Мониторинг музыкального развития дошкольников по программе "От рождения до школы"
Документы для скачивания
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Диагностические задания для первой младшей группы
Что изучается? |
Дидактические игры, задания, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
Слушание |
||
1. Прослушивание музыкального отрывка веселого плясового характера. Материал: «Полянка», рус. нар. мелодия, обр. Г. Фрида |
Педагог предлагает детям прослушать музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту (хлопки в ладоши, покачивание головой, повороты кистей рук) |
3 балла – ребенок слушает с интересом, оживляется, хлопает в ладоши, покачивает головой под музыку и т.п. 2 балла – ребенок внимательно слушает, но не проявляет двигательной активности, зажат и скован 1 балл - ребенок равнодушен к музыке |
|
2. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Угадай-ка». Материал: игрушки курочка с цыплятами, уточка с утятами |
Педагог показывает игрушку курочку: - Послушайте, дети, как курочка зовет цыплят: «Ко-ко-ко!» (поет низким голосом) Затем показывает цыплят: - А цыплятки ей отвечают тоненькими голосочками: «Ко-ко-ко» (поет высоким голосом) А сейчас послушайте, кто поет песенку, курочка или цыпленок? Возьмите игрушку и покажите. Аналогично проводится игра с утятами. |
3 балла - ребенок правильно выбирает игрушку. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается играть |
|
Пение |
|||
Подпевание знакомой песни. Материал: «Баю» (колыбельная), муз. М. Раухвергера Мягкая игрушка медвежонок |
Педагог приносит на занятие игрушку медвежонка: - Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, только он капризничает, потому что ему хочется спать. Мы сейчас споем медвежонку колыбельную песенку, и он заснет.
|
3 балла – ребенок подпевает, эмоционально реагирует 2 балла - ребенок проявляет двигательную активность, покачивается в такт, но не подпевает 1 балл – ребенок эмоционально не откликается на музыку, не подпевает |
|
Музыкально-ритмические движения |
|||
1. Выполнение танцевальных движений под музыку. Материал: «Микита», белорус, нар. мелодия, обр. C.Полонского
2. Музыкальная игра «Веселей, детвора!» Материал: «Веселей, детвора!», муз.И.Картушиной
|
Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу в соответствии с текстом: притопывать ногой, хлопать в ладошки, поворачивать кисти рук
Педагог встает с детьми в хоровод и побуждает их передавать образы, встречающиеся в тексте (лисичка хвостиком метет, мишка косолапый идет, зайка прыгает, птичка летает, ежики топают). |
3 балла – ребенок начинает движение с началом музыки и заканчивает с ее окончанием, правильно выполняет движения, танцует с удовольствием 2 балла - ребенок с опозданием включается в танец, выполняет движения с помощью взрослого. 1 балл - ребенок отказывается выполнять задание |
|
Игра на детских музыкальных инструментах |
|||
Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Угадай, на чем играю» Материал: ширма; игрушки-би-ба-бо: зайчик, мышка; погремушка, барабан |
Педагог ставит перед детьми на стол ширмочку и показывает мышку, которая играет на погремушке, приговаривая: - Я – мышка - норушка, звеню погремушкой. Мышка звенит погремушкой и прячется за ширму. Затем педагог показывает детям зайчика, который играет на барабане, при этом приговаривает: - Я зайчик - побегайчик, бью в барабанчик! Зайчик играет на барабане и прячется за ширму. Педагог: Мышка с Зайкой убежали, нам загадку загадали, кто играет, тут узнай, нам скорее отвечай. |
3 балла – ребенок узнает звучание музыкального инструмента, называет его 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Диагностические задания для второй младшей группы
Что изучается? |
Дидактические игры, задания, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
|
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
Слушание |
|||
1. Прослушивание музыкальных композиций разного характера. Материал: Е. Тиличеева «Марш», А. Гречанинов «Колыбельная», р. н. м. «Как у наших у ворот» в обр. И.Михайловой
|
Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку. Отмечает настроение каждого ребенка. Детям предлагается выполнить движения, соответствующие данному музыкальному фрагменту: • плясовая (хлопки в ладоши, притоп носком ноги); • колыбельная (покачать куклу, закрыть глаза); • марш (марширование на месте). Вопросы: - Вам понравилась эта музыка? - Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? |
3 балла – ребенок слушает музыкальное произведение до конца, проявляет эмоциональную отзывчивость, правильно отвечает на вопрос 2 балла - ребенок проявляет эмоциональную отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, но не дослушивает до конца произведение, отвлекается, затрудняется ответить на вопрос 1 балл - ребенок не проявляет эмоциональной отзывчивости, интереса, желания включиться в музыкальную деятельность, отказывается отвечать, молчит. |
||
2. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Птицы и птенчики». Материал: «Птицы и птенчики» муз. Е.Тиличеевой; иллюстрации с изображением птичек
|
Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение «Птицы и птенчики». Вопросы: - Всегда ли музыка звучит одинаково? - Как чирикают птенчики? (Высоко или низко.) - Как чирикают птички?
