Индивидуальный маршрут развития (образования) ребенка с ОВЗ
Документы для скачивания
- I. СВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
1.Ф.И.О. воспитанника________________________________
- Дата рождения: ______________________________________________________
- Адрес: по прописке
по месту проживания __
телефон _________________________________________________________
- Состав семьи: полная_________________________________________________________
- Сведения о родителях (законных представителях):
а) ФИО матери ___ ___________________________________
год рождения ____________________________________________________________________
образование __ __________________________________________________
место работы, должность:__ ________________________________________
б) ФИО отца _ _______________________________________
год рождения _________________________________________________________________
образование _ _________________________________________________
место работы, должность_»____________________________________________
- Пребывание в других детских учреждениях: __ __________________________________
- Дата поступления в МАДОУ «Детский сад №9 «Калинка» _._______________
- Статус: «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
- II. МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ
- Физическое развитие _гармонич. средн.__________________________________________
- Неврология__задержка развития речи____________________________________________
- Зрение норм._________________________________________________________________
- Слух _в норме _______________________________________________________________
- Опорно-двигательный аппарат_________________________________________________
- Диагноз психиатра ___________________________________________________________
- Диагноз логопеда _задержка развития речи_______________________________________
- Данные о текущем лечении_____________________________________________________
- Группа здоровья: II ___________________________________________________________
- Мед.группа для занятий физкультурой: основная__________________________________
III. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
ГРУППА СОПРОВОЖДЕНИЯ.
- Воспитатели группы
- Музыкальный руководитель
- Учитель – логопед
- Педагог - психолог
Основные особенности развития ребенка
Способность к самостоятельному передвижению |
В соответствии с возрастом |
Способность к самообслуживанию |
Навыки самообслуживания развиты: - Навыки личной гигиены: умывание, расчесывание волос: владеет; - Самообслуживание в одевании и раздевании: а) раздевание: владеет; б) одевание: владеет; - Самообслуживание при приеме пищи: полностью пользуется столовыми приборами. |
Способность к общению |
Недостаточная сформированность фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка с преобладанием неполноценности смысловой стороны речи. Особенности поведения: игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушения коммуникативного поведения. Уровень развития навыков социализации не соответствует возрасту. |
Особенности развития познавательной сферы |
Уровень развития компонентов познавательной деятельности не соответствует возрасту; трудности в формировании знаний, умений и навыков. |
Особенности развития эмоционально-волевой сферы |
Нарушения эмоционально-волевой сферы: самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние другого человека.
|
- Долгосрочная цель сопровождения
Создание условий для освоения ребенком с ЗПР программы дошкольного образования, разностороннего развития с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- Срок реализации индивидуального маршрута.
С ________________ по _________________
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с ОВЗ |
||
Программно-методическое обеспечение |
- ООП ДО; АОД ДО для детей с ЗПР;
|
|
Физическое развитие |
||
Задачи. |
Развитие и совершенствование культурно-гигиенических навыков и содействие усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни. |
|
Содержание работы |
||
Развитие и совершенствование культурно-гигиенических навыков и содействие усвоению элементарных гигиенических знаний и основ здорового образа жизни. |
- педагог совершенствует ранее приобретенные навыки; формирует у ребенка знания и представления о здоровом образе жизни: одеваться по погоде, регулярно гулять, заниматься зарядкой, не нарушать режим и пр. - содействует выработке полезных привычек: учит ребенка следить за чистотой своего тела (напоминает ребенку о необходимости мыть руки после пребывания на улице, после посещения туалета, перед едой; ежедневно мыть лицо, шею, ноги), следит за опрятностью одежды, прически. |
|
Социально-коммуникативное развитие |
||
Задачи |
-Формирование у ребенка культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми. -Формирование доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей. - Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр. -Формирование у ребенка понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой. -Обучение ребенка правилам безопасного поведения в различных ситуациях. |
|
Содержание работы |
||
Формирование у ребенка культурных норм поведения и общения с детьми и взрослыми. |
