Конспекты НОД
Документы для скачивания
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора, конструктивная
Цель: Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства.
Задачи:
-Продолжить знакомство детей с творчеством русского народного промысла, историей создания матрешки, техникой рисования ватными палочками;
- Приобщение детей к эстетическим понятиям, к культуре родной страны.
- Развитие интереса к народным игрушкам, чувства композиции, воображения, мышления, исследовательских умений.
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
- Воспитывать интерес и любовь к народным игрушкам, уважение к творчеству народных умельцев, художественный вкус, доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности.
- Воспитывать желание самостоятельно творить по мотивам русского народного творчества.
Планируемые результаты: активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «матрешка», участвует в выставке детских работ, в разговоре с педагогом во время обсуждения возникновения матрешки, приемов рисования матрешки, с интересом слушают рассказ педагога, с правильной интонацией рассказывает стихотворение про матрешку, владеет основными танцевальными движениями при участии в хороводной игре «Мы веселые матрешки».
Музыкальное сопровождение: русская народная мелодия «Русская изба».
Материал и оборудование: иллюстрации с изображением матрешек;
презентация в электронном виде «Матрешки в гостях у малышей»; книжка С.Маршака «Матрешки»; корзинка; матрешки; магнитофон; силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги; гуашь; ватные палочки; салфетки.
Предварительная работа: Беседы с дошкольниками о творчестве русских народных мастеров; рассматривание иллюстраций с изображением матрешек; чтение и разучивание стихов о матрешках; загадывание загадок о матрешках; рассматривание и раскрашивание узоров в книжках раскрасках; обследование и рассматривание русских расписных кукол, материал (дерево).
Содержание организованной образовательной деятельности детей
- Начало НОД.
Психологический настрой
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в зал и рассаживаются на стульчиках.
II.Основная часть НОД
- Отправка в путь
Воспитатель:
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В группе у меня.
Дети.
Здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети.
Да, любим!
Воспитатель:
Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости, а вот к кому пойдём – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская ………
Дети.
Матрёшка.
Воспитатель:
Правильно, матрёшка!
Путь не близкий будет, что же, не беда!
С музыкой нам весело, хорошо всегда!
Ну что, готовы в путь дорогу?
Дети.
Да.
Воспитатель:
А вот на чём мы поедем в гости?
Дети.
На паровозе!
Воспитатель:
Все за мною становитесь,
Друг за другом повернитесь!
Я – ваш новый паровоз,
Ничего, что нет колёс!
Друг за другом мы пойдём,
За вагончиком вагон.
Под музыку песни «Поезд» ( CD «Танцуй малыш» Т. Суворова) дети выполняют музыкально-ритмические упражнения. Дети замечают домик, из которого выходит матрёшка.
- В гостях у матрешки
Матрёшка.
Здравствуйте, дети!
Дети.
Здравствуй, матрёшка!
Матрёшка.
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова матрёшка выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка.
Не одна я в домике была, а с подружками своими.
Отдаёт воспитателю матрёшку – игрушку.
3.Чтение стихотворений
Воспитатель
Да где же они, подружки твои? Ребята вы видите подружек?
Дети.
Нужно матрёшку раскрыть и подружек достать.
Воспитатель раскрывает матрёшку и расставляет всех матрёшек на стол.
Воспитатель
Ребята, а давайте посчитаем, сколько еще подружек у нашей матрешки?
(дети считают матрешек)
Воспитатель
Ребята, а что вы знаете о такой русской народной игрушке, как матрёшка?
1 ребёнок.
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок.
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок.
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
Воспитатель
Молодцы, ребятки!
Матрешка: Ребята, а вы знаете, как я родилась? Хотите узнать об этом?
(Ответы детей).
Воспитатель: Садитесь поудобнее и внимательно смотрите.
(Рассказывает об истории матрешки)
Воспитатель: А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки. Появилась первая матрёшка в России очень давно, более 100 лет назад.
Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
(Слайд 3 презентации «Японец»)
Они переодели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали яркий платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. И назвали её старинным русским именем – Матрёшей. (Слайд 3 презентации «Русская матрешка»)
Матрешка - русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных куколок может быть разным от трех и больше. Они состоят из двух частей – верхней и нижней. Это старинная игрушка. С ней любили играть ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Нашу Матрешку любят и знают во всем мире. Матрешка стала символом нашей Родины.
Воспитатель: Посмотрите, как рождается матрешка.
(СЛАЙД )
Я вам покажу матрешку только что выточенную еще не расписанную. Она выглядит вот так. (Показывает деревянную заготовку).
Воспитатель: Затем, художник начинает расписывать матрешку. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка в русском сарафане. Вы обратили внимание, что Матрешки разные: одни расписаны одним рисунком, другие по-другому. Каждый художник придумывает свой рисунок, поэтому Матрешки не похожи друг на друга. Эти матрешки называются авторскими.
(Слайд презентации «Русская матрешка Матрешки»
Физкультминутка
4.Хороводная игра «Мы веселые матрешки»
Мы веселые матрешки, |
Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается |
Ладушки, ладушки, |
Хлопают в ладоши. |
На ногах у нас сапожки, |
Показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат |
Ладушки, ладушки. |
Хлопают в ладоши. |
В сарафанах наших пестрых, |
Кружатся. |
Ладушки, ладушки, |
Хлопают в ладоши. |
Мы похожи, словно сестры, |
Кружатся. |
Ладушки, ладушки. |
Хлопают в ладоши. |
|
|
- Рисование матрешки
Матрешка: Ребята в моей корзинке для вас есть еще что-то. Скажите кто это?
(Достает силуэты матрешек)
Ответы детей: Это матрешки.
Воспитатель: Возьмите каждый по матрешке, мне кажется они грустные. Как вы думаете, почему?
Ответы детей: Они не раскрашены, на сарафанах не раскрашены цветы и платочек на голове.
Воспитатель: Давайте поможем матрешкам. Мы сейчас превратимся в настоящих художников и разрисуем своих матрешек. Пройдите к столам садитесь поудобнее.
- Пальчиковая гимнастика «Матрешка в гости пришла»
Дуйте в дудки,
(имитируйте игру на дудочке)
Бейте в ложки,
(хлопайте в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки.
(шагайте пальчиками обеих рук по столу)
Ложки деревянные
(вытягивайте обе руки, сложенные «ковшиками» вперёд)
Матрёшечки румяные.
(качайте головой, поднеся руки к щёчкам)
Воспитатель: Рисовать мы с вами будем ватными палочками.
На столе перед вами стоят краски, ватные палочки, салфетки. Краски какого цвета стоят на ваших столах? Возьмите свою Матрешку и начинаем работу. Платочек у нашей матрешки должен быть желтого цвета. А какие цветы изображены у ваших матрешек на фартучках? (Ответы детей). Правильно, эти цветы называются розами. Розы у нас должны быть красного цвета. Вы помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
Дети рисуют. Воспитатель помогает в процессе рисования детям, которые затрудняются выполнить задание.
III. Заключительная часть НОД.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, у вас все получается. Мне понравилось, как вы справились с заданием
Вот и матрёшки ваши готовы. Вас по праву можно назвать настоящими мастерами, художниками. Каких красивых матрешек расписали. А теперь давайте мы положим их на окошко, чтобы они высохли, а потом обязательно, рассмотрим и каждый найдет свою Матрешку.
А сейчас ребятки я хочу у вас спросить:
А чем же мы с вами занимались сегодня?
Что нового узнали вы сегодня?
Понравилось ли вам ребята в гостях у Матрёшки?
Дети.
Да понравилось.
Воспитатель
Давайте скажем одно волшебное слово нашей Матрёшке за то, что она нас у себя в гостях принимала. Какое это слово?
Дети.
Спасибо!
Матрёшка.
Ну а сейчас пришло время расставанья
До свиданья!
Дети.
До свиданья!
Спасибо за внимание.