|
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
||
3. Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Громко - тихо». Материал: «Громко - тихо», музыка Г.Левкодимова |
Муз. руководитель предлагает детям прослушать музыкальное произведение, определить, когда оно звучит громко, а когда тихо. Вопрос: - Всегда ли музыка звучит одинаково? Затем предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение, прохлопать в ладоши «тихо», когда музыка звучит тихо, и «громко», когда музыка звучит «громко»
|
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопрос. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
||
Пение |
||||
1. Узнай и спой песенку по картинке Материал: Карточки-картинки, отражающие содержание песен из музыкального репертуара второй младшей группы
|
Педагог предлагает ребенку разглядеть карточки-песенки, выбрать из них понравившуюся, рассказать, о чем будет петь, и спеть песенку, которой подходит эта картинка.
|
3 балла – ребенок выбирает картинку, называет песенку, поет 1 куплет или припев 2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога 1 балл – не может и/или не хочет выполнить задание
|
||
2. Исполнение знакомой песни. Материал: «Петушок», русская народная песня |
Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает спеть эту песню вместе с ним. Примечание. Если ребенок затрудняется или не знает предлагаемую песню, педагог предлагает ему исполнить любую песенку, которую он знает |
3 балла - ребенок исполняет предлагаемую педагогом песню, не отставая и не опережая других 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением. 1 балл – ребенок затрудняется исполнить песню, которую предлагает сам; отказывается выполнять задание
|
||
Музыкально-ритмические движения |
||||
1. Выполнение движений, соответствующих характеру музыки. Материал: русские народные плясовые мелодии («Ах вы, сени», «Барыня», «Из-под дуба» и т.п.)
|
Педагог побуждает детей под музыку выполнять движения по показу: кружиться по одному и в парах, притопывать попеременно ногами, выполнять вращение кистями рук
|
3 балла – ребенок двигается ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, правильно и с удовольствием выполняет танцевальные движения 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, отказывается его выполнять |
||
2. Пляска и игра с погремушками Материал: «Пляска и игра с погремушками», муз. и сл. В. Антоновой, погремушки по количеству детей |
Педагог раздает погремушки и приглашает детей потанцевать. Педагог марширует, звеня погремушкой, кружится, прячет погремушку за спиной, бегает по кругу, отстукивает ритм ножкой погремушки, сидя на корточках |
3 балла – ребенок увлеченно танцует, точно повторяя за педагогом движения 2 балла - ребенок без остановки бегает и звенит погремушкой, не меняет движений вместе с педагогом. 1 балл - ребенок отказывается выполнять задание |
||
Игра на детских музыкальных инструментах |
||||
Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Кого встретил колобок?» Материал: картинка «Колобок на лужайке», карточки-картинки с изображением персонажей сказки, дудочка, металлофон, бубен, погремушка, барабан |
Педагог вместе с детьми вспоминает сказку «Колобок», перечисляют всех персонажей, которые встречаются колобку на пути. Педагог предлагает прослушать, кто идет по лесу, при этом образ колобка передает металлофон (колобок перекатывается – мелодия постепенно то поднимается, то опускается), зайчика– барабан (идет по лесу зайчик, бьет в барабанчик), волка – погремушка (волк по лесу бежит, погремушкою гремит), медведя – бубен (медведь идет, в бубен лапой бьет), лисичку – дудочка (лисичка хитрая, ласковым голоском говорит, будто дудочка поет) После того, как педагог сыграет на инструменте, ребенок определяет, какой персонаж был озвучен, и вставляет в окошечко картинку с данным персонажем |
3 балла – ребенок правильно определяет персонажа и называет музыкальные инструменты 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
||
Диагностические задания для средней группы
Что изучается? |
Дидактические игры, задания, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
Слушание |
||
1. Дидактическая игра «Что делает кукла?» Материал: «Колыбельная», муз. А.Гречанинова; «Марш», муз. Л.Шульгина, «Ах ты, береза», рус. нар. песня Карточки: «кукла спит», «кукла танцует», «кукла марширует»
|
Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делает кукла, и поднять соответствующую карточку Вопросы: - Вам понравилась музыка? - Какая это музыка по настроению - веселая или грустная? Тихая или громкая? Быстрая или медленная? - Что делала кукла под эту музыку? |
3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, правильно отвечает на вопрос 2 балла – ребенок к концу начинает отвлекаться и слушать невнимательно, выполняет задание с помощью педагога 1 балл – ребенок слушает невнимательно, не отвечает на вопрос |
|
2. Узнавание знакомых песен по мелодии Материал: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского, «Мы запели песенку», муз. М.Рустамова, сл. Л.Мироновой