-педагог формирует начала культурного общения: приучает приветливо здороваться и прощаться; называть сверстника по имени; доброжелательно обращаться с просьбой, предложением, благодарить за помощь, угощение; выражать отказ, несогласие в приемлемой форме, не обижая другого (СРИ, дидактические игры и пр.) -приобщает ребенка к культуре поведения в быту: дает представления о правильном, аккуратном поведении за столом, в помещении, учит замечать неполадки в одежде, обуви, окружающих предметах и находить самостоятельно или с помощью взрослого способы их устранения; дает образец этически ценного поведения по отношению друг к другу; высказывая похвалу-одобрение и выражая свои чувства («Мне нравится слушать, как ты поешь песенку», «Я рада, что ты пришел!»). |
|
Формирование доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей. |
-Педагог воспитывает у ребенка интерес и доброжелательное отношение к окружающим; - раскрывает ребенку мир чувств и переживаний людей (взрослых и сверстников); развивает стремление видеть и понимать, когда человек спокоен, сердится, волнуется, радуется, грустит; обсуждает, почему кто-то из близких взрослых или сверстников в таком настроении, побуждает проявлять отзывчивость к его переживаниям, содействие, используя естественно возникающие в группе ситуации, а также опыт детей, полученный в слушании художественной литературы, в играх по сюжетам сказок, различных видах театра с участием детей и взрослых, отображающих отношения и чувства людей; помогает ребенку реагировать на эти состояния адекватным образом («Машенька грустит. Давай позовем ее в нашу игру!», «Петя плачет — ему обидно, что ты отнял его машинку. Давайте, вы поиграете в нее вместе, будете катать друг другу (или: поменяетесь, поделитесь и т.п.)); в то же время педагог побуждает ребенка сдерживать себя и выражать свои чувства в приемлемой форме (не толкать, не бить другого, не вырывать игрушку, просить, предлагать на время поменяться и т.п.); побуждает ребенка видеть связь между эмоциональным состоянием человека и причиной, вызвавшей это состояние, - педагог демонстрирует свои отрицательные переживания, связанные с негативным поведением ребенка, озвучивает их («Мне не понравилось, как ты разговаривал с Колей»); оценивая действия и поступки, а не личность ребенка; отмечает удачи и достижения ребенка лишь по отношению к его собственным успехам и неудачам, а не сравнивает с достижениями других детей; поддерживает высокую общую самооценку ребенка («Я — хороший!»); - педагог поддерживает постоянную связь с ребенком (кивает головой, улыбается, проявляет другие знаки внимания), всем своим видом давая ребенку понять: «Я с тобой, я тебя понимаю»; - педагог вовлекает ребенка в досуговые игры, в т.ч. в игры-забавы, проводимые с народными игрушками; персонажами кукольного театра, музыкальными игрушками (обыгрывание с ребенком знакомых ему стишков, сказок, песенок и т.п.); организует несложные празднично-карнавальные игры; повышает положительный эмоциональный тонус ребенка, начинает развивать понимание юмора, ощущение праздничной общности между детьми и взрослыми (во время праздников, игровых шествий с куклами); - педагог обогащает представления ребенка о сверстниках группы, об их отношениях: кто с кем чаще общается, играет, рисует; кто с кем дружит; обсуждает с ним выбор партнеров; способствует осознанию ребенком своего положения среди сверстников, характер отношений к нему других детей и на основе возрастающей потребности в общении со сверстниками создает условия для возникновения детского сообщества; - педагог предлагает ребенку поинтересоваться, доволен ли другой тем, какие игрушки, фломастеры, карандаши ему достались, как распределили роли, поручения, обязанности («Ты согласен?», «Доволен?», «Не будешь обижаться?»); - помогает ребенку рассказывать о своих чувствах, подводит его к необходимости принять приемлемое в данной ситуации решение; - поддерживает потребность в положительной самооценке, способствует укреплению веры в себя, свои силы, развитию самостоятельности и уважения к себе (хвалит ребенка, пусть даже за незначительное достижение, приободряет словом, улыбкой, прикосновением и т.п.); - развивает и поддерживает интерес и внимание к окружающим взрослым и детям; побуждает проявлять доброту, заботу о другом человеке, участвовать в различных видах деятельности рядом и вместе с другими детьми, не мешая им. |
|
Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; поддержка развития самостоятельности в самообслуживании и при организации разных игр. |
- создает условия для овладения разнообразными способами и средствами общения: называть взрослого по имени и отчеству; обращаться к сверстнику по имени, названию роли («водитель», «доктор»), использовать как речевые, так и неречевые приемы привлечения внимания другого человека к себе, своим действиям: «посмотри сюда...», «послушайте, пожалуйста...», при этом смотреть в глаза, приветливо откликаться на просьбу, слушать ответ других детей; - при конфликте ребенка со сверстниками побуждает ребенка «договариваться», помогает выслушивать других детей, их желания, дает возможность сказать о своем желании и вместе найти способ разрешения конфликта; учит ребенка «мириться»; - использует художественную литературу, обсуждая с ребенком особенности поведения, характерные для мальчиков (сильный, смелый, трудолюбивый, заботливый и т.д.) и девочек (нежная, скромная, красивая, чуткая и т.д.), а также общечеловеческие (терпеливый, доброжелательный, готовый помочь другому и т.