Картотека народных игр
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовател ьное учреждение детский сад №9 «Малахитовая шкатулка» Картотека народных игр Составитель: Николкина С. М. г. Н ижневартовск «Козел» Цель игры: развить чувство ритма, интонационную выразительность речи, научить чувствовать партнера. Атрибуты: маска или кукла козла. Описание игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается Козел, который стоит посередине круга и танцует. Дети поют и выполняют движения по тексту: Шел Козел дорогою, дорогою, дорогою, Нашел Козу безрогую, Безрогую Козу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Печаль – тоску разныкаем, разныкаем, разныкаем, р азныкаем тоску. Находят пару и танцуют. Результат игры: у детей активизируется и пополняется словарный запас, раскрепощаются. Развивается память, внимание. «Дударь» Цель игры: закрепить знание частей тела, выполнять движения согласованно. Описание игры: дети встают в круг, по считалке выбирают Дударя, который встает в центр. Участники игры идут по кругу и произносят слова: Дударь, Дударь, Дударище, Старый, старый старичище, Яво под колоду, яво под сырую, яво под гнилую. Дударь, дударь, что болит? Дударь называет любую часть тела. Играющие берут друг друга за эту час ть тела и снова идут по кругу, произнося слова( 3- 4 раза) . В конце игры все кричат: «Выздоровел» Результат игры: закрепляется знание частей тела, преодолевается стеснение. «Бирюльки» Цель игры: развитие ловкости, внимания, усидчивости. Атрибуты: одинаковые палочки или фигурки. . Описание игры: игроки двумя пальчиками или специальным крючком выхватывают какую- либо фигурку( палочку) , не задевая соседние. Надо побуждать ребенка, чтобы он стремился усердно выбирать фигурки. Побеждает тот, у кого не развалятся фигурки( палочки) . Результат игры: дети становятся более усидчивыми, терпеливыми. «Матушка Весна» Цель игры: закрепить знание весенних месяцев, упражнять детей в ходьбе. Атрибуты: 2 зеленых султанчика или ленты. Описание игры: выбирается Весна. Двое детей зелеными лентами образуют ворота. Все дети говорят: Идет матушка Весна, Отворяйте ворота. Первый Март пришел, Всех детей провел. А за ним и Апрель Отворил окно и дверь! А уж как пришел Май- Сколько хочешь гуляй! Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг. Результат игры: дети учатся ходить друг за другом, не толкаясь и образовывать ровный круг, закрепляется знание весенних месяцев. «Здравствуйте» Цель игры: развитие ловкости, внимания, уважения друг другу. Описание игры: дети встают в круг лицом, , плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает руками одного из игроков. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные сто роны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Здравствуйте». ( Можно назвать имя) . Затем бегут дальше, пытаясь занять свое место в кругу. Тот, кто остается без места, становится водящим. Результат игры: дети преодолевают стеснение, неуверенность; развивается быстрота реакции, создается хорошее настроение. «Сахаринка» Цель игры: развить чувство ритма, интонационную выразительность речи, научить чувствовать партнера. Описание игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается сахаринка, которая стоит посередине круга и танцует. Дети поют: Сахаринка на полу да на полу, Не ленива Сахаринку подниму, Сахар съела, песню спела, Целовать дружка хотела- а. Раз –д ва- три. Сахаринка, закрыв глаза, как часовая стрелка, кружится и на «три» останавливается. Напротив кого остановится, тот выходит к Сахаринке, встают спиной друг другу. Снова считают: «Раз, два, три». Стоящие внутри круга должны повернуть головы в любую сторону. Если оба в одну сторону, то обнимаются( целуются) ; если в разные стороны, то не обнимаются( не целуются) . Затем меняются местами. Игра продолжается. Результат игры: дети раскрепощаются, уравновешивается эмоциональное состояние играющих. 154940135255 «Красное знамя» Цель игры: научить действовать согласованно. Описание игры: Участники делятся на 2 команды, встают друг против друга. Сначала одна команда, затем вторая идут одной линией напротив другой команды со словами: Красное знамя, ударное звено, дайте нам Машу( имя участника противоположной команды) и больше никого. Кого назвали, те выходят на середину. Перетягивают руками в свою сторону друг друга. Кого перетянули, тот присоединяется к тем, кто оказался сильнее. Становится участником уже другой команды. Результат игры: дети учатся сопереживать, поддерживать друг друга, развивается чувство ритма. «Лен» Цель игры: преодолеть стеснение, развить коммуникативные навыки. Описание игры: выбираем Льна и Думных Бояр( 2- 3 ребенка) по считалке. Думные Бояре будут назначать задания. Во время песни все надевают на Льна свои фанты. Сидит Лен под кустичком, под березничком Приоденьте его, приобуйте его! С малого ребенычка шелкова пеленычка, С мужичка – дурочка опоясычка. С красной девицы – души алу ленту из косы, Алу ленту из косы и платочек с головы. Лен: - Думные Бояре, что этому фанту сделать? Думные Бояре: - Сесть ко Льну на колени и поцеловать его. - Всем кланяться до земли и говорить «спасибо»- Сказать скороговорку: Шла мышка, нашла шишку…. . Результат игры: дети преодолевают стеснение, неуверенность; развиваются коммуникативные навыки, активизируется речь