|
Педагог играет на металлофоне или фортепиано мелодию знакомой песни: В начале года – «Улыбка», в конце года – «Мы запели песенку»
|
3 балла – ребенок узнает песенку, оживляется, подпевает, самостоятельно вспоминает название песни 2 балла – ребенок слушает песенку, эмоционально откликается, с помощью педагога вспоминает название или слова из песенки 1 балл – равнодушен к исполнению песенки, отказывается выполнять задание |
|
3. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха «Качели» (восприятие и различение звуков септимы). Материал: «Качели» муз. Е.Тиличеевой; карточка с изображением качелей в верхнем и нижнем положении, цветная карточка, закрывающая изображение, металлофон, ширма. |
Педагог исполняет детям песенку Е.Тиличеевой «Качели». А затем предлагает детям спеть песню вместе и на слова «вверх» поднимать руку вверх, а на слова «вниз» опускать её. После этого педагог играет на металлофоне верхний звук (до2), показывая картинку «качели вверху», а затем играет нижний звук (ре1) |
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
|
Пение |
|||
Исполнение знакомой песни. Материал: в начале года «Осень», муз. И. Кишко, сл. Т. Волгиной, в конце года «Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой |
Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним.
|
3 балла - ребенок вместе с другими детьми начинает и заканчивает пение, поет протяжно, четко произносит слова 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, не внятно, но старательно произносит слова, не тянет долгие звуки. 1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
|
Музыкально-ритмические движения |
|||
3. Выполнение движений, соответствующих характеру музыки, смена движений в соответствии с двухчастной формой произведения. Материал: «Летчики, на аэродром» муз. М.Раухвергера |
Педагог играет детям музыкальное произведение, обращает внимание на средства музыкальной выразительности (как летчики заводят мотор, как летят самолеты, как летчики маршируют на параде). Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Летчики, на аэродром!» |
3 балла – ребенок двигается согласно музыке 2 балла - ребенок включается в игру, ориентируется на других детей и подсказки педагога 1 балл - ребенок не слышит изменений в музыке, не меняет движений |
|
4. Выполнение танцевальных движений: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах Материал: «Барыня», русская народная мелодия, «Полька», муз. М. Глинки, «Пляска парами», латыш, нар. мелодия |
Педагог предлагает детям выполнять танцевальные движения под музыку: · пружинки - «Барыня» · подскоки – «Полька» · кружение Педагог просит детей построиться парами и под музыку «Пляска парами»: · идти по кругу · бежать парами на носочках · кружиться в парах |
3 балла – ребенок правильно выполняет все задания 2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 задания 1 балл – ребенок не держит круг, не справляется с подскоками, наклоняется, выполняя «пружинку», не выполняет задания |
|
5. Выполнение танцевальных движений с куклами по показу Материал: «Калинка», русская народная мелодия кукла Марина и игрушки по количеству детей |
Педагог показывает детям куклу: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Марина и привела с собой своих друзей – игрушечных зайчиков, медвежат, собачек (делает вид, словно кукла что-то шепчет на ушко). Марина очень любит танцевать и приглашает всех вас на танец. Берите игрушки и вставайте в кружок. |
3 балла – ребенок увлеченно танцует, точно повторяя за педагогом движения 2 балла - ребенок с удовольствием танцует, но меняет движения только после подсказки педагога. 1 балл - ребенок занят игрушкой, не обращает внимание на танцующих, двигается сам по себе |
|
Игра на детских музыкальных инструментах |
|||
Игра на металлофоне Материал: «Мы идем с флажками», «Небо синее», муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Долинова Металлофон, ритмокарты |
Предварительно дети разучивают попевку, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм, знакомятся с ритмокартами. Затем индивидуально каждому ребенку предлагается прохлопать ритм песенки по ритмокарте, а затем повторить на металлофоне знакомую попевку. |
3 балла – ребенок исполняет на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
Диагностические задания для старшей группы
Что изучается? |
Дидактические игры, задания, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
||
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
Слушание |
||||
1. Дидактическая игра на определение жанра «Что делают в домике?» Материал: «В церкви» П.Чайковского, «Детская полька» М. Глинки, «Марш» Д.Шостаковича. Домик с открывающимися ставнями, в окошко которого вставляются рисунки, соответствующие музыке: песня, танец, марш. |
Педагог предлагает детям прослушать разнохарактерную музыку, определить, что делают дети, и для проверки открыть окошко в домике. Вопросы: - Как называется эта музыкальная пьеса? (Что делали дети под эту музыку?) - Какая это музыка по настроению (по характеру)?