д.); - педагог поддерживает самодеятельную игру ребенка, помогает организовывать взаимодействие ребенка со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; поддерживает образование культурного игрового детского общества: партнерство и уважительное отношение играющих детей друг к другу, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний, стремление соответствовать реальному событию; - продолжает развивать самостоятельность в самообслуживании; - приближает ребенка к более адекватной самооценке конкретных собственных достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.), начиная с положительных оценок («Это у тебя получилось очень хорошо, а вот здесь…»); - помогает ребенку регулировать собственное поведение на основе усвоенных норм и правил (обиделся, хотел стукнуть обидчика, но не сделал этого; не успел взять игрушку, которую хотел, но не стал отнимать у другого ребенка, а попытался договориться: играть ею вместе, играть по очереди и т.п.); - формирует у ребенка способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно-ролевой игре; - учит поддерживать беседу, прежде всего своим примером учит инициативно высказываться, задавать вопросы, передавать в речи свои представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности. |
|
Формирование у ребенка понимания значения своего труда для других, стремления оказывать посильную помощь, поддержка чувства удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой. |
- педагог формирует у ребенка первоначальные представления о домашней хозяйственной деятельности взрослых (ходят в магазин, убирают квартиру, следят за порядком, и т.п.); воспитывает уважительное отношение к труду других людей; продолжать знакомить ребенка с профессиями работников дошкольного образовательного учреждения (врач, прачка и др.); с профессиональной деятельностью родителей и членов семей воспитанников; с трудом взрослых ближайшего социального окружения (магазин, больница, почта, парикмахерская и т. д.) через дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы; - поощряет ребенка в оказании посильной помощи сверстникам и взрослым (в уборке игрушек, подклеивании книг и др.); - организует дежурство (раскладывание салфеток и приборов при подготовке к обеду, или подготовке материалов к разным видам совместной деятельности и т.п.); - привлекает к участию ребенка в выполнении коллективных поручений, - привлекает ребенка к участию в различных досуговых мероприятиях (утренники, развлечения и пр.), участию в выставках работ и пр. |
|
Обучение ребенка правилам безопасного поведения в различных ситуациях |
- Педагог обеспечивает усвоение правил безопасного поведения в детском саду и на участке (до чего можно и нельзя дотрагиваться, куда можно и нельзя залезать, какие предметы могут представлять собой опасность на улице), используя дидактические, сюжетно-ролевые игры, беседы и пр.; - формирует у ребенка основы безопасного поведения на улице, в общественном транспорте, дает первые представления о правилах дорожного движения (значения сигналов светофора, знак и разметку пешеходного перехода и т.п.) посредством дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр, бесед и пр.; - прививает осмотрительность в незнакомых и в сложных ситуациях; учит (не запугивая при этом ребенка) быть осторожным при встрече с незнакомыми людьми: не входить с посторонними в лифт, не уходить с территории детского сада без разрешения воспитателя (д/игры, СРИ, беседы, чтение х/л и пр.); - знакомит с основными правилами поведения при болезни (лежать в постели, смотреть книжки, пить лекарства) через СРИ, д/и, беседы и пр.; - приучает ребенка, по мере адаптации к различным жизненным ситуациям, оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений, учит предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее (СРИ, беседы, д/и и пр.); - в конкретных случаях обращает внимание ребенка на то, как опасно брать в рот мелкие предметы, игрушки, другие несъедобные предметы; рассказывает ребенку об опасностях злоупотребления сладостями, мучными, жирными продуктами, проигрывая разные ситуации. |
|
Познавательное развитие |
||
Задачи |
- Воспитание стремления ребенка узнавать новое, задавать вопросы, формирование познавательной мотивации. - Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. - Развитие умений сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине), выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке с небольшой разницей в размере; формирование обобщенного способа обследования предметов. - Развитие умений различать пространственные характеристики объектов — протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.); умений анализировать объекты в следующей последовательности: объект в целом —части и их расположение — детали — вновь объект в целом, что создает целостно-расчлененное представление об объектах. - Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире. - Развитие представлений об устройстве человеческого жилья (квартиры, дома), о предметах домашнего обихода (мебели, одежде, посуде и т.д.), о материалах, из которых изготовлены предметы, об отдельных транспортных средствах и т.п. - Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. |
|
Содержание работы |
||
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Развитие представлений об устройстве человеческого жилья (квартиры, дома), о предметах домашнего обихода (мебели, одежде, посуде и т.д.), о материалах, из которых изготовлены предметы, об отдельных транспортных средствах и т.п.
