Коррекционная направленность музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития
Документы для скачивания
Использование коррекционной ритмики на музыкальных занятиях.
Согласно данным проведенных исследований количество детей с ЗПР постоянно увеличивается. Усложняются и задачи стоящие перед специалистами работающими с детьми данной категории детей.
Психомоторное развитие выполняет важную роль в развитии ребенка и имеет вкрапления во все анализаторные системы, поэтому важен поиск новых способов коррекции психомоторного развития для выравнивания стартовых возможностей дошкольников.
Основная цель коррекционной работы: создание оптимальных условий для развития эмоционально – волевой, познавательной, двигательной сферы дошкольников.
Мы знаем. Что ребенок развивается в движении. Через двигательную деятельность развиваются мыслительные процессы мозга. На коррекционных занятиях, как раз в игровой ситуации, систематизируется двигательная активность. Она становится ритмичной.Основатель ритмической гимнастики швейцарский педагог, пианист, органист – Э. Жак Далькроз. Ритм по его словам воздействует на человека в целом, равным образом воспитывая и формируя его тело и душу, избавляет от физических и психических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость в жизни через творчество.
Музыкальная логоритмика основывается на сочетании слова, музыки и движения, с преобладанием одного из этих компонентов или связи между ними. А музыка является организующим, руководящим началом, «дирижером». И активно влияет на эмоциональную сферу ребенка.
Основные ступени коррекционной работы:
- Слышать,
- Видеть,
- Понимать и пространство ощущать.
- Петь,
- Дышать,
Играть ритмично: громко, тихо, высоко, низко, в темпе и легко.
Самому придумать что- то, изменяя ход игры.
Вот тогда достигнем цели - чистой речи детворы.
- Слышать – педагога, звучащие предметы, музыку, установку на занятие (настройка, распевание, приветствие).
- Видеть – концентрировать внимание. Видеть предметы с которыми нужно выполнить упражнение (мяч, платочки, колечки, листочки).
- Понимать – просьбу, инструкцию, задание на внимание: «кочка, дерево, гора».
- Ощущать пространство – учить двигаться по залу не наталкиваясь друг на друга. Использовать различные виды ходьбы, бега (Паутина, муравьи, вышивание).
- Петь – развивать вокально – певческие навыки, вырабатывать плавный длительный выдох, правильное дыхание. (Игра на духовых инструментах, игры на дыхание, логоритмические распевки, надувание воздушных шариков).
- Речевые игры с движением, с музыкальными инструментами, с предметами и без.
- Моторика – пальчиковая гимнастика, так как речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук (Гонзики, пальчиковый театр, Бусоград).
- Коммуникативные навыки – для развития динамической стороны общения, позитивного самоощущения (знакомство, бубен, звезды, веселый платок).
- Артикуляционная гимнастика направлена на укрепления мышц органов артикуляции (Скороговорки, чистоговорки).
- Музыкальные игры – развивают речь, внимание, ориентацию в пространстве.
- Мышечный тонус – частое напряжение и расслабление мышц тела, самомассаж, игровой массаж, сказки – шуршалки, шумелки.
Структура организованной деятельности может варьироваться, последовательность может меняться, основывается на повторении и вариативности. Многократное повторение – залог успеха.
По опыту скажу, что обьем средств в работе по логоритмике огромен и разнообразен, много методических разработок.
Для достижения успеха в работе нужна только система и сотрудничество с педагогическим составом и родителями детей.
Таким образом в своей деятельности с детьми с ЗПР я реализую задачи ФГОС - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, а также формирорвание социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.