|
3 балла – ребенок внимательно слушает музыкальное произведение до конца, правильно отвечает на вопрос 2 балла – ребенок внимательно слушает, выполняет задание с помощью педагога 1 балл – ребенок слушает невнимательно, неправильно отвечает на вопросы |
|||
2. Дидактическая игра на развитие тембрового слуха «Музыкальные загадки» Материал: Ширма, металлофон, треугольник, колокольчик, бубен, барабан, маракас, дудочка, ложки, арфа. Карточки с изображениями детских музыкальных инструментов, фишки. |
Педагог устанавливает на столе ширму, за которой раскладывает музыкальные инструменты и игрушки. Затем педагог проигрывает подгруппе детей мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают - называют инструмент и показывают карточку с изображением этого инструмента. За правильный ответ ребёнок получает фишку. |
3 балла – ребенок узнает звучание и называет более семи музыкальных инструментов 2 балла – ребенок получает не менее 4 фишек 1 балл – ребенок плохо различает звучание, 3 фишки и менее. |
|||
3. Дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха в пределах квинты «Лесенка» Материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), металлофон |
Педагог исполняет на металлофоне мелодию, ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой. |
3 балла - ребенок самостоятельно выполняет задание. 2 балла - ребенок выполняет задание с помощью взрослого. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
|||
Пение |
|||||
Исполнение знакомой песни. Материал: «Песенка друзей» сл. Я.Акима, муз. В.Герчик |
Педагог исполняет знакомую детям песню, предлагает детям спеть эту песню вместе с ним.
|
3 балла - ребенок поет естественным звуком, без напряжения, начинает и заканчивает вместе с другими детьми, пропевает долгие звуки, четко произносит слова 2 балла - ребенок исполняет песню с запаздыванием или опережением, вялая, не четкая дикция, не тянет долгие звуки. 1 балл – ребенок опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
|||
Музыкально-ритмические движения |
|||||
6. Музыкальная игра «Веселый бубен» Материал: «Полька» муз. М.Красева, бубен. |
Педагог встает с детьми в круг, передавая бубен по кругу, дети говорят: Ты беги веселый бубен. Быстро-быстро по рукам! У кого веселый бубен, Тот в кругу станцует нам! Ребенок с бубном выходит и танцует, дети повторяют за ним танцевальные движения. Если педагог выходит в круг, то проверяет умение детей выполнять следующие движения:
|
3 балла – ребенок самостоятельно придумывает движения, не повторяет за другими детьми 2 балла - ребенок повторяет движения за другими детьми, затрудняется сам придумать движения, но выполняет движения правильно 1 балл - ребенок не придумывает движения сам, по показу не может выполнить движения, или выполняет неправильно |
|||
7. Танец «Приглашение» Материал: «Перевоз Дуня держала», русская народная мелодия |
Педагог объявляет знакомый детям танец «Приглашение» и начинает его с одним ребенком, постепенно вовлекая в пляску всех |
3 балла – ребенок ритмично двигается в соответствии с различным характером и темпом музыки, умеет пригласить и поблагодарить за танец жестом (кивок, реверанс) 2 балла – ребенок забывает сделать реверанс, кивок, но при повторении исправляется, не дослушивает смену частей в музыке, раньше начиная кружиться, неритмично притопывает 1 балл – ребенок не делает реверанс (кивок) в начале и в конце танца, не ритмично притопывает, наклоняя корпус вперед |
|||
Игра на детских музыкальных инструментах |
|||||
Игра на металлофонах в ансамбле Материал: «Часики», муз. С.Вольфензона |
Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. |
3 балла – ребенок играет ритмично и с динамическими оттенками 2 балла - ребенок мелодию играет верно, но не ритмично, либо напротив – ритмично, но не по тем звукам, выбиваясь из ансамбля, но подстраиваясь к другим исполнителям к концу пьесы 1 балл - ребенок много ошибается, не может играть в ансамбле, не прислушивается к другим |
|||
Творчество |
|||||
Инсценировка песни Материал: «Про лягушек и комара» сл.Т.Волгиной, муз. А.Филиппенко |
Педагог предлагает детям инсценировать знакомую песенку – выбираются 2 лягушки и комарик. |
3 балла – ребенок эмоционален, поет («квакает», играет на скрипочке «дили-дили») и двигается соответственно своей роли 2 балла – ребенок с помощью педагога изображает персонажей песенки 1 балл – у ребенка не получается импровизировать танец лягушек, не выходит «игра на скрипке», отказ |