|
- Педагог побуждает ребенка говорить, как его зовут, сколько ему лет, что он умеет делать; называть имена других детей, побуждает его рассказывать о своей семье, о своих игрушках и занятиях в течение суток (утром, днем, вечером, ночью), называть и различать время суток; знакомит с тем, что люди должны в определенное время есть, пить, спать, обсуждает, чем занимаются взрослые и дети (например, взрослые ходят на работу, дети — в детский сад, школьники учатся); - рассказывает о домашней хозяйственной деятельности взрослых, о труде работников детского сада (помощника воспитателя, повара, дворника, водителя); знакомит с тем, кому и в каких ситуациях нужны определенные вещи (чтобы пришить оторвавшуюся пуговицу, нужна иголка, нитка соответствующего цвета, наперсток; чтобы починить полку, нужна отвертка, шурупы и т.п.); - формирует элементарные представления о домах, в которых живут люди; о приготовлении пищи (суп варят, овощи режут, молоко кипятят); о посуде; одежде (в разную погоду надевают разную одежду, одежду можно шить, вязать); о том, что предметы и вещи продаются в магазине; рассказывает и показывает, как организован труд людей в магазине, на почте, в поликлинике, что и для чего делают взрослые в этих местах; - расширяет представления детей о свойствах разных материалов в процессе работы с ними: ткань мнется, рвется, намокает и т.п., соленое тесто — мягкое, пластичное, легко разделяется на части и опять соединяется в целое и т.д.; подводит к пониманию того, сходные по назначению предметы могут быть разной формы и сделаны из разных материалов, дает почувствовать и ощутить, что предметы имеют разный вес, объем: дети учатся взвешивать предметы и сравнивать их между собой, избегая делать ложные выводы (большой предмет не всегда оказывается более тяжелым); - показывает ребенку существующие в окружающем мире простые закономерности и зависимости, например: если холодно — нужно теплее одеться, если темно — нужно зажечь свет, если сильный ветер — закрыть окно. Учит замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий (чтобы съесть суп, нужно взять ложку, если взять маленькую ложку, суп придется есть долго, поэтому столовая ложка для супа, а чайная ложка — для запеканки; если приготовим маме к празднику открытку и подарок, то мама будет рада; если несколько кубиков поставить друг на друга неровно, то башенка может упасть; если порвалась варежка — ее нужно зашить; - развивает умения ребенка находить взаимосвязи характеристик предмета: формы, цвета, размера, веса, материала, функционального назначения; ребенок сравнивает предметы между собой, замечает их отличия друг от друга, узнает, как они называются; - учит обобщать предметы по определенным признакам (одежда, посуда, мебель, транспорт; могут плавать, тонуть, летать и т.п.), развивает умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан. |
|
Формирование первоначальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках. |
Педагог начинает знакомить ребенка с его малой родиной; обсуждает с ребенком, какие праздники празднуются в разное время года; объясняет, как к ним нужно готовиться (беседы, чтение х/л, СРИ, дидактические игры и пр.)
