка: Ребята в моей корзинке для вас есть еще что- то. Скажите кто это? ( Достает силуэты матрешек) Ответы детей: Это матрешки. Воспитатель: Возьмите каждый по матрешке, мне кажется они грустные. Как вы думаете, почему? Ответы детей: Они не раскр ашены, на сарафанах не раскрашены цветы и платочек на голове. Воспитатель: Давайте поможем матрешкам. Мы сейчас превратимся в настоящих художников и разрисуем своих матрешек. Пройдите к столам садитесь поудобнее. Пальчиковая гимнастика «Матрешка в гости пришла» Дуйте в дудки, ( имитируйте игру на дудочке) Бейте в ложки, ( хлопайте в ладоши) В гости к нам пришли матрешки. ( шагайте пальчиками обеих рук по столу) Ложки деревянные( вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд) Матрёшечки румяные. ( качайте головой, поднеся руки к щёчкам) Воспитатель: Рисовать мы с вами будем ватными палочками. На столе перед вами стоят краски, ватные па лочки, салфетки. Краски какого цвета стоят на ваших столах? Возьмите свою Матрешку и начинаем работу. Платочек у нашей матрешки должен быть желтого цвета. А какие цветы изображены у ваших матрешек на фартучках? ( Ответы детей) . Правильно, эти цветы называются розами. Розы у нас должны быть красного цвета. Вы помните, что в любом деле лучшие помощники – т ишина и терпение. Дети рисуют. Воспитатель помогает в процессе рисования детям, которые затрудняются выполнить задание. III. Заключительная часть НОД. Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, у вас все получается. Мне понравилось, как вы справились с заданием Вот и матрёшки ваши готовы. Вас по праву можно назвать настоящими мастерами, художниками. Каких красивых матрешек расписали. А теперь давайте мы положим их на окошко, чтобы они высохли, а потом обязательно, рассмотрим и каждый найдет свою Матрешку. А сейча с ребятки я хочу у вас спросить: А чем же мы с вами занимались сегодня? Что нового узнали вы сегодня? Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки? Дети. Да понравилось. Воспитатель Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово? Дети. Спасибо! Матрёшка. Ну а сейчас пришло время расставанья До свиданья! Дети. До свиданья! Спасибо за внимание.