Статья. Проектная деятельность как одно из направлений успешной социализации дошкольников
Документы для скачивания
Проблема социализации не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных в силу трансформации определенных ценностных ориентаций как в процессе развития общества, так и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры.
Модернизация системы российского образования выдвинула на первый план задачи укрепления позиций личностно ориентированной педагогики, предполагающей создание благоприятных условий для развития каждого ребенка. Одной из функций современного образования является формирование у детей готовности к вхождению в социум. Такую возможность необходимо предусмотреть по отношению к каждому ребенку, но при этом учесть индивидуальные особенности разных групп детей.
В ФГОС в разделе «Требования к структуре образовательной программы ДО и ее объему» говорится, что образовательная программа должна учитывать «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности…»
Образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новую цель – создание условий для всемерной поддержки самораскрытия детей, их позитивной социализации. Какую социализацию уместно назвать позитивной? Позитивная социализация – это освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства, происходящее в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленное на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
Какие направления (слайд 4), компоненты позитивной социализации можно выделить? Первое – это эмоциональное благополучие ребенка в любом коллективе; второе – позитивное восприятие окружающего мира; третье – коммуникативная компетентность дошкольника; четвёртое – развитие социальных навыков детей соответственно возрасту. Дошкольный возраст – «начальный период осознания р ребёнком самого себя, своих мотивов и потребностей в мире человеческих отношений» [3, с. 74].
Практическая комплексная работа с детьми специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как одно из направлений успешной социализации дошкольников.
В ходе проектной деятельности дошкольники, на мой взгляд, приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.
Цель проектной деятельности в Детском саду – направить познавательную деятельность воспитанников на определенный и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.
Особенностью проектной деятельности старших дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе Детского сада педагогами создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы, воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность. Последнее из перечисленного и является составляющими социализации.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу сказать, что участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату.
Многолетний опыт работы с детьми над проектами позволяет сделать вывод, что внедрение проектной деятельности в образовательно – воспитательный процесс обусловлено противоречиями между:
- познанием детьми окружающего мира и использованием этих знаний для успешной социализации дошкольника;
- между полученными знаниями продуктивно – экспериментальным путем и оформлением их в долгосрочный или краткосрочный проект.
Проблема: каким должно быть содержание работы над проектом, чтобы способствовать успешной детской социализации.
Цель: выстроить образовательно – воспитательный процесс таким образом, чтобы через проектную деятельность ребенок смог получить знания об окружающем мире.
Задачи:
1.Организовать образовательный процесс через реализацию деятельностного подхода.
2.Составить план по взаимодействию с родителями при реализации работы над проектом.
3.Учить детей работать над проектом.
Для того, чтобы проектная деятельность стала эффективным направлением социализации, она должна стать совместной для воспитателей, родителей и детей, которая бы и обеспечила условия формирования социальной компетентности ребенка.
Как показали данные анкетирования родителей, 91% опрошенных знают, что такое «проект и проектная деятельность», 96% утверждают о необходимости использования проектной деятельности в дошкольном образовании и 90% готовы оказать посильную помощь при реализации любого проекта.
Процесс проектирования начинается с ориентации на актуальную проблему, исходя из запроса родителей, воспитанников, педагога. В ходе реализации проекта происходит совместное обсуждение путей решения заявленной проблемы, выбор средств и способов, организация совместной деятельности, проведение итогового творческого дела или презентация проектов, обсуждение полученного результата, ориентация на новую проблему.
Успешность в реализации проектов зависит от соблюдения в практической деятельности принципа интеграции, т. е. проектная деятельность должна проходить через все виды детской деятельности. Результат проектной деятельности должен обсуждаться и сравниваться с замыслом.
Считаю, что дети, участвуя в проектной деятельности, не только приобретают умения находить нужную информацию, планировать совместную деятельность, выбирать средства и способы получения результата, делать выводы, но и расширяют свой социальный опыт, демонстрируют интегративные качества и социальную компетентность. Важно чтобы проекты были актуальными и интересными для детей определенной возрастной группы. В процессе проектирования дети, родители, воспитатели должны быть равноправными заказчиками, исполнителями, участниками от зарождения идеи до получения результата.
Большинство разработанных проектом под моим руководством – это проекты патриотической направленности. Большое значение для формирования патриотических чувств имеет семья, так как именно она является источником и опосредующим звеном передачи ребенку - исторического опыта, семейных ценностей. И в статье 18 Федерального социально Закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Поэтому чтобы выполнять закон, необходимо расширять педагогическую грамотность родителей, педагогическим работникам необходимо использовать новые формы сотрудничества, как с родителями, так и с воспитанниками.
Приведу примертого, как работа над проектом влияет на детскую социализацию.
Проект «Путешествие в Олимпиаду» не только позволил детям получить знания о зимних видах спорта, но и на их основе разработать спортивный костюм и стадион будущего; стать участниками своих малых олимпийских игр, что сплотило детский коллектив и детско – родительский.
Только что реализованный проект для младшей группы «Защитник Отечества» не только дал детям представления о том, кто такой защитник Отечества, о празднике; позволил развить творческую активность, умение работать всем вместе, выполнять поручения с родителями дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность способствует успешной детской социализации.
Цель и задачи на середину младшей группы частично выполнены.