|
|
Формирование элементарных представлений о взаимосвязях и зависимостях в окружающем мире |
- Педагог организует систематические наблюдения за комнатными растениями, декоративными растениями клумб и дикорастущими растениями участка (когда у них появляются листья, цветки, какого они цвета, как пахнут, что требуется для их роста; -знакомит ребенка с сезонными явлениями, делая акцент на взаимосвязях природных явлений: осенью - становится холодно, идут частые дожди, дуют ветры, опадают листья, исчезают бабочки, жуки, комары; некоторые птицы улетают, так как им нечем питаться, некоторые звери делают запасы или готовятся к зимней спячке, меняют окраску, чтобы быть незаметными на снегу; зимой — мороз, снегопад, водоемы покрыты льдом, лед твердый, скользкий, большинство деревьев и кустарников остается без листьев; зимующие птицы часто прилетают к жилищу человека, чтобы найти еду; весной — теплеет, тает снег, вырастает трава, листья, распускаются цветы, к цветам прилетают бабочки, жуки; летом - солнечно, тепло, много травы, цветущих растений, созревают ягоды, фрукты, много бабочек, жуков, стрекоз и птиц, зверей, которые находят самый разный корм; - формирует представления о самых простых природных взаимосвязях (одни животные и растения обитают в лесу, другие - в озерах, третьи - на лугу); о целостности природы и о связи человека с ней (человек не может прожить без природы, которая является «домом» всех живых существ); помогает устанавливать элементарные причинно-следственные связи в природе: между явлениями природы (с первым теплом появляются растения, прилетают птицы, а осенью они улетают на юг, туда, где тепло; для того, чтобы сохранить животных, нужно беречь их «дома» — места обитания); между состоянием объектов природы и окружающей среды (растениям нужна вода, свет, почва и т.п., животным — вода, пища и т.п.); - объясняет на примере парка (леса, луга, озера), как животные, растения связаны между собой и с окружающей средой (на дубе вырастают желуди, которые едят белки, птицы, кабаны, лесные мыши; лесных мышей ловит сова, лиса и т.п.); - поощряет самостоятельные «открытия» ребенком свойств природных объектов: жук, божья коровка при прикосновении улетают, а гусеница - уползает или падает с травинки; одни насекомые летают, другие ползают, третьи плавают в воде, камешки тонут в воде, песок сыплется, глина лепится, птицы летают, весной у растений сначала появляются листочки, а затем цветы, бабочки чаще летают там, где много цветов и пр.; - формирует представления о том, что человек тесно связан с природой: ему нужны чистый воздух, чистая вода; круглый год человек заботится о домашних животных и растениях, выполняет определенные сезонные работы. - предупреждает попытки ребенка пугать птиц, ловить животных, ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор на территории детского сада, в парке, сквере и объясняет, почему это нельзя делать, приводит альтернативные варианты действий (наблюдать за животными; наслаждаться растениями - нюхать и рассматривать цветы; любоваться красотой и чистотой участка). |
|
Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира |
- Педагог учит ребенка различению и называнию цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый) и их светлых и темных оттенков (темно-красный, светло-желтый и т.д.); геометрических фигур: круг, полукруг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник и объемных форм: куб, шар, кирпичик, брусок, пластина, призма, конус, цилиндр; - учит ребенка выстраивать сериационные ряды, выкладывая предметы в ряд по длине, высоте и ширине в возрастающем (от самого меньшего до самого большего) и убывающем (от самого большого к самому маленькому) порядке, сначала на трех-четырех предметах и со значительной разницей в размере (1—2 см), а затем на большем количестве (5—7 и т.д.) и с небольшой разницей в размере (в 0,5 см); - использует конструирование плоскостных изображений предметов (цветок, узор, домик и пр.) из готовых геометрических форм (картонных, пластмассовых элементов), располагая их в соответствии с замыслом в определенной последовательности; меняя пространственное расположение одних и тех же элементов, ребенок получает разные целостности (коврики с разным орнаментом, сюжетные картины, отражающие разные объекты, природные явления - «Осенний лес», «Улетающие птицы» и пр.; - учит ребенка считать до пяти - десяти; показывает, как образовывать разные количественные группы предметов, называя их тем или иным числительным; учит отсчитывать предметы из большего количества по образцу и названному числу, считать по осязанию, на слух; - учит различать направления (вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево), определять положение того или иного предмета в комнате по отношению к себе (слева от меня мяч, справа от меня Саша, далеко дерево, близко карандаш); - способствует обобщению накопленного ребенком сенсорного опыта в дидактических играх, разных видах детской деятельности: создании аппликации из разноцветных геометрических форм, созданию построек разной высоты и ширины, получению разных оттенков цветов путем добавления осветляющих красок в рисовании, осваивают пространственные характеристики (далеко — близко, высоко — низко, широко — узко и пр.) в движениях, подвижных играх с правилами. В процессе конструирования из строительного материала и деталей конструктора «Ле-го» педагог: - создает условия для поисковой деятельности и экспериментирования с новым материалом (конструктором Лего): выявление его свойств и возможностей, в том числе и способов крепления; - организует конструирование как по образцам (домики, трамвайчики), так и по заданным условиям в процессе их самостоятельного преобразования ребенком («построй такой же, но высокий» или «такой же, но длинный» и т.п.); - поддерживает стремление ребенка к конструированию по собственному замыслу; - приобщает ребенка к совместному с ним складыванию строительных деталей в коробки, называя их; - предлагает достраивать конструкции, начатые взрослым; - инициирует создание простейших построек для игры. |