|||
Диагностические задания для подготовительной к школе группы
Что изучается? |
Дидактические игры, задания, вопросы |
Содержание диагностического задания |
Критерии оценки |
||
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству |
Слушание |
||||
4. Слушание Государственного гимна РФ Материал: Аудиозапись Государственного гимна РФ
|
Педагог предлагает детям послушать музыкальное произведение, назвать его, пропеть куплет с припевом
|
3 балла – ребенок узнает мелодию Государственного гимна РФ, называет авторов, может спеть куплет с припевом 2 балла – ребенок узнает мелодию гимна, но не знает авторов, слов куплета (припева) 1 балл – ребенок не узнает мелодию гимна |
|||
Материал: игра-лото «Три кита в музыке», аудиоподборка к игре с записями различных видов маршевой, танцевальной и песенной музыки |
Педагог раздает детям карточки с шестью разновидностями танца, марша, песни и предлагает детям поиграть в музыкальное лото, угадывая при этом, какому жанру принадлежит прослушанный отрывок |
3 балла – ребенок определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец), различает подвиды жанров 2 балла – ребенок определяет только жанр, не различая подвиды 1 балл – ребенок не различает жанры |
|||
6. Дидактическая игра на определение характера музыкального произведения «Море» Материал: карточки с изображением спокойного моря (штиль), легких волн и шторма «Грустная песня», муз. Г. Свиридова; «Море», муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»); «Зима» А.Вивальди («Времена года») |
Педагог раздает детям карточки с изображением моря. - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на карточки. Чем отличаются картинки, изображающие море? - Сейчас мы послушаем три музыкальных фрагмента, а вы определите, какая карточка больше подходит каждому отрывку: со спокойным морем, с покачивающимися волнами или со штормом. - Скажите, вам понравилась эта музыка? - Какая она по характеру? |
3 балла – ребенок определяет общее настроение, характер музыкального произведения, подбирает оригинальные эпитеты 2 балла - ребенок правильно определяет характер, но при описании музыки повторяет за другими детьми, не оригинален. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
|
|||
7. Дидактическая игра на определение инструментального тембра Материал: аудиозапись симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк», карточки-картинки с изображением персонажей и музыкальных инструментов |
Педагог предварительно знакомит детей с симфонической сказкой, персонажами сказки и озвучивающими их инструментами. Педагог: - Ребята, сегодня мы вспомним симфоническую сказку С.Прокофьева «Петя и волк». У меня есть карточки-картинки с изображением персонажей сказки и музыкальных инструментов, с помощью которых композитор изображает этих персонажей. Я буду ставить музыкальные отрывки из сказки вперемешку, кто угадает персонаж и его музыкальный инструмент, поднимает руку. |
3 балла – ребенок различает музыкальные инструменты по слуху, называет их, находит среди иллюстраций соответствующие музыке картинки 2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью педагога 1 балл - ребенок не справляется с заданием |
|||
8. Дидактическая игра на определение частей песни Материал: карточки с изображением дирижера перед хором, поющего солиста, поющего хора, кланяющегося дирижера. Любая песня из репертуара подготовительной группы |
Педагог показывает детям карточки-картинки и просит определить, какой части песни может соответствовать картинка. Затем педагог исполняет вступление, куплет, припев, окончание песни в произвольной последовательности, а ребенок называет часть музыкального произведения и выбирает соответствующую карточку |
3 балла – ребенок различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев) 2 балла – ребенок справляется с заданием помощью педагога 1 балла – ребенок не справляется с заданием |
|||
Пение |
|||||
Исполнение знакомой песни. Материал: «Листопад»; муз. Т.Попатенко, сл. Е.Авдиенко «Моя Россия», муз. Г.Струве, сл. Н.Соловьевой |
Педагог разучивает с детьми песню (в начале года «Листопад», весной – «Моя Россия»). 1. Педагог наблюдает за выразительностью исполнения.