|
Речевое развитие |
||
Задачи |
Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка. Включение ребенка в диалог всеми доступными средствами (вокализациями, движениями, мимикой, жестами, словами). |
|
Содержание работы |
||
Развитие понимания речи, накопления, обогащения и активизации словаря ребенка |
- В процессе режимных моментов и бытовых ситуаций подводит ребенка к пониманию функций предметов и действий с ними (это носочки, это сандали, наденем на ножки сандали); - Побуждает вопросами отыскивать предметы, игрушки (где собачка? Где у собачки носик?); - привлекает внимание к разыгрыванию небольших сценок с игрушками, сопровождаю действия словом (Лошадка гуляет. Покормим ее. Уложим спать.); - Учит узнавать предметы на картинке (часы, карандаши, лисичка и т.п.); - Демонстрирует одно и тоже действие с разными игрушками (покормим мишку, покормим собачку, покормим киску), разные действия с одной и той же игрушкой (покатаем собачку, погладим ее, покормим, уложим спать); - Побуждает соотносить действие со словом, выполнять не сложные просьбы (принеси машинку, уложи мишку спать). |
|
Для развития активной речи ребенка воспитатель: |
- Сопровождает свои действия словами, комментирует действия ребенка, задает вопросы (Кто? Что? Что делает?), побуждает активно высказываться, распространяя и дополняя его ответы; дает не сложные поручения (дай, принеси, покажи, возьми); - Побуждает ребенка к подражанию речи (скажи: «Ав, ав» - собачка лает), а во втором полугодии – заменять звукоподражательные слова общеупотребительными («тик-так» - часы, «мяу-мяу» - кошка); - Помогает строить фразы состоящие из 2-3 слов (мишка спит, Маша моет руки); - Активизирует речевые реакции детей путем разыгрывания простых сюжетов со знакомыми предметами, показа рисунка, отражающих понятные |
|
Художественно-эстетическое развитие |
||
Изобразительное искусство |
||
Задачи |
- Поддержание интереса к народному и декоративному искусству; - обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаков изображаемых объектов, их структуру и цвет( в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега; составлению предметных, сюжетных или декоративных композиций из разных материалов (в аппликации) как из готовых так и самостоятельно вырезанных простых форм; правильному пользованию ножницами (правильно держать, резать и передавать другому). - Развитие у ребенка способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках. |
|
Содержание работы |
||
- Поддержание интереса к народному и декоративному искусству; - обучение созданию с натуры или по представлению образов, передаче основных признаков изображаемых объектов, их структуру и цвет( в рисовании); более точному изображению объемных фигурок и созданию простых композиций из глины, пластилина, соленого теста, снега; составлению предметных, сюжетных или декоративных композиций из разных материалов (в аппликации) как из готовых так и самостоятельно вырезанных простых форм; правильному пользованию ножницами (правильно держать, резать и передавать другому). - Развитие у ребенка способности передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках. |
- поощряет интерес ребенка к изобразительной деятельности, создает условия для самостоятельного художественного творчества; - педагог учит приемам зрительного и тактильного обследования формы, показывая взаимосвязь характера движений руки с получаемой формой; - поддерживает желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учит самостоятельно находить простые сюжеты в процессе наблюдений в окружающей жизни, художественной литературе, помогает выбирать сюжет коллективной работы; - учит передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом -высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский — низкий, одноэтажный, деревянный); - знакомит с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги; - помогает воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учит координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие — для прорисовывания деталей, ритмичные — для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм; - показывает способы соединения частей в лепке, изменения формы кончиками пальчиков, сглаживание мест соединения; учит расписывать вылепленные из глины игрушки; - сочетает различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись, пластика) и конструирования на одном и том же занятии, когда одни детали вырезают и наклеивают, другие вылепливают, третьи прорисовывают, четвертые конструируют из бумаги; поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.; учит согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) при выполнении коллективных работ; - проявляет уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относится к результатам его творческой деятельности и самостоятельным находкам.
|
|
Художественное конструирование Конструирование из бумаги |
||
Задачи |
-Закрепление представлений ребенка о свойствах разной бумаги (одна хорошо намокает, легко рвется, режется и склеивается, а другая (ватман, картон) с трудом поддается деформированию и т.п.), создание простых поделок с опорой на эти представления. - Формирование новых способов создания красочных бумажных конструкций. - Формирование действий конструирования художественных композиций, как средства придания художественной выразительности образов. |
|
Содержание работы |
||
- Создание простых поделок. - Формирование новых способов создания красочных бумажных конструкций. - Формирование действий конструирования художественных композиций, как средства придания художественной выразительности образов. |
- Педагог помогает ребенку овладевать двумя новыми способами конструирования - складыванием квадратного листа бумаги: 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов, путем их распредмечивания (способ вне контекста конкретной поделки) и дальнейшего включения их в разные поделки; - способствует их обобщению: учит изготавливать простые поделки на основе этих способов, и на основе одного и того же способа — делать разные поделки (поздравительная открытка, сумочка, фартук для куклы и пр.); - учит самостоятельно создавать художественные образы путем дополнения их не только деталями, но и изменениями их формы. |
|
Конструирование из природного материала |
||
Задачи |
Развитие умения рассматривать материал и на этой основе строить какой-либо образ. |
|
Содержание работы |
||
Развитие умения рассматривать материал и на этой основе строить какой-либо образ. |
- Педагог приобщает ребенка к богатству естественных цветовых оттенков, определению фактуры материла на ощупь: шишка, мох, береста и пр., узнаванию в них знакомых форм; - учит ребенка рассматривать природный материал («На что это похоже?», «А если посмотреть сверху?», «А если перевернуть сучок?» и т. п.), подмечать детали, подсказывающие образ, и помогает их создавать с опорой на форму и фактуру материала; - организует прогулки в природу для целенаправленного сбора материала, как важного начала подведения ребенка к образному видению окружающего, с соблюдением правил поведения: не ломать ветки, а собирать сухие, не резать кору деревьев и т. п.; - организует выставки детских поделок, вместе с детьми украшает фигурками игровую комнату. |
|
Художественная литература и фольклор |
||
Задачи |
- Формирование ценностного отношения к книге. - Развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета. |
|
Содержание работы |
||
- Формирование ценностного отношения к книге. - Развитие понимания литературной речи, умения следить за развитием сюжета. |
- Педагог развивает у ребенка способность слушать литературные и фольклорные произведения различных жанров и тематики (сказку, рассказ, стихотворение); эмоционально реагировать на их содержание; - использует чтение книг как источник расширения и культурного обогащения мира ребенка представлениями о близком и далеком, о сказочных героях и их характерах, о реалистических событиях, поступках взрослых и детей; - учит ребенка следить за развитием действия в произведении; отвечать на вопросы на понимание прочитанного и обсуждать его; - привлекает ребенка к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых произведений, к их полной или частичной драматизации, выражению смысла художественного текста во внешних действиях; - использует высокохудожественные иллюстрации как одно из основных опорных средств, позволяющих ребенку следить за развитием действия и понимать текст; представляет ребенку некоторые произведения без зрительной опоры с целью развития его воображения, умения слушать речь и воспринимать литературный язык; - создает благоприятную атмосферу для детского словотворчества, игровых и юмористических вариаций стихотворных текстов, в частности, произведений поэтического фольклора, различных импровизаций на основе литературных произведений; - обогащает литературными образами игровую, изобразительную деятельность ребенка, конструирование и др.; - знакомит ребенка, как с отдельными произведениями, так и с циклами, объединенными одними и теми же героями; начинает читать произведения несколько большего объема - чтение с продолжением на следующий день; - читает ребенку ежедневно, выбирая для этого удобное время и соответствующие произведения (перед сном, перед едой, на прогулке и др.); - вырабатывать ценностное отношение к книге — бережное обращение, стремление самостоятельно и повторно рассматривать иллюстрации, желание повторно послушать именно эту книгу; |
|
Музыка |
||
Слушание музыки |
||
Задачи |
- Ознакомление ребенка с высокохудожественными и доступными для восприятия музыкальными произведениями. - Развитие музыкального восприятия, накопление музыкально-слухового опыта. - Обогащение представлений ребенка о жанрах музыкального искусства и средствах музыкальной выразительности. |
|
Содержание работы |
||
Ознакомление ребенка с высокохудожественными и доступными для восприятия музыкальными произведениями. - Развитие музыкального восприятия, накопление музыкально-слухового опыта. - Обогащение представлений ребенка о жанрах музыкального искусства и средствах музыкальной выразительности. |