|
3 балла – ребенок может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). 2 балла – ребенок знает песню, передает общее направление мелодии, не соблюдает динамических и темповых нюансов 1 балл – равнодушное, ровное исполнение без звуковысотных, динамических и темповых изменений |
|||
2. Педагог предлагает детям разные варианты исполнения: - Сейчас в нашем хоре солистом будет … - А теперь группа солистов… - Сейчас мы проверим, как вы поете без аккомпанемента… - Начинаем конкурс вокальных ансамблей. Первой выступит ансамбль девочек «Хрустальный голосок» (1 куплет) Теперь послушаем ансамбль мальчиков «Соловейко» (2 куплет)… |
3 балла - ребенок может петь индивидуально и коллективно, прислушивается к аккомпанементу, при пении a’capella выдерживает мелодическую линию 2 балла - ребенок исполняет песню увлеченно, забывая при этом о ритмическом и динамическом ансамбле, то поет, забегая вперед, то слишком громким голосом 1 балл – ребенок сольно не поет, в ансамбле сильно опережает или отстает от других детей, выкрикивает, либо вяло и не четко пропевает слова, молчит. |
||||
Музыкально-ритмические движения |
|||||
1. Музыкальная игра «Танцевальная угадай-ка» Материал: «Марш» И.Дунаевского, полька «Добрый жук» А.Спадавеккиа, «Вальс цветов» П.Чайковского, «Шествие гномов» Э.Грига
|
Педагог: - Сейчас мы поиграем в «Танцевальную угадай-ку!» Будет звучать разная музыка, а вы покажете с помощью танца, о чем она, передадите в движении ее характер. Педагог включает танцевальное попурри из названных материалов |
3 балла – ребенок умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами 2 балла – ребенок повторяет за другими, двигается не ритмично, движения не передают характер музыки 1 балл – не слышит и чувствует музыку, танцует сам по себе вне музыки и ритма |
|||
2. Музыкальная игра «Повторяй, не зевай» Материал: русская народная мелодия «Калинка» (чередование быстрого припева и медленного запева) |
Педагог выстраивает детей в кружок - Мы с вами поиграем в игру «Повторяй, не зевай». Внимательно наблюдайте за моими движениями и повторяйте без ошибок |
3 балла – ребенок умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг) 2 балла – ребенок затрудняется выполнить 1-2 из вышеперечисленных видов движений 1 балл – ребенок не выполняет более 3 из вышеперечисленных видов движений |
|||
Игра на детских музыкальных инструментах |
|||||
1. Дидактическая игра «Учитесь танцевать» Материал: большая матрешка и маленькие по числу играющих |
Игра проводится с подгруппой детей. Все сидят вокруг стола. У педагога большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких»,— говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. |
3 балла – ребенок точно передает несложный музыкальный ритмический рисунок 2 балла – ребенок верно простукивает ритм после нескольких повторений 1 балл – ребенок не справляется с заданием
|
|||
2. Игра на детских музыкальных инструментах Материал: «В нашем оркестре», муз. Т. Попатенко |
Предварительно дети разучивают пьесу индивидуально, обращают внимание на длительности (долгие и короткие звуки), прохлопывают ритм. Затем детям предлагается сыграть пьесу в ансамбле с другими детьми. |
3 балла – ребенок исполняет сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии
|
|||
Творчество |
|||||
Игра с пением «Как у деда Трифона»
|
Дети встают в хоровод, в центр круга считалкой выдирают водящего. Все вместе с педагогом инсценируют песню «Как у деда Трифона» (без сопровождения), выполняя соответствующие тексту песни характерные движения. В конце запева на слова «Разом делали вот так!» водящий придумывает оригинальное движение, которое все остальные дети должны повторить как можно быстрее и четче. |
3 балла – ребенок инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах 2 балла – ребенок инсценирует игровую песню, повторяя за другими, с помощью педагога может показать известное, но не повторяющееся движение 1 балл – ребенок не может придумать свое движение, стесняется повторить за другими движения |
|||
Диагностическая карта
№ п/п |
Ф. И. ребенка |
Слушание |
Пение |
Музыкально-ритмические движения |
Игра на детских музыкальных инструментах |
Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное) |
Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) |
||||||
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Список использованной литературы
- Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. – 352 с.