- педагог поддерживает желание и развивает умение слушать музыку; - побуждает ребенка говорить об общем настроении и возможном содержании музыкальных произведений; - проявляет деликатность в общении с ребенком, уважение к его мнению о музыке, праву слышать и оценивать ее по-своему; - начинает знакомить ребенка с главным средством музыкальной выразительности - мелодией и составляющими ее интонациями, используя пьесы с ярко выраженным мелодическим началом; - знакомит с инструментами симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, учит узнавать тембры флейты, скрипки, баяна, балалайки и др.); - обеспечивает возможность воспроизводить прослушанные произведения в музыкальном движении (в том числе и в двигательной импровизации), оркестре, выразить впечатление о музыке в рисунках и т.д.; - проводит интегрированные занятия и досуговые мероприятия с использованием специально подобранных произведений художественной литературы и изобразительного искусства, соответствующих музыке по настроению и способствующих ее эмоциональному восприятию. |
|
Музыкальное движение |
||
Задачи |
- Развитие музыкального восприятия средствами музыкального движения: воспроизведение в движении более широкого спектра средств музыкальной выразительности (тембровых, динамических и темповых изменений, элементарных ритмических рисунков); - Развитие основных естественных движений и ориентировки в пространстве; - Развитие музыкально-двигательного творчества. |
|
Содержание работы |
||
Развитие музыкального восприятия средствами музыкального движения: воспроизведение в движении более широкого спектра средств музыкальной выразительности (тембровых, динамических и темповых изменений, элементарных ритмических рисунков); развитие основных естественных движений и ориентировки в пространстве; развитие музыкально-двигательного творчества. |
- Продолжает развивать ориентировку в пространстве: учит овладевать общим пространством помещения и его частями (центром, углами) при движении; - учит воспроизводить в движениях характер менее контрастной двух— и трехчастной музыки; помогает определять жанры марша и танца и выбирать для них соответствующие движения; - продолжает работу над основными движениями, уделяя особое внимание пружинности и легкости в разнообразных видах ходьбы и бега, свободе рук и всего плечевого пояса; знакомит ребенка с выразительным значением основных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег и др.); - знакомит ребенка с языком танцевальных движений как средством общения и выражения эмоций в танце (подзадоривание, утверждающие притопы и пр.); - учит использовать элементарные мимические и пантомимические средства выразительности в музыкально-двигательных сюжетных этюдах и играх, осваивая с детьми «гимнастику жестов» («прошу», «не надо», «показать» «спрятать» и др.).
|
|
Пение |
||
Задачи |
- Формирование естественного, непринужденного, легкого звучания голоса в пении, позволяющего ребенку петь чисто, музыкально и выразительно.
|
|
Содержание работы |
||
Формирование естественного, непринужденного, легкого звучания голоса в пении, позволяющего ребенку петь чисто, музыкально и выразительно |
- формирует певческие навыки: следит за правильной осанкой ребенка во время пения сидя и стоя, учит петь легко и звонко, бесшумно брать дыхание перед началом музыкальной фразы, четко артикулировать согласные и ясно произносить и пропевать гласные звуки; начинает специальную работу над интонированием мелодии голосом, добиваясь правильной передачи направления движения мелодии и точного воспроизведения отдельных ее фрагментов; учит петь музыкально и выразительно, передавая настроение и характер песни. - способствует становлению интонационно выразительной речи ребенка. |
|
Игра на детских музыкальных инструментах |
||
Задачи |
- Развитие чувства музыкального ритма, тембрового и динамического слуха. - Ознакомление ребенка со звуковысотными музыкальными инструментами. |
|
Содержание работы |
||
|
- учит ребенка играть в ударном оркестре эмоционально и музыкально, развивает чувство ансамбля; - учит воспроизводить несложные ритмические рисунки на ударных инструментах, помогает овладеть равномерной метрической пульсацией (использует в работе совместное музицирование взрослого и ребенка на клавишном инструменте, предлагая ребенку воспроизвести метрическую пульсацию на одной клавише в высоком или низком регистре); - способствует становлению ритмического этапа развития импровизации (появлению разнообразия и богатства ритмических структур, интересно объединяемых детьми в различных построениях); - знакомит со строением звуковысотных детских музыкальных инструментов и способами игры на них. |
|
Музыкальная игра-драматизация |
||
Задачи |
- Поддержка ребенка в их желании участвовать в играх-драматизациях, включающих различные виды музыкальной деятельности, художественное слово, мимику и пантомиму. - Использование игры-драматизации для развития творчества ребенка и проявления его индивидуальности. |
|
Содержание работы |
||
|
- знакомит ребенка с игрой-драматизацией предварительно; - предлагает сначала ребенку воплощать каждый образ в движениях, принимать участие в обсуждении разных вариантов исполнения (медведь — угрюмый, любопытный, задумчивый и т.д.); помогает выбрать вариант, в наибольшей степени соответствующий характеру образа, поддерживает каждую творческую находку ребенка; - поощряет желание ребенка исполнять роль сольно, в небольшой группе; - поддерживает проявление индивидуальности и элементы импровизации в ролевом поведении, музыкальном движении, речевом интонировании. |
|
Дата |
Форма и название мероприятия |
Цель мероприятия |
ФИО педагога и подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|